Летите самолетом? Проверьте ручную кладь!

Лариса Денежная

Александр Т. поехал в г. Выборг Ленинградской области помочь брату обустроить загородный дачный участок. Прихватил с собой и инструменты для предстоящих электротехнических работ. Целый месяц провел в трудах. Оставалось доделать самую малость. И - надо же такому случиться – в один из дней, выгружая очередные стройматериалы, поскользнулся на мокром резиновом покрытии. Работу пришлось прервать. А когда Александр немного поправился, брат с женой решили отправить его домой самолетом, чтобы избавить от утомительной дороги домой в поезде. Тем более что стоимость невозвратного эконом-авиабилета без багажа в новогодние каникулы была даже ниже железнодорожного – немногим более трех тысяч двухсот рублей, не считая услуги бронирования.

Вещей у Александра – всего-то одна сумка. Вполне можно пронести в самолет как ручную кладь. А вместе с багажом, как объяснили в агентстве, билет обошелся бы на две тысячи рублей дороже.

7 января из Выборга выехали в аэропорт на машине в семь утра. До места назначения - не более двух часов. Время вылета самолета рейсом 606 авиакомпании «Азимут» - 11.30. Вполне можно успеть. Но погода выдалась неважная. В общем, приехали за полчаса до вылета самолета - и бегом к стойке регистрации. Хотя «бегом» в данном случае не совсем верно. После травмы Александр не мог быстро передвигаться.

Мужчина прошел регистрацию. Перешел в зал предполетного досмотра, прошел через металлоискатель. Дальше – проверка ручной клади. Сумка уезжает по транспортеру на рентгенотелевизионную установку. И тут Александра огорошили: «Инструменты провозить нельзя». Выход – или сдать в багаж, или утилизировать. Первый вариант для Александра – считай, полстоимости билета. Денег на непредусмотренные траты нет. Второй вариант вообще неприемлем. Есть ли провожающие, которым можно передать вещь? Конечно, брат еще в аэропорту. Но сотрудники торопят: нужно идти на посадку. Радиоузел объявляет фамилии опаздывающих пассажиров, в том числе и Александра. Передавать инструменты брату уже нет времени - после травмы сильно не поспешишь. Сотрудник аэропорта интересуется, кому из провожающих передать изъятые инструменты, записывает фамилию брата. А Александру выдает бумагу (ее содержание Т. прочитал уже в Ставрополе). Т. успевает сообщить родственнику о возврате ему маленькой барсетки с инструментами. До вылета самолета он успевает связаться с братом по телефону. И тут выясняется: инструменты ему никто не отдал, к тому же отказались вызывать сотрудников из зала предполетного досмотра багажа и ручной клади….

- Билет мы покупали предварительно. Ни в агентстве, ни на билете и его рекламном проспекте информации о запрете провоза инструментов в ручной клади не было. Знал бы об этом раньше, принял бы меры. В электронном билете было только предупреждение о запрете перевоза опасных предметов - аэрозолей, пиротехники, легковоспламеняющихся веществ. Все. А у меня был небольшой набор электрика в барсетке 15 на 20 сантиметров. В аэропорту никаких стендов и плакатов с информацией о запрете провоза инструментов тоже не было, - рассказывал нам Александр.

Первым делом мы изучили документы, которые предоставил Т. Смутила странная бумага, именуемая «Уведомление о хранении веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте». В ней - никаких данных о пассажире, рейсе. Отсутствовала даже дата оформления уведомления, подпись пассажира. От руки был написан только номер акта - 182.

Бумага уведомляла о том, что в аэропорту есть услуга по хранению запрещенных к провозу вещей, которая является платной, и указывалась ее стоимость. По окончании установленного срока хранения в течение месяца, как следовало ниже, невостребованные вещи подлежат утилизации.

А что говорят на этот счет нормативные документы? В «Правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров», утвержденных Приказом № 104 от 25.07.2007 Министерства транспорта Российской Федерации, с изменениями от 16 апреля 2012 г. № 96, вы не найдете инструменты в перечне запрещенных к провозу вещей в ручной клади.

Однако авиаперевозчикам и аэропортам не возбраняется принимать дополнительные меры авиационной безопасности. Некоторые из них ужесточили правила провоза ручной клади, добавив к общепринятым запрещенным предметам потенциально опасные, посредством которых пассажир может нанести травму окружающим. В их число вошли штопоры для откупорки бутылок, иглы для уколов (при отсутствии медицинских показаний, подтвержденных справкой), спицы и крючки для вязания, маникюрные ножницы и перочинные ножи. На сайте аэропорта Пулково среди запрещенных вещей для провоза в ручной клади указаны помимо прочих также орудия ударно-дробящего действия (биты, дубинки различных видов и т. д.), а также рабочие инструменты (пилы, монтировки, дрели, сверла и т. д.) Видимо, отвертки и плоскогубцы из набора электрика Т. входят в число «и т.д.».

Однако Александру не дает покоя мысль: почему изъятую вещь не передали родственнику? Зачем тогда записывали его фамилию? Как быть с тем, что акт об изъятии он не подписал? И куда вообще «утилизировали» его инструменты? Т. намерен предъявить работникам аэропорта требование о возврате его вещей.

В соответствии с п. 47 упомянутых выше правил пассажиров воздушного транспорта обязаны информировать о требованиях законодательства Российской Федерации, регламентирующих перевозку багажа и ручной клади. «В местах продажи билетов, аэропортах, зонах регистрации пассажиров, перед зонами контроля, пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142», - гласит этот документ. Причем, как следует из правил, информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров идет на всех этапах обслуживания, а также об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз.

Мы не знаем, чем закончилась эта история. Совет можем дать один: чтобы не попасть в подобную ситуацию, заранее узнайте, что нельзя провозить с собой на самолете. Самый простой путь – зайти на сайт авиаперевозчика. Если нет Интернета, хорошо разузнайте об этом при покупке билета. Иначе «запрещенную» вещь ждет утилизация.

багаж, ситуация, меры авиационной безопасности, ручная кладь

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление