Крестьянский сын

Наталья Буняева

Недавно позвонили: «Я впервые за много лет отправила подружке письмо почтой. А то все компьютер, да компьютер... Ну решили вспомнить эпистолярный жанр, и как это: письмо из почтового ящика. И письмо вернулось обратно: почтальон, похоже, перепутала улицы Васильева и Васякина! Ну или еще как-то... Хотелось бы узнать, в честь кого названы эти улицы. А то живем всю жизнь в Ставрополе, любим его и не знаем...»

Для того чтобы ответить, пришлось покопаться не только в том же компьютере, но и в литературе. Есть у меня книжица, скорее, маленькая брошюрка о работе и военных подвигах летчиков-испытателей конструкторского бюро «Туполев». Когда-то подарили мужу, уж и не помню, при каких обстоятельствах. И там я впервые столкнулась с фамилией Васякин. Наш земляк — Васякин Марк Павлович. Навеки наш земляк...

Сирота

Родился Марк в 1908 году в Ставрополе в семье крестьянина. Рано остался сиротой, поэтому воспитывался в детском доме. Не уверена, но, думаю, тут немалую роль сыграла революция или Первая мировая война. В 1922 году, в возрасте 14 лет, поступил в школу ФЗО. Были такие школы фабрично-заводского обучения, считались низшей ступенью образования. И вот с этой низкой ступеньки наш юный тогда земляк начал подниматься ввысь, в самое небо. Кстати, в этой школе, созданной при типографии «Пролетарий», был организован первый пионерский отряд. Где Марк был первым в городе вожатым. Еще учился в школе, но уже твердо знал: будет продолжать обучение дальше. И выпустившись из «рабфака», отправился в Ростов, где поступил в Московский государственный университет имени Ломоносова на факультет международных отношений. Филиал, конечно...

Пришло время летать

Это не просто слова: призыв комсомола многих привел в летные школы. Марк в 1932 году поехал в город Качин под Севастополем: там учился и окончил с отличными характеристиками: «Летать может!» Это было в 1932 году. С этого времени его буквально захватили самолеты: летал, испытывал новые, случалось, что и кульбиты выделывал в воздухе, за что начальство по голове-то не гладило. Но в душе оно, начальство, было довольно: справный летчик растет!

Наступил год советско-финской войны. Сейчас многие спорят: а была ли она нужна, кто виноват, что делать?.. Но наших солдат не спрашивали: война — значит, надо воевать! За год войны Марк Павлович совершил 23 боевых вылета.

Испытатель

Его давно уже держали на примете: летчик-ас. Не уступает ни немцам, ни французам, ни американцам, державшим тогда пальму первенства. Испытатель к тому же, и нужно двигаться ему дальше... Без отрыва от военной службы Марк Павлович Васякин окончил инженерный и командный факультеты Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского.

Вот так мальчик со ставропольской улицы Монастырской шел к своему бессмертию. Потому что началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. И Марк Васякин даже не призывался, он уже был в составе Военно-воздушных сил Советского Союза. Воевал в составе (предположительно) 410-го бомбардировочно-авиационного полка на современном тогда самолете ПЕ-2.

Из книги

«По воспоминаниям маршала авиации С.И.Руденко, капитана Васякина отличала «умелая тактика, смелость и хладнокровие». Так, при бомбардировке вражеских самолетов на аэродроме Демидов Васякин, будучи ведущим группы из трех ПЕ-2, мастерски использовал посадку Ju-88 для блокировки целого воздушного отряда. Это позволило нанести удар неожиданно и без потерь». В начале августа 41-го Марк Павлович возвращается в родной НИИ ВВС. Там проводит испытания новой серии самолетов ПЕ-2 — ПЕ-2И. Это не бомбардировщик, на котором он летал ранее, это истребитель — грозная машина. Когда она появлялась в воздухе, немцы в панике передавали: «Ахтунг! В воздухе ас Васякин!». Первое испытание прошло 9 октября 1941 года. С этого момента для фашистов в небе поселился настоящий ужас: наш истребитель был гораздо маневреннее, боеспособнее всех известных самолетов. Работа испытателя связана со смертельным риском. Однажды на испытании машины сорвало крышку кабины летчика. Во время другого полета отказали оба двигателя, и летчик вынужден был срочно приземлиться на поле. Четырнадцать раз в аварийной обстановке Васякин производил посадки самолета, спасая экипаж и саму машину. Не раз в чрезвычайных ситуациях ему давали команду - оставить самолет и воспользоваться парашютом. Но летчик-испытатель прежде всего думал о том, как сохранить самолет для дальнейшего усовершенствования.

Одновременно с истребителями наш земляк вел испытания бомбардировщика ТУ-2 с двигателями двух серий. 28 октября 1942 завершил контрольные испытания. И сразу на фронт. Он давно рвался бить фашистов с воздуха, но испытателей было мало...

На фронт!

В составе 132-го полка под командованием подполковника А.Хлебникова на ТУ-2 вылетел на Калининский фронт. Несколько месяцев полк в составе Калининского фронта наносил бомбовые удары во фронтовой полосе и по военным объектам в районе Смоленска, Витебска, Великих Лук и т.д. Потом полк воевал на Юго-Западном фронте, где самолеты использовались как бомбардировщики и разведчики. Ну и истребители были, любимые самолеты подполковника Васякина. Кстати, боевую деятельность самолетов командование все равно рассматривало как испытания. Войсковые испытания в условиях настоящих сражений.

С сентября 1943-го подполковник Васякин стал командиром 12-го бомбардировочного, орденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка. В 1943 году этот полк на бомбардировщиках ТУ-2 действовал на Калининском фронте. Понеся в тяжелых боях большие потери, полк был переведен для пополнения в Кубинку, под Москву.

В июне 1944 года 12-й полк перебазируют на Белорусский фронт. К этому времени у Васякина было уже около трех тысяч часов боевых вылетов. И был он награжден орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени.

Стропы...

Наступил последний день, 27 июля, 1944 года. Как всегда вылет на бомбардировку. Немцы уже знали, что в воздухе Васякин, и в небе началась паника: советский ас никому не оставлял надежды. В этот день надежда покинула его: самолет подбили истребители фашистов. Командир Васякин приказал экипажу немедленно покинуть машину. И выпрыгнул с парашютом последним. Приземляясь, видел бегущих к нему немцев. Еще раньше, в полку, он неоднократно говорил, что не умеет сдаваться. А уж сдаться в плен... Нет, это не обсуждалось никогда: «Я в плен не сдамся ни при каких условиях». Так и вышло: понимая, что плен близко, вот они — фрицы, Марк Павлович захлестнул на шее парашютные стропы... Так окончилась жизнь русского витязя, бесстрашного воина, летчика Марка Васякина.

Похоронен он на воинском братском кладбище в городе Елгава.

Его именем названа улица в Ставрополе.

герой, ВОВ

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление