Концерт для скрипки с оркестром. 70 лет Татьяне Даниелян

Ярослав Распутин
Татьяна Даниелян. Фото из личного архива Татьяны Даниелян
Татьяна Даниелян. Фото из личного архива Татьяны Даниелян

70 лет исполняется музыканту, педагогу и человеку великой культуры Татьяне Даниелян

4 сентября исполнится ровно 70 лет с тех пор, как на свет появилась Татьяна Даниелян. Титулованная и как музыкант, и как педагог, и как общественный деятель, Татьяна Абрамовна особенно удивляет тем, как она относится к людям вокруг себя  – ученикам и их родителям, друзьям и родственникам, ветеранам и соратникам.

Скрипку выбрала случайно

Наша героиня родилась так, будто торопилась оказаться под этим небом. Мама не успела ни вызвать скорую, ни испугаться – маленькая Таня появилась на свет прямо в доме бабушки и дедушки в селе Изобильном. В этом доме и прошли первые пять лет жизни девочки, пока родители учились в Баку – и здесь же, с радио, началась её любовь к музыке.

– Самым большим другом моим было радио,  – вспоминает Татьяна Абрамовна. – Приёмник был всё время включен. Тогда по радио транслировали много классики, а ещё была программа «Учим песню» – я все эти песни знала.

Родители заметили, что Татьяна постоянно что-то поёт.

В комнате не было места, чтобы поставить пианино, но они отвели девочку к учителю-фронтовику Семену Дольникову.

– Он у меня спрашивает: ты хочешь учиться на скрипке? Я её никогда не видела, эту скрипку. Я сказала: «Хочу», так и определилась моя судьба. Это чистая случайность. Сказали бы: «Хочешь учиться на флейте?»  – я бы сказала: «Хочу», сказали бы: «Хочешь учиться на контрабасе?» – я бы сказала: «Хочу». Так вот я оказалась скрипачкой, – вспоминает Татьяна Даниелян.

Фото из личного архива Татьяны Даниелян
Фото из личного архива Татьяны Даниелян

Окончив музыкальную школу, Татьяна продолжила изучать скрипку в училище. Оттуда по распределению попала в Кисловодскую филармонию, одновременно поступив в Бакинскую консерваторию.

Золотые годы на юге и востоке

– Когда я пришла в Кисловодскую филармонию, мне казалось, что очень много умею. Но уже в середине первого дня я была в полуобморочном состоянии, – смеётся Татьяна Абрамовна.

Утром оркестр репетировал «Фантастическую симфонию» Берлиоза, а вечером давал концерт, который начинался симфонией «Юпитер» Моцарта и заканчивался шестой симфонией Чайковского – сложнейшими произведениями, которые новенькой нужно было играть без репетиции. На счастье Татьяны, здесь играл приятель по училищу, выпустившийся на несколько лет раньше, – весь перерыв между репетицией и концертом он помогал молодой скрипачке разучить ноты к вечернему выступлению.

Фото из личного архива Татьяны Даниелян
Фото из личного архива Татьяны Даниелян

На этом счастливые совпадения не закончились. Здесь, в Кисловодской филармонии, работал также Георгий Габрусь – тот, кто стал для Татьяны Абрамовны другом, наставником и верным спутником жизни.

– У меня всегда были великолепные учителя, а Жора был самым близким мне учителем. Он старше меня на 9 лет, великолепный скрипач, композитор и поэт.

Когда Татьяна окончила консерваторию и стала скрипачом и музыкантом, они с мужем получили от Юрия Николаевского приглашение в Дальневосточный симфонический оркестр в Хабаровск – и приняли его. В столицу Дальнего Востока летели с одним чемоданом на две скрипки. В первую зиму там оказалось настолько холодно, что девушка думала: если остановиться на улице – примёрзнешь к асфальту. Но всё искупалось великолепной школой.

– Это были 10 золотых лет – время становления меня как музыканта и как человека. Кисловодск очень любили все знаменитые музыканты, но Хабаровск притягивал их тем более: здесь гастролёры проходили недельную акклиматизацию перед поездками в Японию и работали в это время с нами.

Одновременно с работой в оркестре супруги Габрусь и Даниелян работали в музыкальных школе и училище – обе ступени их воспитанникам удавалось проходить, не меняя наставника. Работа с детьми требовала много сил, смекалки и терпения, и всё это нашлось в характере молодой скрипачки.

В 1974 году у супругов родилась дочь Алина. Год они работали и гастролировали, но с ребёнком делать это стало сложнее, и в 1975 году музыканты вернулись в Ставрополь. Здесь Татьяна Абрамовна выбрала основным местом работы музыкальную школу №2, не оставляя исполнительства.

«Сегодня я буду вредничать»

Фото из личного архива Татьяны Даниелян
Фото из личного архива Татьяны Даниелян

– Приходит ко мне один ученик, насупленный такой. Кидает скрипку на подоконник, начинает её возить туда-сюда и заявляет: «Сегодня я буду вредничать». Ну, говорю, вредничай, как закончишь – приступим к уроку. Сопит, возится, я его спрашиваю: «Навредничался?» – «Нет». Так несколько раз, и в итоге отвечает: «Всё». Тогда и начали занятие.

После урока рассказывала случай знакомым, а они наперебой: «Да я бы его за дверь вышвырнула, и скрипку следом! Да я бы его!..» – но Татьяна Абрамовна знает, что так нельзя. Нужно было его «победить». И правда, больше таких фокусов со стороны мальчика не было.

– Для детей нужно просто адское терпение. Некоторые приходят с таким кандибобером, что не знаешь, на какой козе подъехать, но подъехать надо. Бывает, взрослые люди не выдерживают такого, уходят из профессии, – отмечает учительница.

Как педагог Татьяна Даниелян ставит целью быть примером для своих учеников. «Учить музыке на словах не годится. Ребёнок должен увидеть, услышать и повторить», – не устаёт утверждать она. Ещё один важный пункт – нужно найти свой подход к каждому ученику, и тут одного рецепта нет.

– Это я называю «ориентироваться на местности». Кому-то нужно показать, как можно красиво играть на скрипке, кого-то заинтересовать в игровой форме. Одно правило не нарушаю: я никогда не повышаю голос.

Выпускники скрипачки разбросаны по всему свету. Они есть в Америке, Израиле, Италии и во многих городах нашей Родины – от столиц до провинций. Не все они стали профессиональными музыкантами, но учительница и не ставит такую цель: когда у ребёнка есть таланты в науках, сама советует выбрать то, что получается лучше всего. Но музыка, говорит, всегда пойдёт только на пользу – так и выходит.

Татьяна Абрамовна гордится тем, что ни один её ученик не был замешан в историях с алкоголем, наркоманией и другими пороками. Музыкальная школа, уверена она, как оберег хранит детей, прикоснувшихся к высокой культуре. Про каждого ученика у неё найдётся история, а обычно и не одна. И не только про ученика: поразительную чуткость Татьяна Абрамовна проявляет ко всем, кто окружает её в жизни, и как настоящий историк бережно хранит воспоминания о каждом своём друге.

Семь тетрадок историй

Фото из личного архива Татьяны Даниелян
Фото из личного архива Татьяны Даниелян

Больше 30 лет назад председатель Краевого союза ветеранов гвардии полковник Д.И.Лычёв пригласил её вести программу «Живая история Отечества». Но отзывчивый музыкант стала не просто ведущей – с тех пор огромную часть своих сил она отдала тому, чтобы сохранить истории ветеранов, открывающиеся ей. В квартире Татьяны Абрамовны хранится стопка из семи толстых тетрадей, исписанных воспоминаниями её собеседников, прошедших огонь войны.

– Через мое сердце и душу проходят замечательные люди, с которыми мы всегда остаёмся друзьями. Это П.С. Захарченко, танкист одного из первых ворвавшихся в Берлин танков, сапёр Я.Г. Асберг, из женщин – связист Д.Г. Бежанова, майор медслужбы Н.М. Беглярянц. Сейчас Союз заботится о ветеранах ВОВ под руководством капитана 1 ранга Ю.В. Виноградова.

За полжизни, отданные ветеранам, Татьяна Даниелян получила немало наград. Она и сама ветеран труда, к тому же – медалист ордена Доблести, обладатель Почётного знака Российского союза ветеранов, отличник культурного шефства над Вооружёнными силами СССР. Сама она не устаёт удивляться жизнелюбию и энергии подшефных ей фронтовиков и особенно фронтовичек, перешагнувших рубеж в 90 лет.

Война вмешалась в жизнь Татьяны Абрамовны почти со всех сторон. Первый переезд в Ставрополь в 1950 году отчасти был связан с прошедшей бурей – отца направили восстанавливать архитектуру города.

Память об этом трагическом времени, которое Татьяне Абрамовне повезло не застать, хранили множество окружавших её людей. Не только первый учитель музыки Семён Дольников – все учителя будущей скрипачки прошли через это испытание. И даже встреча родителей несёт в себе его следы.

Абрам Даниелян пошёл на фронт в 1941 году и вскоре угодил в самую гущу событий. Под Сталинградом в 1942-м он получил контузию и продолжать воевать не смог. Выйдя из госпиталя, он отправился поступать в Баку в Азербайджанский индустриальный институт.

Маму начало Великой Отечественной застало в Нальчике – туда Ольга Новосельская приехала погостить к бабушке, окончив 10-й класс. С первых дней войны она работала санитаркой в местном госпитале, а когда пришли немцы, вместе с бабушкой приютила дома трёх своих пациентов, которые не могли спрятаться от фашистов сами.

В погреб с ранеными солдатами и Ольгой посадили огромную овчарку по кличке Милорд. Когда немцы, войдя в дом, вели проверку, погреб они закрыли сразу, только завидев собаку. Это спасло жизни троим ребятам, каждый из которых предсказуемо влюбился в храбрую девушку и долго ещё писал ей письма.

После того как Нальчик освободили, Ольга также отправилась сдавать вступительные испытания. 1 сентября 1944 года они оба оказались на пороге Индустриального института имени Азизбекова.

– Мама рассказывала: «Он подошёл ко мне, представился, взял за руки… И больше мы не расставались».

Молодость – внутри

По Татьяне Абрамовне тоже не скажешь, что ей исполняется 70. Кажется, она и сама не до конца в это верит.

– Звонит мне моя ученица из Хабаровска, общаемся, она и рассказывает – вот, мол, внук родился. Боже мой, у этой девочки, которая ко мне пришла совсем ребёнком, уже внук! – удивляется учительница скрипки.

Единственный секрет молодости, который удаётся узнать, – это культура обязательности, привитая родителями, бабушкой и дедушкой. Вместе с сестрой Кариной они с самого детства привыкли выполнять, за что взялись, до конца – в этом Татьяна Абрамовна находит силы работать, играть и участвовать в жизни других.

– Меня часто спрашивают, в чём дело, как я «скрываю» свой возраст. Одна коллега так часто этим интересовалась, что однажды я ей сказала: «Только тебе расскажу. Утром просыпаюсь – делаю зарядку. Лёгкий макияж, причём пользуюсь российской косметикой. И улыбаюсь». Не поверила!

Единственное, что напоминает о возрасте – память о тех близких, кто ушёл в свой срок или слишком рано. Нет уже рядом родителей, умер муж, а не так давно не стало сестры. Остаётся бережно хранить память о них и ещё сильнее ценить тех, кто остались  – например, дочь Алину, первую скрипку Госоркестра имени Светланова, которая уже воспитывает в Москве собственного ребёнка.

Пять лет назад Татьяна Абрамовна собрала в музыкальной школе ансамбль «Рапсодия». Его участницы – вместе с руководителем это Татьяна Мельникова, Ольга Кононова, Нина Шарова, Ирина Исакова  –  играют переложенные классические и народные произведения, выступают для ветеранов и детей в интернате, помогают городскому Совету женщин.

Эта организация – ещё одна стезя Татьяны Даниелян. Здесь под руководством Анны Смирновой и Елены Иванчёвой она помогает многодетным семьям. Многие дети из этих семей поступили в класс скрипки, и теперь регулярно выступают на сцене и выигрывают конкурсы.

Татьяна Абрамовна не может оставаться равнодушной – когда кто-то приходит в её жизнь, она всем сердцем принимает его, а такая искренность не может оставаться без ответа. И поэтому её скрипка никогда не звучит одна – ей всегда вторит оркестр её добрых друзей.

Даниелян, люди, юбилей

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление