Могила Васи нашлась в Польше. Слава и вечная память…

.
Лазебин Василий Николаевич (1925 – 1944)
Лазебин Василий Николаевич (1925 – 1944)

Недалеко от Ставрополя, когда едешь в Изобильный, дорога, обрамленная лесополосой, идет вправо. А далее, под невысокой горой, расположилось поселение. Жители ту гору называют Куликовой. Рядом – лес Ладовский. Степи пахнут чабрецом и полынью... Хутор Беляев. Дворов всего 290.

Единственный культурный центр в хуторе – библиотека. Двор ее огорожен металлическим забором, а рядом с калиткой – широкий вход к ступенькам, ведущим на площадку с мемориалом «Слава павшим воинам. 1941-1945». На белом мраморе выгравированы в алфавитном порядке 84 фамилии погибших жителей хутора Беляева. Среди них  – Лазебин Василий Николаевич (1925 – 1944).

Девятнадцатилетний ма-льчик Вася с хутора Беляева. Здесь он и рос, впитывая в себя все то, что окружало его. И главным была казачья преданность родине  – России.

Вася рано остался без обоих родителей – жил в семье своего родного старшего брата Дмитрия Лазебина, у которого уже тогда было трое своих детей, а впоследствии – и шестеро. Это были 30-е годы, в том числе и тридцать третий – голодный. В то время паспортов не было, а метрики Василия не сохранились, и сейчас никто точно не знает год его рождения.

Василий в то время был энергичным, смышленым и трудолюбивым парнишкой. Уже в 1941 году он рвался на фронт, хотя ему тогда, наверное, едва исполнилось 17. Учиться юноше долго не пришлось. В школу пошел в 9 лет и окончил всего четыре класса, так как школа на хуторе была начальная.

В семье родного брата Вася был свой, его любили. Своим племянникам он запомнился добрым, веселым, небольшого росточка, трудолюбивым. Работать Вася пошел рано. Рядовой колхозник в 13 лет возил зерно на бричках, пас коров, сгребал сено, собирал колоски.

Нежданно нагрянула беда. 1941 год. Война. Василий и его старший брат Дмитрий работали в колхозе. Надо было срочно убрать поспевший урожай. Дмитрия постигло несчастье. Он упал с брички, и мешки с зерном придавили ему ногу. Перелом, гипс, а когда нога зажила, после изгнания немецких оккупантов – на фронт. Служил в тяжелой артиллерии ездовым, возил пушку, а на передовой, оставив лошадь в укрытии, помогал стрелкам – подносил ящики с патронами.

Дмитрий Николаевич Лазебин дошел до Берлина. В край родной, к семье, вернулся с медалями.

В 1942 году немцы прорывались на Кавказ. Они шли со стороны Краснодара – из Изобильного на Донское, Московское, Михайловск и Ставрополь. Жители, в основном женщины, девушки и мальчишки, были призваны рыть противотанковые рвы и сооружать дзоты у села Московского, на пересечении дорог на Московское, Изобильный, Беляево. На этих работах был и Василий. Эти сооружения перед длинным полукруглым противотанковым рвом с тех пор поросли травой и теперь еще напоминают те далекие дни.

Пережита оккупация. То ли детство, то ли просто назначенная судьбой жизнь у Васи Лазебина закончилась: 21 января 1944 года 18-летний Василий Лазебин был призван в действующую армию.

В то время войска Красной Армии освобождали города один за другим.

В январе 44-го призван, в октябре того же года его не стало. Пришла похоронка и известила время гибели и место захоронения – Латвия. Вот и все, что узнали о нем семьи Лазебиных.

Пролетели годы. Ушел из жизни родной брат Василия – Дмитрий. А дети его повзрослели, разрослись семьи. Уже и внуков немало у его племянников.

И они хотят как можно дольше пронести память о своих доблестных предках. Такими потомками в семье Лазебиных остались его родной племянник, сын брата Дмитрия, Владимир Дмитриевич, его семья и правнучка Василия Николаевича – Анна. Все эти долгие годы их тревожила мысль: а где похоронен их родной дядя и прадедушка Вася?

Недавно Ане удалось найти документы, рассказывающие о героическом подвиге родного дяди ее отца – Василии Лазебине. Нашлись документы и фотографии.

Признаться, у меня сжалось сердце, еле сдержала слезы – в моем сознании промелькнули лица моих близких, погибших и пропавших без вести: двоюродного брата Толи (Панасенко Анатолия Ивановича – 19 лет), друга и школьного товарища, только что окончившего вместе со мной 10 классов, тоже Толи (Анатолия Поликарповича Колесникова), Вити, школьного товарища (Виктора Ивановича Данильченко), которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, имя которого носит школа, где мы в 1941 году окончили 10 классов.

Пришлось съездить в Беляев, побывать в библиотеке. Кроме того, что его фамилия внесена в список мемориала «Слава павшим воинам» и записана в Книгу памяти хутора, там ничего нет.

Правнучка Аня через столько ушедших лет нашла ту печальную правду, чтобы оставить память о том, ради чего была отдана такая юная жизнь. Она писала в ЦАМО, искала сведения в интернете. И нашла то, что для семьи, для потомков стало гордостью и на всю жизнь – памятью.

Второй Белорусский фронт. Немецкая армия отступала с боями. Василий прослужил всего 10 месяцев. Все это время он  – гвардии рядовой 66-го отдельного тяжелых танков Красносельского Краснознаменного ордена Суворова полка действующей 2-й армии Второго Белорусского фронта.

12 октября 1944 года Василий Лазебин и четыре бойца получили важное задание – проделать проходы для танков в минных полях. Поле было разминировано. Танки прошли и погнали немецко-фашистских оккупантов до Берлина. А двоих ребят не стало. Погибли.

В ходатайстве от 24.10.1944 года на имя командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-й армии Второго Белорусского фронта командир 66-го отдельного гвардии тяжелых танков Красносельского Краснознаменного ордена Суворова полка гвардии подполковник Кононцев просит о награждении Лазебина Василия Николаевича орденом Отечественной войны 2-й степени посмертно, а гвардии сержанта командира отделения Ледовского Ивана Семеновича – орденом Отечественной войны 1-й степени  – тоже посмертно.

Последовал приказ. В наградном листе описывается подвиг В. Н. Лазебина: «...Тов. Лазебин под непрерывным артминобстрелом противника энергично проделывал разминирование. Им лично снято 70 мин противника и обеспечен беспрепятственный проход для танков. Верный воинской присяге, погиб»...

Семьдесят лет покоится прах Василия Николаевича Лазебина на дивизионном кладбище воинов Советской Армии в Польше южнее деревни Завады в месте г. Макув Мазовецкого воеводства, в 500 метрах от леса. Улица Спортова. Номер его карточки 8/27/11.

Все эти сведения собраны правнучкой Анной.

Пройдут и следующие годы жизни. Сколько их будет у каждого, никто угадать не сможет. Будущее поколение Лазебиных, может быть, кто-то из них, тоже названный Васей, в доброе время съездит на то святое место и увидит кладбище воинов Советской Армии, расположенное за каменным забором на площади 3,5 гектара. Оно разделено на две половины заасфальтированной аллеей. В конце ее на прямоугольных бетонных постаментах установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов с оружием в руках, тружеников тыла и детей. За скульптурами на бетонном постаменте расположен 20-метровый остроконечный обелиск из бетонных блоков в виде штыка. В нижней части обелиска прикреплена гранитная плита с изображением пятиконечной звезды и текстом на польском языке: «Героическим солдатам Советской Армии, освободителям Польши, погибшим в сражении с гитлеровским оккупантом».

На этом кладбище 507 братских могил и 50 индивидуальных. Захороненных –15532, из них фамилии 2549 известны, а вот неизвестных – 12683 человека.

Над захоронением шефствует Совет охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша.

К. Журавлева, член Союза журналистов России

память, ВОВ, люди

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление