Мусорная неразбериха

Информационный отдел думы Ставрополя

Тема очистки краевого центра и правильной утилизации отходов уже не первый месяц обсуждается в различных коридорах власти, как городских, так и краевых. Суть проблемы заключается в следующем: федеральный законодатель лишил муниципалитеты прерогативы устанавливать себе нормы мусорообразования и переложил эту обязанность на индивидуальных предпринимателей и юрлиц, видимо, надеясь на их сознательность. При этом малый и средний бизнес, массовая доля которого в Ставрополе, например, около 90 процентов, освобожден от обязанности разработки нормативов. Таким предпринимателям достаточно в уведомительном порядке в конце года сообщить в министерство природных ресурсов края сколько они отходов образовали. Немного смешно, не правда ли? Кто же побежит рассказывать, сколько он наобразовывал, когда можно тихо выкинуть и взвалить обязанность по оплате этого удовольствия на кого-то другого. На нас с вами, например. Ведь когда управляющая компания договаривается с перевозчиком о графике «три раза в неделю», а по факту приходится вывозить чаще, потому что накопление происходит быстрее, – платит за это гражданин.

Хаос с выездом налево

Обращение с отходами – понятие объемное и включает в себя сбор, накопление, транспортирование и размещение (обезвреживание, утилизация, захоронение) мусора. Все мы, люди и предприятия, в той или иной степени, являемся мусорообразователями. Сбором отходов занимаются управляющие компании, вывозом – транспортные организации, а размещение происходит на полигонах. Случается так, что в одном дворе из трех домов работают три УК, выбранные жильцами этих домов, которые, в свою очередь, заключают договоры с разными мусоровывозящими организациями, и на контейнерной площадке, общей для всех, начинается вакханалия, грязь и антисанитария. Виновных за просыпанный мусор и ответственных за дезинфекцию контейнеров, которую по санитарным правилам положено регулярно проводить, не найдешь, все кивают друг на друга. И это только полбеды.

Основным критерием отбора транспортной фирмы для управляющей компании является, естественно, дешевизна услуг: кто меньше попросит – тому и контракт. Нынешний рынок ставропольских перевозчиков мусора насчитывает 14 организаций, конкуренция большая, проблем с предложениями нет. Однако полигон, принимающий мусор, берет фиксированную плату за размещение отходов. И предложивший меньшую стоимость услуг перевозчик получает меньшую прибыль, что зачастую провоцирует предпринимателя недовезти груз до места утилизации и скинуть его где-нибудь по дороге. Отсюда множество несанкционированных свалок и все более ухудшающаяся экологическая обстановка. Можно, конечно, повесить навигационные датчики, «размножить» контролирующие органы и ужесточить меры наказания, но это в сегодняшних условиях крайне дорогое удовольствие.

В две строки

Почему полигон берет строго определенную плату? Да потому что это коммунальная услуга, а не жилищная, и цена на нее не договорная, как за вывоз мусора, а строго фиксированная, определяемая Региональной тарифной комиссией.

Оплачивая ежемесячно счета за потребленные жилищно-коммунальные услуги, мы, как правило, не вдаемся в подробности, каким образом формируются предъявленные нам цифры. Так вот, цифра за вывоз ТБО формируется неправильно. По одной строке мы платим и за транспортировку мусора, и за его утилизацию, а должны платить по отдельности: за утилизацию отходов, как за свет, воду и газ, по установленным государством тарифам, а за вывоз – по договору.

Это разделение не увеличит оплату для граждан, а, наоборот, создаст прозрачность затрат на удаление мусора и заодно искоренит экономическую составляющую образования несанкционированных свалок. Зачем куда-то сбрасывать, если тебе не придется отдавать часть своей прибыли за утилизацию. Для особо же ленивых и берегущих бензин в правительстве СК разрабатывается единый порядок транспортировки отходов, в соответствии с которым перевозчик только тогда будет получать деньги за вывоз мусора, когда документально подтвердит его размещение в положенном месте, то есть актом выполненных работ от полигона.

Зарубежный опыт

Воспевая в песнях широту родных просторов, мы так и не научились ее ценить, зато твердо усвоили: нам есть куда выкинуть и где закопать. Европейцам такая роскошь недоступна, поэтому современные технологии и модели управления там внедряют быстро и эффективно.

В Европе, давно озадаченной проблемой мусора, пришли к выводу, что в этой области присутствие государства, а на местном уровне – муниципалитета просто необходимо. Полигоны там хоть и обслуживаются частными компаниями, являются тем не менее собственностью государства и контролю подвергаются соответствующему.

Своим опытом со ставропольцами поделились власти Будапешта. Раздав утилизирующую отрасль в частные руки, по прошествии нескольких лет муниципалитет убедился, что рынок отрегулировать себя самостоятельно не может. И тогда власти города решили проблему кардинально. Они обязали участников рынка приобрести современную специализированную технику, вменили исполнение строгих санитарных и экологических требований, в общем, заставили бизнес раскошелиться и привести свою деятельность в порядок. Взамен предприниматели получили долгосрочные контракты, ясную схему возврата инвестиций и получения прибыли. Понятно, что после таких условий рынок резко сократился, и там остались только те, кто действительно в этом заинтересован.

Такую практику, как считает руководитель ГУП СК «Государственный центр мониторинга окружающей среды и обращения с отходами» Михаил Лигай, можно и нужно применять и нам.

Схема и Правила

Нормативы мусорообразования потому и необходимы, что около каждой лавочки весы не поставишь, отходы не взвесишь и ночью около контейнера дежурить не будешь, чтобы ничего лишнего не бросили. Нужен какой-то усредненный стандарт, порядок разработки которого давным-давно изобретен Академией коммунального хозяйства. Проблема в том, что бизнес брать на себя такую ответственность не хочет, а город заставить не может.

Между тем около 70 процентов всех контейнерных площадок в Ставрополе стоят на неразграниченной муниципальной земле и априори являются муниципальными. Но чтобы закрепить это юридически, необходимо разработать и утвердить схему размещения контейнерных площадок, что, кстати, предписывают принятые в прошлом году Правила благоустройства Ставрополя. Однако есть нюанс, который, по мнению Михаила Лигая, необходимо исправить. Будущая схема, в принципе уже разработанная, но еще не утвержденная, не учитывает контейнеры, которые стоят на придомовой территории и являются собственностью жильцов. Если такие контейнеры в схему не включить, то получится, что эти места для сбора мусора будут нелегальными. Чтобы устранить эту ситуацию, следует внести небольшую корректировку в Правила благоустройства.

Счёт, пожалуйста

Ну и еще раз к цифрам. Юридические лица, помимо платы за вывоз и размещение отходов, обязаны платить и за негативное воздействие на окружающую среду, и цена здесь варьируется от класса опасности отходов. Но! даже безопасный мусор 5-го класса, неоплачиваемый тоннами, аккумулирует серьезную сумму, недополучаемую бюджетами всех уровней.

Собственно, механизм решения проблемы уже разработан специалистами центра обращения с отходами и предварительно согласован со всеми имеющими отношение к делу краевыми инстанциями. Итак, после утверждения схемы размещения контейнерных площадок один из городских МУПов наделяется полномочиями по их эксплуатации, после чего у него возникает обязанность разработать нормативы образования отходов. Затем проводится конкурс среди транспортных компаний на обслуживание контейнерных площадок сроком не менее пяти лет с предъявлением самых жестких требований к парку специализированной техники и соблюдению санитарных и экологических норм при перевозке отходов. И уже после этого наступает приятный момент заключения договоров с юрлицами, которые на голубом глазу вещают о безотходности своего производства. А в подтверждение того, что дельцы не ведерко мусора накапливают за месяц, а гораздо больше, транспортная компания предъявит утвержденный уполномоченным органом власти норматив образования мусора. Заключительный этап оздоровления утилизирующей отрасли – это разделение оплаты за вывоз и размещение отходов.

Реализовав описанный алгоритм, город может собрать порядка ста миллионов экоплатежей от недобросовестных предпринимателей, 40 процентов из которых пойдут в городской бюджет на природоохранные мероприятия, в том числе на дотацию постоянно растущих тарифов в этой сфере ЖКХ. По расчетам экспертов, срок реализации задуманного – 3-4 месяца, а значит, результаты станут заметны в самое ближайшее время. Было бы желание.

Запустить цепочку событий может только городская исполнительная власть, которая пока что действовать не торопится, несмотря на предельно резкую критику со стороны городских депутатов. Профильный думский комитет во главе с Михаилом Миненковым давно пытается добиться от городской администрации хоть каких-то конкретных действий в указанном направлении. Есть шанс, что мотивация депутатов превысит пассивность администрации города, поскольку проблема мусорной неразберихи и связанных с ней провалов в бюджете наконец-то озадачила и самые высокие круги региона.

Дарья Катеринич.

Другие статьи в рубрике «Официально»



Последние новости

Все новости

Объявление