Мудрость жизни не знает границ

Василий Скакун

Мудрость жизни не знает границ

Человечество, эволюционно развиваясь медленно, с перебоями, иногда отступая от своих основных принципов, но тем не менее неуклонно поднимается по незримой спирали жизни. И каждое следующее поколение непременно стоит на плечах предыдущего, естественно, внося собственные достижения в общепланетарный информационный банк данных по всем профилирующим направлениям жизнедеятельности человека.

Точно так же обстоит дело в более узком направлении – передаче знаний жизни от отца к сыну, от матери к дочери. Мы на всех ступенях образовательной практики принимаем за некий абсолют веру в то, что главнейшим принципом воспитательного процесса являются словесные указания педагогов (или родителей), предупреждающие детей о недопустимости тех или иных поступков. Мы, взрослые, как бы выстраиваем коридор допустимых погрешностей со стороны наших воспитанников, полагая, что тем самым способны сформировать определенный стереотип поведения, который затем (со временем) должен составить основу качественности черт характера молодого человека. И это срабатывает до определенного периода - пока превалирует в подростках страх наказания за возможную отрицательность поступков. Но затем с приходом полового созревания этот страх исчезает (просыпается внутреннее «Я» человека), и куда исчезли все эти результаты нескончаемых нравоучений, запретов, угроз и т.д. В чем дело, почему и куда подевалось все то, что годами вдалбливалось подросткам: «Будь хорошим!», «Не балуйся!», «Туда не ходи», «Стой!», «Будешь наказан» и еще многие десятки столь часто используемых педагогических установок.

Просто нас, педагогов, никто и никогда (как и родителей тем более) не обучал главному методическому приему той самой преемственности поколений, что воспитание – это прежде всего процесс подражания. Причем этот процесс передачи знаний жизни в большей степени совершается на интуитивном уровне (как бы из сердца в сердце) без посредников, то есть слов.

У нас в спортивной школе мы наблюдали удивительный по своей наглядности случай. В свое время нашу школу посещал один паренек (он стал мастером спорта). У него были заманчивые перспективы, но зов улицы оказался сильнее, и он отошел от спорта, а затем попал в тюрьму и там умер. Он был женат, и у него рос сын (без отца). И вот этого мальчугана привели к нам с надеждой, что сын, быть может, пойдет по спортивным стопам отца. Так вот, насколько мы, тренеры, были удивлены, когда, овладевая простейшими элементами гимнастики, он выполнял их в стиле, присущем своему отцу. (У каждого спортсмена в любом виде спорта вырабатывается свой неподражаемый двигательный почерк, оттачиваемый годами.) Этот юный акробат был двигательной копией своего отца: точно так же ходил, разбегался, выполнял базовые элементы, так же смеялся и даже чесал затылок (!). Для нас всех это был некий неразгаданный в те времена ребус – как могло такое статься. Ребенок, практически не видевший отца, вобрал в себя его двигательные навыки. К сожалению, его спортивная деятельность продолжалась недолго – мать с сыном переехали в другой город.

Или другой пример. Семья, имеющая своих троих детей, из благородных побуждений взяла на воспитание еще двоих из детского дома (мальчика и девочку). Когда их брали, детки были дошкольного возраста. Семья дружная, к тому же верующая, лад в доме и материальный достаток (относительный) гарантирован. И вдруг подросший мальчуган (от горшка два вершка) стал подворовывать деньги у своих новых родителей. И не только у них, но и у одноклассников. Стал без спроса шляться по городу, курить, сквернословить – этакий потенциальный хулиган. Недавно попался в «Магните» - стащил плитку шоколада. То вдруг сотовый телефон, с его слов, валялся на дороге – пришлось подобрать. И все врет на каждом шагу всем подряд. И никакие воспитательные меры на него не действуют: ни уговоры, ни относительные наказания, ведь пальцем тронуть, избави Бог – ювенальная юстиция следит за этим, как коршун за добычей. Его новые родители в полной растерянности – что делать? И если все будет продолжаться так же, то они подумывают уже о возможности возвращения приемного сына в тот самый детский дом, из которого они его и забирали.

И что же получается – всей этой дряни (воровству, куреву, бродяжничеству) его никто не учил, ведь так. Значит, это не что иное, как впитанные ребенком на интуитивном уровне поведенческие принципы своих родителей (пьяниц, хулиганов и дебоширов), с которыми он не живет уже более семи лет, так как забрали его из этой неблагополучной семьи в три года.

Напрашивается вывод, что не только двигательные качества своих родителей перенимаются детьми, но и важные установки на понимание основ жизни. То есть фундамент (нравственный, поведенческий, не говоря о более простых механизмах) мы с вами закладываем в своих детей чуть ли не на генном уровне. Чем? Своими бытовыми навыками, привычками, качественностью отношения с остальным миром.

Мы как-то уже обращались к теме зависимости использования матерных слов на устои разумности человека. Академик Петр Горяев экспериментально доказал, что выражения нецензурного плана способны стирать в памяти ДНК разумность человека (то есть перекрывается свет души). Но главное то, что подобные свойства автоматически переносятся на детей родителей, избирающих подобные способы общения.

Да, есть о чем задуматься всем папам и мамам как настоящим, так и будущим. Значит, воспитание моих детей, по большому счету, зависит от моих личных жизненных установок, от моего поведения, от моих привычек (каковы они). Нет на Земле родителя, который бы не желал (причем абсолютно искренне) счастья своим детям, а внукам еще больше, так как зачастую осознание родительства пробуждается значительно позже рождения собственных детей (то есть на внуках). Так, оказывается, что самого желания видеть своих детей счастливыми, это так мало, так же как и попытки полностью обеспечить свою подросшую молодежь материальными потребностями, ибо это просто на корню портит их будущее. Подобными приемами можно полностью перечеркнуть перспективность человеческой активности, что непременно приведет к пагубным последствиям – внедрению всевозможных пороков. Оглядываясь по сторонам, трудно не заметить, что вся «золотая» молодежь – это потерянное поколение для родителей, самих себя и для страны. И если мы полагаем, что это не что иное, как печальное стечение обстоятельств, несчастная воля случая или иные казусы Судьбы, то это совсем не так.

На самом деле это реализация неписаных законов Природы. Это Она, создавая жизнь человеческую, без сомнения, специально обозначила закономерности переноса тех или иных качеств родителей на своих детей. Зачем? Все просто – тем самым поднимая ответственность предыдущего поколения перед последующим. Еще вопрос любопытных персон - для чего? Все просто – Высший Разум на этих, уже осознанных нами примерах, объективно показывает свое огромное желание влиять на повышение нравственности человечества, при этом незыблемо оставляя за нами право свободного выбора.
Мы ведь знаем о том, что при совершении человеком какого-либо зла, выходящего за некие пределы, наказываются его потомки в семи поколениях. История сохранила множество подобных фактов. Но теперь мы с уверенностью можем утверждать, что этот закон обязан работать и в обратном направлении, иначе просто не может быть (если есть минусовый фактор, обязана присутствовать его противоположность). Значит, чем более нравственную (совестливую) позицию своей жизни выбирает каждый из нас, тем на более длительное время можем проецировать эту энергию положительности на своих прямых родственников, свое потомство, в нескольких поколениях.

И на самом деле Мудрость жизни не знает границ.

P.S. Молодые родители должны знать одну важную причину возможных заболеваний их малолетних детей. Любые скандалы, грубая речь, выяснение отношений как на повышенных тонах, так и тихая недоброжелательность способны отрицательно влиять на функциональность сознания малыша. Он пришел из любви в любовь, и любая другая энергия, тем более со знаком минус, способна трансформироваться в болезнь тела.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление