Миссия театра - помогать людям жить

Ольга Метёлкина

В рамках программы «Большие гастроли» на Ставрополье выступили артисты МХАТа имени М. Горького

 Год театра, проходящий в России, продолжает радовать ставропольских ценителей различных видов сценического искусства. В начале сентября в Железноводске и Ставрополе в рамках федеральной программы «Большие гастроли» выступили артисты Московского художественного академического театра имени  М. Горького. Зрители увидели спектакли «Ромео и Джульетта» и «Мастер и Маргарита», признанные одними из лучших в репертуаре знаменитого МХАТа.

Актеры МХАТ имени М. Горького в Ставрополе («Ромео и Джульетта»). Фото СДКиС.
Актеры МХАТ имени М. Горького в Ставрополе («Ромео и Джульетта»). Фото СДКиС.

Программа «Большие гастроли» стартовала в 2014 году. Благодаря открытию федерального Центра поддержки гастрольной деятельности, учрежденного Министерством культуры РФ, началась реализация масштабного проекта в ходе которого у зрителей практически во всех уголках страны появилась возможность увидеть лучшие постановки российских театров. В этом году в программу «Больших гастролей» вовлечены все 85 регионов России.

На Ставрополье спектакли МХАТа имени М. Горького прошли с абсолютным аншлагом в Железноводске и Ставрополе. Билеты на спектакли были раскуплены за считанные дни.

Заслуженный  артист РФ  Александр Самойлов.
Александр ПлотниковЗаслуженный артист РФ Александр Самойлов.

В последний день гастролей, перед началом спектакля «Мастер и Маргарита» нам удалось встретиться с мхатовцами. Как рассказал советник художественного руководителя МХАТ имени М. Горького народный артист России Валентин Клементьев, предыдущие гастроли театра в Ставрополе проходили 40 лет назад. Благодаря федеральному проекту появилась возможность вновь встретиться со зрителями в различных регионах России.

- В 90-е и нулевые годы театры были лишены гастролей, - отметил Валентин Валентинович. - Для нас очень важно общаться со зрителями не только Москвы, но и других регионов страны. Для нас это подарок - возможность выехать.

Гастроли на Ставрополье проходили накануне открытия сезона во МХАТ имени М. Горького. В этом году оно совпало с днем рождения народной артистки СССР Татьяны Дорониной, которая с 1987 года руководила этим театром. Сегодня Татьяна Васильевна является президентом МХАТ имени  М. Горького и по-прежнему играет в спектаклях.

В декабре прошлого года художественным руководителем Московского художественного академического театра имени М. Горького был назначен режиссер и продюсер Эдуард Бояков. Он известен как бывший генеральный директор российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», восемь лет руководил театром «Практика».

- Татьяна Васильевна остается знаковой фигурой для нас, - сказал Валентин Клементьев. - Она, безусловно, в курсе всего того, что происходит в театре. Преемственность полностью сохраняется, никаких серьезных изменений не предвидится. Новое руководство декларировало, что прежняя линия театра будет сохраняться с ориентировкой на классику, на отечественную драматургию.

В репертуаре МХАТ имени М. Горького действительно в основном идет вечная классика - пьесы М. Горького, А. Чехова, А. Островского. В разные годы были поставлены все пьесы М. Булгакова, к которому в театре особо трепетное отношение. Европейская драматургия представлена В. Шекспиром, Р. Шериданом, И. Бергманом, Б. Шоу и другими авторами.

- Мы возвращаемся к корневому материалу, к тем пьесам, что более ста лет назад шли на нашей сцене, - рассказал Валентин Клементьев. - Единственный спектакль в постановке К.С. Станиславского, идущий сегодня на мировой сцене, и самый старый в нашем театре - это «Синяя птица» М. Метерлинка. Сейчас мы делаем его реконструкцию. МХАТ приглашен с ним на «Русские сезоны» в Германию и Францию.

Один из первых спектаклей времен К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, которые шли в репертуаре МХАТа, - пьеса
М. Горького «На дне». Его премьера в постановке известного режиссера Андрея Кончаловского намечена на март 2020 года. В планах также реконструкция постановки В.И. Немировича-Данченко «Три сестры». Это что касается «исторического» мхатовского репертуара.

Народный артист РФ Михаил Кабанов  десять лет играет  в «Мастере и Маргарите» Воланда.
Александр ПлотниковНародный артист РФ Михаил Кабанов десять лет играет в «Мастере и Маргарите» Воланда.

Новый сезон во МХАТе открылся спектаклем по повести Валентина Распутина «Последний срок», который поставил режиссер Сергей Пускепалис. Автор написал инсценировку своего произведения специально для МХАТа еще в начале 70-х годов XX века. Премьера состоялась в мае этого года. А вслед за Москвой ее увидели зрители Севастополя, где театр показал ее в программе «Больших гастролей» в сентябре. «Надеюсь, через год приедем к вам и покажем этот спектакль», - заметил В. Клементьев.

Театр охотно ставит пьесы современных драматургов. Постоянное сотрудничество связывает его с Юрием Поляковым, творчество которого хорошо знакомо зрителям. 1 ноября очередная премьера - инсценировка по роману Юрия Полякова «Грибной царь». Позже зрители увидят постановку по пьесе Сергея Медведева «Парикмахерша», это новая драма. Как рассказал Валентин Клементьев, в этом сезоне на большой сцене намечено более десяти премьер: «Сделана большая заявка, постараемся все это выполнить».

Возвращаясь к спектаклям, которые МХАТ имени М. Горького привез на Ставрополье, следует отметить, что оба спектакля - «Ромео и Джульетта» и «Мастер и Маргарита» - были поставлены замечательным режиссером народным артистом России Валерием Беляковичем. К сожалению, три года назад его земной путь оборвался. Но созданные мастером работы продолжают жить, его спектакли неизменно собирают полные залы. Железноводск и Ставрополь не стали исключением.

Мы поинтересовались, в чем секрет успеха постановок Валерия Беляковича. Его «Мастер и Маргарита» в репертуаре театра идет с 2009 года, а интерес к спектаклю не ослабевает. Любопытно, что актерский состав за это время почти не изменился.

- В этом спектакле, как всё у Валерия Беляковича, - быстро, энергично, ярко, - говорит заслуженный артист РФ Александр Самойлов.
- На его постановку ушло менее полугода. Это характер работы Валерия Романовича. Он настолько заряжал своей энергией, силой. Я прочел «Мастера и Маргариту» очень поздно, где-то в середине учебы в ГИТИСе, потому что роман был долгое время запрещен. Но он так захватил меня, что я перечитывал раз десять. Мечтал сыграть. Белякович выбрал меня на роль Каифы. Для меня этот спектакль - большая серьезная школа. Здесь и режиссура Беляковича, и потрясающий материал, в котором просто купаешься.

Народный артист РФ Михаил Кабанов, который играет в спектакле «Мастер и Маргарита» роль Воланда, тоже с большим уважением вспоминает режиссера и своего учителя по курсу режиссерского мастерства в ГИТИСе:

- Валерий Романович - дорогой, очень близкий мне человек, великий, светлый гений. Придя после театрального института, я сыграл в его спектакле «Свалка» по Дудареву. Он звал к себе в Театр на Юго-Западе. Когда он болел, я играл вместо него Воланда в спектакле в театре К.С. Станиславского в бытность его художественным руководителем.

За десять лет «Мастера и Маргариту» во МХАТе сыграли почти 300 раз. И, как признаются актеры, каждый спектакль - это всегда волнительно. На Ставрополье театр привез полный состав исполнителей - 46 актеров.

Естественно, речь зашла и о мистической стороне булгаковского произведения. Мы поинтересовались, ощущается ли она актерами, которые столько лет играют в спектакле.

- Мы его играем, как сказку, спектакль не нагружен глубокой булгаковской психологией, - ответил Александр Самойлов. - Поэтому никакой мистики здесь нет.

Главное, не впадать в суеверие, считает Михаил Кабанов, играющий Воланда в «Мастере и Маргарите».

Интересно, что эта постановка попала в поле зрения святейшего Патриарха Кирилла. Как рассказал Михаил Кабанов, это был уникальный случай, чтобы первое лицо РПЦ посещало театр: «Мы не впадаем в ересь, в спектакле нет пошлости и непристойности. Патриарх Кирилл посмотрел спектакль, дал свое хорошее напутствие».

На протяжении своей истории МХАТ имени М. Горького остается верен традициям, заложенным еще К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Он сохраняет свою направленность как русский психологический театр.

- Хочется в этом направлении работать и дальше, - говорит Михаил Кабанов. - Театр должен быть настоящим, где людям дают возможность не только посмеяться и весело отдохнуть. Театр обязан воздействовать на сознание, помогать людям жить. Это его миссия.

гастроли, МХАТ имени М. Горького, год театра, Ставрополь

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление