Крымские каникулы

Наталья Ардалина

Два года спустя: пляжи полны отдыхающих, цены выросли, но по-прежнему ниже сочинских, а дороги заставляют забыть о скорости.

Переправа работает стабильно

Наталья Ардалина

Собираясь в Крым, больше всего мы боялись застрять в очереди на переправу. Как оказалось, совершенно напрасно, потому что впереди нас ожидали куда более экстремальные ощущения... Но обо все по порядку.

Итак, Керченская переправа работает как часы — лишь бы погода позволяла. Кстати, именно из-за этого нестабильного фактора мы решили все же не покупать электронный билет заранее: если из-за шторма паромы ходить не будут, с электронным билетом на руках придется в буквальном смысле сидеть и ждать у моря погоды. Без него можно спокойно развернуться и снять на ночь комнату где-нибудь в ближайшем поселке.

Впрочем, нам с погодой повезло, паромы отходили от пристани сразу по мере загрузки. К первому «отстойнику» автомобилей в поселке Ильич мы подъехали около 4 часов утра — возможно, именно ранним временем можно объяснить отсутствие очереди. Мы успели лишь купить билеты да выпить кофе, когда работник стоянки разрешил выезд на вторую стоянку, находящуюся непосредственно перед причалом. Впрочем, те, у кого электронные билеты все же были, проехали перед нами, так что в случае большой очереди электронная регистрация реально сократит время ожидания.

И вот он - порт «Кавказ»: не очень большой, по сути, причал, у которого швартуются паромы. Среди них есть просто огромные, пятиэтажные махины, на которых автомобили загружают в два нижних яруса, еще три палубы для пассажиров. Эти гиганты и загружаются медленнее, и, кажется, двигаются неторопливо по сравнению с маленькими шустрыми собратьями, на которые помещается всего-то около 150 машин. Рядом грузят железнодорожные составы, слева и справа возвышаются подъемные краны.

Сама переправа занимает минут 20. Те, кто совершает такие рейсы регулярно, спокойно уходят в закрытый пассажирский салон, где отдыхают на уютных мягких диванчиках. Там можно выпить кофе и чем-нибудь подкрепиться — пиццей, булочкой, шоколадкой. Туристы же, впервые добирающиеся в Крым таким способом, толпятся на палубах, радостно фотографируясь. Слева — Черное море, справа — Азовское, на горизонте водная и воздушная стихии сливаются, в общем, красота.

Дороги оставляют желать лучшего

Наталья Ардалина

Крым встретил нас утренней прохладой и совершенно «убитой» дорогой. Нет, какое-то время асфальт был вполне приличным — но недолго. После очередной ямы я подумала, что мы за последние годы привыкли к хорошим дорогам и принимаемся ругать администрацию за каждую мало-мальскую неровность; а вот в Керчи, например, никого не удивить провалившимся на пол-улицы асфальтом. Причем, судя по накопившемуся в яме мусору, провалившимся уже давно... Исходя из этой реальности, нарушают скоростной режим здесь только те, кто точно знает расположение выбоин на дороге.

Кстати, дорога от порта до Феодосии одна, именно на нее попадают все, приезжающие в Крым через Керченскую переправу, равно как и все, уезжающие из него. А потому пробка здесь — дело вполне обычное. Причем растянуться она может на много километров, и этот фактор обязательно нужно учитывать, планируя путешествие.

От Феодосии у туристов есть выбор — двигаться дальше по береговому серпантину или же ехать через Симферополь. Если ваша цель — Севастополь, то разницы в расстоянии практически не будет, если же вы планируете остановиться в Алуште или Ялте, то дорога по берегу короче. Но, к сожалению, короче — не значит быстрее. Крымский серпантин пока еще в подметки не годится краснодарскому. Такое ощущение, что дороги не ремонтировались с советских времен, о разметке все давно забыли, а об отбойниках со светоотражателями даже не слышали. При том, что дорога довольно опасна — ночью туда соваться весьма рискованно, можно банально не заметить очередной поворот.

Наталья Ардалина

Еще один минус — практически везде дорога двухполосная, по одной полосе в каждую сторону, и, если «повезет» встать за каким-нибудь «тихоходом», придется тащиться за ним целую вечность, потому что обогнать негде, а о дорожной «этике», когда такой транспорт съезжает на обочину и пропускает скопившуюся за ним колонну, здесь, видимо, не слышали.

Крымские пейзажи великолепны

Зато пейзажи с горной дороги открываются бесподобные: горные склоны, местами изрезанные виноградниками, зовущая к себе морская гладь, потрясающие отвесные утесы, местами голые скалы, а местами — заросшие зеленью и издали кажущиеся бархатными; размашистые крымские сосны соседствуют с гордыми свечами кипарисов. Но, как ни странно, все это не вызывает ощущения величественности, а кажется, скорее, игрушечным. Крым, по сути, небольшой полуостров, и горы здесь тоже не очень большие.

Пейзаж на дороге, ведущей через центр полуострова, удивительно напоминает наши ставропольские степи — с мягкими очертаниями холмов и мелкими полевыми цветами. Даже зелень здесь не яркая, какая-то слегка запыленная или выгоревшая на солнце. Но и эта дорога не станет скучной для туриста, у которого есть в запасе время. Дело в том, что по всему Крыму разместили очень удобные указатели, выполненные в едином стиле и сообщающие, где и что можно посмотреть. Таблички услужливо подсказывают, через сколько километров вам встретится очередная достопримечательность, которых в Крыму реально очень много: от древнейших крепостей, храмов, мечетей (или их остатков) до современных аква- или зоопарков.

Найти жилье можно прямо на месте

Наталья Ардалина

Многие сегодня бронируют жилье через интернет, предложений в Крыму очень много, и, на мой взгляд, цены пониже, чем в Большом Сочи. Впрочем, бронировать что-либо заранее совсем не обязательно, с жильем проблем здесь не будет: на любом вокзале, да и просто на улицах, особенно вдоль центральных дорог, стоят, сидят, прогуливаются владельцы домов, квартир, гостиниц; на каждом заборе висит табличка «Сдается жилье» или «Есть свободные места». Подобрать пристанище для отдыха можно на любой вкус и кошелек, от эконом-класса до люкса, от гостиницы прямо на берегу моря до тихого уютного отеля подальше от суеты.

Проблем с питанием тоже не возникнет: по всему побережью расположилась масса вполне демократичных столовых с низкими ценами, кафешек и ресторанчиков подороже. Цены в магазинчиках, как это принято на побережье, значительно выше, чем в сетевых супермаркетах. А на рынках продавцы с удовольствием торгуются.

Пляжи полны отдыхающих

И вот наконец пляж. Честно сказать, первое впечатление несколько удручающее: буквально полотенце негде кинуть, да и в море войти проблематично, потому что оно полно народу. У меня даже возникло ощущение неправильности ситуации: при таком количестве желающих сдать жилье пляж должен быть совершенно пустым, ан нет...

Но уже на следующий день мы разобрались в ситуации. Безумный ажиотаж существует лишь на центральных пляжах, если потратить 15 минут времени и прогуляться вдоль берега в любую сторону, можно найти более приемлемое место. Конечно, не безлюдное, но и по вашим ногам никто топтаться не будет.

А вот практически полное отсутствие торговцев и фотографов меня сильно порадовало. Согласитесь, надоедает каждые несколько минут слышать: «Горячая кукуруза! Свежее пиво! Вареные раки! Сладкие трубочки!» За неделю таких «ходоков» мы видели всего пару раз, а чернокожих аборигенов в перьях или с замученными обезьянками, настаивающих на необходимости сфотографироваться с ними, не было вовсе.

Само же море нас порадовало чистейшей теплой водой, без намека на водоросли или противных медуз. Местные рассказывают, что иногда прямо к берегу подходит холодное течение, так что купаться рискуют только «моржи», причем предсказать это явление практически невозможно. Но нам повезло, всю неделю температуры воды колебалась в пределах 25-26 градусов Цельсия.

Выбор экскурсий огромен

Наталья Ардалина

Наряду с желающими сдать жилье, на каждом углу стоят красочные стойки с предложениями посетить водопады, пещеры, «Ласточкино гнездо», «Воронцовский дворец»... Стоимость экскурсии зависит от расстояния и количества достопримечательностей, которые вам удастся посмотреть. Например, обзорная по Севастополю из Алушты займет целый день и обойдется в среднем в 1,5-2 тысячи рублей с человека.

Есть и свои хитрости: например, вам предложат подняться на Ай-Петри по цене канатной дороги. Завлекать будут тем, что стоять в очереди на канатку придется три часа, а на автомобиле вас привезут с комфортом и без промедления. При этом обратно спуститься сможете уже на канатке.

Не поддавшись на уговоры (весьма, кстати, назойливые) мы все же отправились в кассу канатной дороги. Очередь сначала действительно пугает. Но стоять нам пришлось все же не три часа, а минут 40, после чего группа человек в 20 погрузилась в кабинку. Нам повезло попасть вместе с группой в сопровождении экскурсовода, которая подробно рассказывала о том, что мы видим из окон: справа Аю-Даг — медведь, пьющий воду; слева — кошка приготовилась к прыжку. Говорят, что эта гора откололась от основного массива и через какую-то тысячу лет полностью погрузится в море.

Сама канатная дорога состоит из двух отрезков, между которыми придется пересесть в другую кабинку. Первый отрезок поднимается довольно полого, а вот второй внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный в Европе безопорный пролет. Угол подъема — 46 градусов, в какой-то момент кажется, что сейчас кабинка буквально врежется в скалу. Но, к счастью, все обходится благополучно, и вот мы уже на высоте 1153 метра над уровнем моря.

Помимо потрясающего вида вниз, есть что посмотреть и на самом верху. Особенно большой популярностью пользуются пещеры. Кстати, перед спуском вам предложат накинуть курточку, потому что в пещерах намного холоднее, чем на поверхности. Правда, одежка сильно замызганная, и особенно брезгливые предпочитают мерзнуть...

В целом Крым пока еще сильно напоминает наше недавнее советское прошлое: приветливые местные жители удивительным образом превращаются в хамоватых продавщиц; на окошке в автовокзале висит угрожающая надпись: «Кассир справок не дает!!!»; старенькие троллейбусы, напоминающие вагончики, все еще бегают по горным улочкам и даже междугородным дорогам; на памятниках архитектуры висят таблички времен Украинской советской социалистической республики. Но приметы меняющейся действительности уже повсюду: современные аптеки и супермаркеты с вежливыми улыбающимися работниками; новенькие отели, работающие по системе «все включено»; белоснежные шезлонги на пляжах; проходящий местами ремонт дорог, превращающий их в современные магистрали; а вместо лозунга «КрымНаш» здесь теперь используют девиз «РоссияНаша»...

Кстати, Крым как был, так и остался всесоюзной здравницей: помимо машин из всех регионов России, мы видели автомобили с номерными знаками Украины, Грузии, Азербайджана, Армении. Еще немного лоска, и курорт станет настоящей жемчужиной. 

Крым

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление