Момент истины

Елена Павлова

С пятницы мы снова живем в состоянии войны. В том, многократно пережитом уже за последние годы состоянии, когда к войне все шло, а пришла она неожиданно. И вот теперь уже город Цхинвал — столица маленькой непризнанной республики — стал болевой точкой огромной страны России, к которой она всем сердцем стремится… Уже одно то, что большинство жителей Южной Осетии имеют российское гражданство, говорит о том, что свой исторический выбор республика давно сделала. И военные действия воинских подразделений России в ответ на беспрецедентное по цинизму нарушение Грузией всех миротворческих договоренностей действительно легитимны, оправданы и необходимы. После массового убийства мирных жителей южноосетинской столицы право на такие действия у нас есть, права на бездействие — нет. И это касается не только военной операции по принуждению к миру, которую ведут передовые части 58-й армии, а также прибывшие в Осетию десантники легендарной 76-й Псковской дивизии и армейский спецназ…

У нас разный Бог

В воскресенье утром из Ставрополя вышла колонна автобусов на Алагир. В лечебно-оздоровительном центре «Лесная поляна» все уже было готово к приему детей из разоренной войной Южной Осетии. По распоряжению губернатора края Валерия Гаевского ответственным за доставку и размещение ребятишек был назначен председатель комитета по делам национальностей и казачества Василий Шнюков. С учетом военной обстановки и состояния переживших обстрелы ребятишек в ряде населенных пунктов на всем пути продвижения колонны были организованы дежурства врачей. Но, слава Богу, путь от Алагира до Ставрополя прошел благополучно. Более того, к 9 утра понедельника, когда колонна с детьми только должна была выдвинуться от южно-осетинской границы, ребятишки уже прибыли в лучший ставропольский лагерь.

- В Алагире сейчас очень много людей, — говорит Василий Владимирович. — Многие ночуют просто на площади. Поэтому было принято решение вывозить детей сразу, не дожидаясь утра. У нас были свободные места, поэтому мы имели возможность взять сюда не 150, а 180 человек.

- Как чувствовали себя ребятишки в дороге?

- Они молодцы, замечательно держатся. Конечно, они нуждаются в помощи, и не только педагогов и психологов, многие из них попросту раздеты. Конечно, в «Лесной поляне» они будут обеспечены всем необходимым.

О том, как встретил детишек из Цхинвали наш город, читайте в материале нашего корреспондента Ларисы Ракитянской. И вглядитесь в детские глаза на фотографиях. Все эти дни такие же вот глаза смотрели на нас с телеэкранов. Испуганные, непонимающие… Или, наоборот — за эти несколько дней научившиеся понимать все, уже недетские ребячьи глаза. Совсем как у той девочки, которая рассказывала журналистке Первого канала:

— Начинают стрелять — я молюсь, и обстрел заканчивается…

Интересно, а кому молятся те, кто отдавал приказы и наводил на жилые кварталы установки залпового огня, кто, открыв коридор для вывоза раненых, следом открывал огонь на поражение, кто наводил прицел на машины «скорой помощи», кто поджигал сельские дома, предварительно согнав туда жителей, кто давил гусеницами танка старушку с двумя детьми?.. Какому Богу молятся они? Эти «солдаты» (без кавычек это слово тут и не употребишь) по идее — такие же православные, как и большеглазая осетинская девчушка, которая молитвой старалась заставить замолчать «грады», в пыль разносящие ее родной город… Нет, наверное, у нас и у них все-таки разный Бог…

Ведь все это уже было — 10 лет назад, во время бомбежек Югославии. Мой друг и коллега, работавший там в это время, до сих пор носит деревянный крестик, подаренный ему настоятельницей монастыря, располагавшегося в удивительной архитектуры храме постройки XIV века. На следующий день после той встречи монастырь был снесен с лица земли во время ковровой бомбардировки… А еще мой друг рассказывал, как стоял у руин роддома, а из-под завалов доставали тела женщин и младенцев. В тот же день в Белграде бомба разметала в прах детский дом… А по зарубежным телеканалам, взахлеб рассказывающих об «успехах» американских военных во имя «освобождения Косово», все разрушенные объекты называли стратегическими… Точно так же сейчас за океаном распевают на все голоса, что грузинские воинские подразделения орудиями залпового огня работали по сепаратистам… Им вторят грузинские и украинские государственные телеканалы. Что вполне понятно. Ведь дирижирует «солистами» и «подпевкой» автор либретто всех их оранжевых и бархатных революций. Он же — автор увертюры с названием «Независимость Косово». Один и тот же почерк: там роддом — стратегический объект, здесь — дети, женщины и старики — сепаратисты…

Выдержка из газеты «Таймс»: «НАТО должно ускорить меры по принятию Грузии в состав стран-членов, несмотря на разразившуюся войну в Южной Осетии. Конфликт все равно вылился бы в войну, несмотря на усилия НАТО. В этом конфликте Грузия высказала приверженность интересам Запада. Одно это стоит вознаграждения и принятия в НАТО».

Короче, массовое циничное убийство тысяч мирных жителей Южной Осетии — подвиг, достойный поощрения. Как говорится, без комментариев….

Война объявлена России

«Когда мы сегодня говорим о мировой биполярности, не надо иметь в виду державу. Мы наблюдаем формирование структуры надцивилизационного характера - самых богатых людей планеты, контролирующих до 70 процентов мировых финансовых потоков. Эта «элита» задает направление движения экономики и мировой политики. А Америка выступает тараном, который проламывает барьеры и государственные границы. Мировоззренческой основой, общественно-политической идеей является стремление к мировому господству. Эта, по сути дела, нацистская идея сформировалась еще в конце XIX века. С тех пор менялись только методы и способы, но это устремление оставалось неизменным. Формула мирового господства сегодня: обеспечить безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам. Перед Бушем поставлена задача обеспечить контроль США не менее чем над 2/3 углеводородных ресурсов планеты. И мы видим, что происходит в Ираке… Кто не подчиняется, того атакуют. В этом плане Америке интересен и Кавказско-Каспийский регион».

Это выдержка из доклада вице-президента Российской Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, который он читал в Ставрополе на учредительном региональном съезде Союза русского народа в марте прошлого года.

Генерал-полковник Ивашов не только председатель Союза, он — известный ученый, в прошлом возглавлял стратегическое управление Геншатаба. Я обратилась к нему за комментариями по телефону. Разговор состоялся в субботу, когда вышеприведенное предложение из газеты «Таймс» еще не прозвучало:

- Ситуация в Южной Осетии давно была напряженной. Но обстрелы Цхинвали начались именно 8 августа, в день начала Олимпийским игр. Чем для Саакашвили выгоден именно этот момент?

- Решение принималось не в Тбилиси, а в Вашингтоне.

- Они рассчитывали, что Россия не решится нанести ответного удара?

- Они рассчитывали на отсутствие вертикали военного командования. К сожалению, на первом этапе их расчет оказался верным. О возможности подобного развития событий на южноосетинском участке было известно. Я сам предупреждал об этом МИД России за два месяца до начала боевых действий. Но мы оказались к этому не готовы. Командование Северо-Кавказского военного округа не отработало системы защиты миротворцев. Вы сами видели по телевидению — части 58-й армии выдвинулись на Цхинвали только в середине дня 9 августа, почти через десять часов после начала обстрела мирного города и миротворцев.

- Цель агрессии?

- Посадить в Южную Осетию подконтрольное правительство, уничтожить международный авторитет России и заставить Абхазию задуматься о более сильном союзнике. А дальше — Косово, только наоборот. Там раскалывали страну, а здесь насильно собираются затягивать в Грузию. Не следует сбрасывать со счетов, что в этот район боевых действий могут быть переброшены НАТОвские войска. Это может произойти в ближайшее время.

Практически ту же самую мысль высказал в разговоре со мной председатель осетинской общины Ставрополя, член совета старейшин края полковник в отставке профессор Анзор Киргуев:

- В субботу к нам приехали родственники жены из Цхинвали. Прорвались как-то. Мы их сутки успокоить не могли. Только новости смотрят и плачут. Да и как тут успокоишь, когда от улицы Карла Маркса, где они всю жизнь прожили, относительно целыми только три дома остались, когда видели, как грузинские солдаты раненых добивали…

Но я сейчас с вами говорю не просто как человек, для которого война в Южной Осетии — личная трагедия. Я говорю как офицер, отдавший армии 30 лет жизни:

- Война Америкой через Грузию объявлена не Южной Осетии, а России. И сдавать позиции на южно-осетинском рубеже нам нельзя, иначе нам больше уже никогда не стать великой державой. О нас просто будут вытирать ноги. На южно-осетинском участке Россия сейчас решает свою дальнейшую судьбу. Это момент истины.

- Судя по тому, сколько людей по всей стране выразили готовность помочь Осетии, многие думают именно так, как вы.

- Мне сейчас звонят очень многие. Лидеры практически всех национально-культурных объединений, казаки выражают готовность ехать в зону боевых действий добровольцами. Как человек военный, я их, конечно, прошу не горячиться… Пока воинские подразделения справляются с боевыми задачами. Но участие, конечно, трогает. Я всегда говорю: здесь на Кавказе у нас сформировалась особая общность людей — северокавказский народ. Это - без всякого пафоса. Кавказ — это большой плавильный котел, в котором веками выплавлялись традиции и культуры, образовав общую — неповторимую и самобытную. Знаете, с чего начинается интеллектуальное воспитание в осетинских семьях? С изучения русского языка. И я всегда стараюсь уберечь русский язык от слов подобных «толерантности». У нас куда лучшие слова есть — например, «братство». Народы — это семья, а семье должен быть старший брат, средний и младший. И не надо этого стесняться.

Братство

«Кровь — братскому народу». С таким почином выступили ветераны афганской и чеченской войн Виктор Медяник, Николай Борисенко, Николай Жмайло. Именно так они просили заполнить свои карточки на станции переливания крови. Уверены, что на эту инициативу откликнутся еще многие из тех, кто о войне знает не понаслышке.

В субботу во Владикавказ ездила делегация трех ветеранских организаций (городского Союза ветеранов войны в Афганистане, краевой региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане, «Боевое братство»). Воины-афганцы со всего Южного федерального округа собирались, чтобы на месте узнать, какая помощь необходима. Они готовы оказать любую.

Игорь Фаталиев и Николай Борисенко рассказали о разговоре, состоявшемся у них с председателем правительства Южной Осетии Юрием Морозовым и председателем исполкома Северо-Осетинского отделения «Единой России» Русланом Костуевым.

Району гуманитарной катастрофы нужна гуманитарная помощь. Еще в понедельник воины-афганцы совместно с Союзом славянских общественных организаций начали ее сбор. Приглашают всех желающих принять в этой акции участие. Обращаться по телефонам:
32-78-57, 24-39-82, 602—652.

Уже в пятницу, сразу после начала массированных обстрелов Цхинвали, казаки Ставрополья начали формирование казачьих добровольческих отрядов. Списки составлялись и в Ставропольском казачьем войске, и в Терском.

На заявление атамана Ставропольского казачьего войска Дмитрия Стригунова откликнулись многие. Несмотря на то, что людям, готовым ехать в зону конфликта, надо было решать вопрос с работой, уже к концу пятницы был сформирован отряд из 61 человека. Двух добровольцев казаки отсеяли сами — ребята в армии еще не служили. Выехать были готовы в любой момент. Эту же готовность выражали во всех отделах Союза казаков России. С Дальнего Востока готовы были выдвинуться 80 человек.

В субботу стало известно, что командование 58-й армии заявило о том, что добровольцы в зону вооруженного конфликта пропускаться не будут. Желающие могут попасть туда при наличии в воюющих в Осетии подразделениях при наличии вакансий и по заключению контракта.

В пресс-службе 58-й армии мне подтвердили: воинских частей для выполнения боевых задач вполне достаточно. Рисковать жизнью гражданских лиц, пусть и хорошо владеющих оружием, военные не имеют права. К тому же невозможно гарантировать, что в составе добровольцев не попытаются попасть на территорию Южной Осетии отдельные лица, чьи цели далеки от миротворческих и праведных.

— Мы принимаем доводы командования, — говорит атаман Дмитрий Стригунов. — Тем не менее при возникновении необходимости казаки готовы сразу же выехать в район боевых действий. Списки переданы в военкоматы и штаб Северо-Кавказского военного округа.

Атаман Минераловодского отдела Терского казачьего войска Олег Губенко все же попытался выяснить обстановку на месте, после чего тоже согласился с доводами военных.

- Мы были в Алагире, переехали границу, — рассказывает Олег Вячеславович. - В сторону Цхинвали сейчас в три ряда движется бронетехника. Обратно — в один ряд. Проезд индивидуального автотранспорта крайне затруднен. На сборном пункте в Алагире сейчас скопилось порядка пяти тысяч добровольцев, примерно столько же — в Джаве. Очень немногим удается попасть в зону конфликта. Хотя такие есть, им уже приходилось участвовать в боестолкновении. Но большинство добровольцев пока сидят без дела и ждут возможности переправиться в зону конфликта. Ехать туда сейчас нецелесообразно.

Резон в словах военных есть. Мы вернулись в отдел, но остаемся в боевой готовности. Если ситуация осложнится, выехать готовы в любой момент.

- Готовность ехать многие выразили?

- Да, и не только казаки. Мне даже из Украины парни звонили. Говорят: знаем, что бендеровцы на стороне Грузии воюют. А мы хотим поехать с вами — воевать за Россию… По-моему, это дорогого стоит…

- По-моему, тоже… Дорогого стоит, когда люди большой России объединяются для того, чтобы защитить и помочь маленькой республике. Дорогого стоит, когда граждане Украины, которую в 90-е вопреки их воли сделали иностранным государством, готовы идти воевать за Россию… Может, уже только в этом стремлении к единению есть тот самый момент истины, который определяет судьбу страны.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление