Квадратные метры одиночества

Ольга Метёлкина

Новый сезон в Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова открылся премьерой спектакля «Аккомпаниатор» по пьесе Александра Галина. Постановку осуществил известный московский режиссер народный артист России Юрий Ерёмин

Его с нашим театром уже несколько лет связывает плодотворное творческое сотрудничество.

Спектакли, которые Юрий Иванович поставил в Ставрополе: «Герой нашего времени», «Кастинг», «Маскарад», «Сотворившая чудо» (художественный руководитель постановки) и «Пропала жизнь», запомнились публике как яркие и глубокие. «Аккомпаниатор», следует думать, уже занял достойное место среди предыдущих работ режиссёра.

Пьеса А. Галина была написана в 1998 году. Её охотно ставили и продолжают ставить во многих столичных и региональных театрах. История, детали которой, возможно, покажутся несколько устаревшими в силу изменившихся реалий времени, тем не менее трогает зрителя. А происходит это, потому что речь идёт о человеческих взаимоотношениях. Времена меняются, а тема одиночества всегда остаётся животрепещущей.

В пьесе А. Галина «Аккомпаниатор» трудно определить, кто из героев главный. Чётыре персонажа, четыре судьбы. Каждый по-своему интересен. Что же связывает этих разных людей, которые при других обстоятельствах вряд ли бы встретились?.. Жанна Владимировна Кораблёва (народная артистка РФ Наталья Зубкова) – вдова видного учёного, краеведа, интеллигентная женщина, которая живёт воспоминаниями о любимом муже. Оттого, наверное, её квартира немного напоминает музей, а после того, как из издательства доставили тираж её мемуаров о профессоре, то и библиотеку. Кораблёва в исполнении Натальи Зубковой – олицетворение образованности и порядочности, идущей ещё из той, доперестроечной жизни. Она не позволяет себе думать о людях плохо. Оттого и известие, которое приносит в дом незнакомая женщина, воспринимает очень болезненно, но ведёт себя сдержанно, не давая выхода эмоциям.

Героиня актрисы Людмилы Дюженовой – Светлана Васильевна Сверчкова, совсем другая – искренняя и непосредственная, о таких говорят: «что на уме, то и на языке». Жизнью битая, в 90-е обманутая правительством и олигархами, пуганая реформами и жуликами всех мастей, она всем сердцем хочет верить в бескорыстную доброту и человеческую порядочность, но не может.

Третий персонаж – Изольд Тимофеевич Кукин (заслуженный артист РФ Михаил Новаков). «Парадный выход» жгучего брюнета преклонного возраста в парике «а ля Кобзон» сразу же вызывает в зале смех. Причиной тому не только нелепый вид в сочетании с несколько странным именем, но и своеобразная манера общения. Михаил Новаков весьма удачно наделил своего героя чертами «заслуженного ловеласа». Кукин сыплет пошловатыми шуточками из прошлой жизни и при каждом удобном случае демонстрирует фотографии бывших подруг из своего донжуанского альбома, цинично при этом заявляя: «Мужчины – штучный товар, это вы, бабы, идёте оптом». При всей нарочитой гиперболизированности образа Изольд Кукин в исполнении Михаила Новакова как типаж вполне реалистичен. Я думаю, женская часть зрительного зала, со мной согласится...

Но ведь было же что-то общее у таких разных людей, если они в один прекрасный день встретились в квартире Жанны Владимировны? Был кто-то... И этот кто-то – молодой человек по имени Григорий (актёр Александр Кошелевский), аккомпаниатор из хора ветеранов. Каждому из трёх пожилых людей он нужен. И не только потому, что помогает по дому, ходит за лекарствами и продуктами. Главное, что Гриша самим своим присутствием заставляет забывать об одиночестве. Как говорит об этом персонаж Михаила Новакова: «Мы встретились с вами, так сказать, у гробового входа. И у вас, и у меня ничего нет, кроме этого мальчика»...

Не буду пересказывать сюжетную линию спектакля, чтобы сохранить интригу для тех, кто его еще не видел. Скажу только, что у Александра Кошелевского получилось создать образ именно таким, каким его задумал автора пьесы. В первом действии он заставляет публику мучиться вопросом, кто же Гриша есть на самом деле: хитроумный жулик, сумевший расположить к себе доверчивых пенсионеров, или всё-таки добрый парень с чистыми намерениями и помыслами. А во втором действии спектакля зрители уже наблюдают, как за две недели изменилась линия его поведения. Григорий не только выглядит иначе: надев на себя новую, дорогую одежду, он закрылся бронёй равнодушия от тех, кто относился к нему как к сыну. Зритель должен сам ответить на вопрос: а так ли однозначен этот персонаж и обратимы ли перемены в нём...

В спектакле «Аккомпаниатор» режиссер-постановщик Юрий Ерёмин выступает также в качестве автора костюмов и художественного оформления. И здесь он остаётся верен себе, расставляя для внимательного зрителя особые «метки». Публика не должна воспринимать происходящее на сцене как нечто придуманное драматургом, поэтому из окна квартиры Жанны Владимировны открывается вид на здание Ставропольского театра драмы. Упоминается, что Гриша ходит в бассейн на Комсомольской горке. И еще одна любопытная деталь, «привязывающая» героев пьесы к Ставрополю: в комнате Жанны Владимировны висит портрет профессора Кораблёва, на котором запечатлён... известный ставропольский учёный, географ, краевед Владимир Георгиевич Гниловской.

«Аккомпаниатор» не относится к числу так называемых «кассовых» спектаклей. Его оценят по достоинству зрители думающие, глубоко чувствующие, не ориентированные на лёгкое зрелище, после которого быстро забываются имена героев и сам сюжет. Ведь от одиночества не застрахован никто. И возраст здесь не играет особой роли. В конце концов из четырёх героев пьесы «Аккомпаниатор», возможно, самый одинокий – это совсем ещё молодой Григорий.

Ставрополь, пьеса, театр драмы

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление