Кто кого опередит?

Тамара Коркина

«Народная трибуна», посвященная организации пассажирских перевозок в Ставрополе, можно сказать, длится по сей день. Опубликованный 1 июля отчет с мнением горожан на обозначенную тему дал лишний толчок для продолжения разговора. Люди звонят, жалуются, предлагают. Посетители сайта «Вечернего Ставрополя» тоже не остались в стороне от актуального разговора. Думаю, надо восстановить справедливость, предоставив слово в газете и им.

Чего нам не хватает?

«Да, проблем с транспортом в Ставрополе намного больше, чем видимых решений. Самая главная — фактическое отсутствие троллейбусов и другого более-менее вместительного транспорта. Сплошные «Газели», которые уже давно не отвечают потребностям растущего городского организма. А администрация то ли не хочет, то ли не может освободить Ставрополь от этих «тромбов» в «кровеносной системе» города».
«Троллейбусная система, пережившая кризис, перспективу все-таки имеет. Есть у нас и автобусы. Кое-что администрация Ставрополя, надо отдать ей должное, сделала. Но этого мало. У нашего пассажирского транспорта сейчас две проблемы: нехватка водителей и безобразная организация движения. Вот что в первую очередь надо решать. 
Ну а маршрутки… Они себя уже исчерпали. Надо закупать автобусы, чтобы запустить их в нижнюю часть города».
«Чего нам не хватает? Всем — нормальной организации движения. Расписание, интервалы, скорость, начало и окончание работы транспорта — все в городе сейчас через пень колоду. Ну и с маршрутками порядок надо навести. Не нужно их столько, в час пик стоит сплошная желтая лента из «Газелей», а везут они всего ничего. Про безопасность я молчу — у меня уже несколько знакомых пострадали в ДТП с «Газелями». Кто хочет стать инвалидом — вперед в маршрутку».

 Больное наследие девяностых

Маршрутки давно пора убирать с улиц города. Подобный вид перевозки пассажиров – позор. Ни в одной стране мира нет такой пародии на общественный транспорт. Технические вопросы на сегодняшний день власти решить могут. Постепенно закупят больше троллейбусов и нормальных автобусов и пересмотрят схему движения. Маршрутка – больное наследие девяностых, язва на теле нашего красивого и, в общем, удобного для жизни города».
«Я не сторонник маршрутных такси, и порой даже простаиваю лишние 10—15 минут на остановке в ожидании автобуса или троллейбуса. Но все же скорость и маневренность остаётся за ними. Считаю, что у рядового пассажира в любом направлении должен быть выбор — на чем ехать. Ну и часы работы водителей льготных автобусов убивают. Маршрутки же, ставшие у нас основным транспортом, неудобны, небез-опасны и маловместительны.
Где большой транспорт не проходит — нужны маршрутки, выдержавшие конкурс. Условие конкурса должно быть таким: к обслуживанию пассажиров допускать только современные низкопольные микроавтобусы, оборудованные ГЛОНАССом или ДЖИПИЭСом, следовательно, работающие по расписанию».

Верткие дублеры

«Конечно, троллейбус и автобус сейчас в кризисе. Маршрутки дублируют все направления, выручку тот же троллейбус не добирает. Опять же, графики утверждают люди, явно не заинтересованные в том, чтобы троллейбус «выплывал». Почему он ходит только до 7 вечера? Ерунда какая-то. Да и интервалы большие. Власти придержащие и блатные владельцы маршруток лоббируют личные интересы».

Жертвы одного явления

По природе своей мы таковы, что хотим как можно быстрее выявить виновников неустраивающей нас ситуации. На сегодня они для большинства горожан яснее ясного: «маршрутчики». С окраин на работу не выедешь — маршрутки с первых остановок идут переполненными. Вечером ни домой, ни в гости не доберешься — по той же самой причине. Передвижение по городу — сплошное неудобство: в маршрутку не входишь, а влезаешь, вползаешь, при этом редкий раз не упадешь на колени или на голову сидящим — водители нетерпеливы и быстро срываются с места. Передвижение — сплошное участие пассажиров в гонках, крутой экстрим. Скольких прибило, придавило жуткими дверями маломестных перевозчиков — можно только предполагать.
Между тем все мы — и автопредприниматели, и водители всех видов машин, и пассажиры - жертвы одного и того же явления: полного отсутствия в городе организации пассажирских перевозок.
Давайте понаблюдаем за тем, что ежедневно видим на улицах города. Первое — огромное количество маршруток. Их у нас — полторы тысячи, как ни в одном и значительно более крупном, чем наш, городе. В 2004 году их было в два раза больше требуемого, сейчас — в три. Горожанам от этого, может быть, и не хуже, особенно тем, у кого крепкие нервы.

Зарабатывать все труднее

А вот самим «маршрутчикам» зарабатывать на жизнь с каждым днем становится все труднее и труднее. Многие из них осваивали нишу перевозчиков с добрыми намерениями и радужными перспективами. Продавали квартиры, брали кредиты — налаживали свой бизнес. И то, что машин на линиях стало как селедок в бочке — не вина их, а беда.
У кого-то из могущих росли аппетиты. Посмотреть, кому принадлежат большинство «Газелей» — так обнаружим руководителей и представителей самых разных ведомств. Отдельным именитым лицам принадлежат десятки и десятки машин.
К тому же на линии людей с их машинами бесплатно не ставили. Как не раз звучало на заседаниях администрации (при прежнем руководстве), такса составляла сотни тысяч рублей. Вот и носятся сейчас водители наперегонки, выхватывая друг у друга пассажиров. Более маневренные и обезбашенные маршрутки буквально из-под носа выхватывают горожан у троллейбусов и автобусов. И выходит, все мы, в том числе и просто пользующиеся транспортом, сейчас втянуты в борьбу за выживаемость. А это суровый режим и суровые нравы, вбирающие и разборки водителей с монтировками на конечных остановках, и постоянные риски попасть в ДТП, и самовольство перевозчиков. В час пик все рвут, а потом, знаю, уезжают с линии.

Люди гибнут за металл?

Между тем весь пассажирский транспорт в городе, в том числе и маршрутки, «уложен» в жесткое расписание, в интервалы движения. Но только на бумаге, если кто расписание и соблюдает, так только большие перевозчики.
Работа маршруток вызывает у нас множество чувств, в том числе и растерянность, и недоумение. Скажем, категорически запрещается возить стоящих пассажиров. Это элементарно опасно — при ДТП не избежать увечий. Между тем лично мне не приходилось быть свидетелем того, чтобы водитель воспрепятствовал «лишнему» народу. Вызывает удивление, как иной раз по-гоночному, на одной линии несутся сразу три-четыре машины под одним номером. То есть на линиях - полное отсутствие дисциплины, уверенность в абсолютной безнаказанности. Спросила одного водителя — как он не боится и «лишних» людей брать, и нестись, опережая других перевозчиков, он усмехнулся — откупимся. Откупимся от всех. От милиции, которая не видит переполненные маршрутки, от чиновников, к котором простодушные горожане обращаются с жалобами. «В городе движением пассажирского транспорта правит бабло», — вот и все объяснение необъяснимым с точки зрения здравого смысла явлениям.

Что нас ожидает?

К нынешней жизни маршрутчики шли годами. То проводились хитромудрые конкурсы, то вдруг пригонялись машины из других городов, которые потом исчезали. В августе 2008 года управление Федеральной антимонопольной службы отменило результаты скандального конкурса 2007 года. А что дальше? Дальше ничего, хаос на дорогах. Вот в редакцию позвонил один из маршрутчиков: «В настоящее время у меня, как у многих перевозчиков, заканчивается договор на перевозку пассажиров с администрацией города. Сейчас отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие работу транспорта в городе с января текущего года. Что нас ожидает?».
А что всех ожидает в городе XXI века, где нет и признаков цивилизованной организации движения пассажирского транспорта? Большой вопрос, на который все-таки должен быть дан устраивающий всех ответ.
Тамара КОРКИНА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление