Музыкальное соцветие

Виталий Задорожный

история культуры края

Штрихи к портретам ставропольских композиторов

В 1977 году Ставрополь отмечал 200-летие своего существования. К этому юбилею был снят кинофильм «Ставрополю – 200 лет». Музыку к нему написали ставропольские композиторы Давид Генделев и Николай Зинченко. Из этой музыки были взяты позывные краевого радио.

В те годы на Ставрополье еще не было отделения Союза композиторов, но уже более десяти лет при краевом хоровом обществе существовало оргбюро, объединявшее около 50 композиторов края. Среди них – четыре профессионала, члены Союза композиторов Аслан Дауров и Салим Крымский из Черкесска (тогда Карачаево-Черкесия входила в состав Ставропольского края), Георгий Арустамян из Пятигорска и Давид Генделев из Ставрополя, являвшийся председателем оргбюро. В крае были композиторы-любители, активно сочинявшие музыку на профессиональном уровне.

Анатолий Уманцев и Георгий Габрусь тяготеют к жанру серьезной музыки. У них преобладают произведения крупной формы. В творческом багаже выпускника Новосибирской консерватории Анатолия Уманцева - балет «Легенды Крыма», опера «Молоко волчицы» по мотивам одноименного романа ставропольского писателя Андрея Губина, а также «Пять эстампов» для симфонического оркестра на темы казачьих песен.

Ставрополь. Кинотеатр «Родина. Восьмидесятые годы.
Ставрополь. Кинотеатр «Родина. Восьмидесятые годы.

Георгий Габрусь приехал на Ставрополье с Дальнего Востока. В свое время окончил Саратовскую консерваторию по классу скрипки, играл в симфонических оркестрах Хабаровска, Кисловодска. Немало забот было у него в Ставропольской детской музыкальной школе № 2, где он преподавал скрипку, и в струнном квартете Ставропольской краевой филармонии, которым он руководил. Способный музыкант, активно и смело пробующий свои творческие силы в композиции, постоянно радовал зрителей и слушателей новыми интересными произведениями. Особенно выделялись его «Баллада о Клухорском перевале» для струнного квартета и Соната для скрипки и фортепиано.

Творчество ставропольских композиторов всегда было проникнуто любовью к родному краю, к родной земле. Именно поэтому они отдавали долг Ставрополью своими произведениями, воспевающими прошлое и настоящего своего края, его историю и культуру, его славных людей. Одно из таких произведений – «Песня о Ставрополе» композитора Николая Зинченко,  вошедшая в юбилейный диск, посвященный двухсотлетию города. Примечательно, что в тот год композиторами и поэтами было написано немало песен о своем родном городе, который и в свои двести лет был очень молод. Но «Песня о Ставрополе» Николая Зинченко, созданная в содружестве с поэтом Геннадием Фатеевым, полюбилась больше и стала как бы визитной карточкой краевого центра. Она была по праву отмечена на конкурсе первой премией.

И еще одна песня Николая Зинченко, в которой ярко отражена местная тема с патриотической направленностью. Притом отражена документально. Речь идет о песне «Политрук продолжает бой», история создания которой довольно примечательна. Вот как об этом рассказывал сам композитор.

- Однажды в газете «Ставропольская правда» я прочитал коротенькую информацию о том, что наконец удалось установить личность – фамилию, имя и отчество человека, который был запечатлен на фотографии периода Великой Отечественной войны. Эта фотография  находится в музее Советской Армии в Москве. На этом снимке изображен офицер, который весь в бинтах – и голова, и руки, но в его порыве, в динамике этого снимка запечатлено и сказано многое: несмотря на его ранения, он, этот офицер, продолжает вести бой.

Ставропольский журналист Юрий Христинин приложил много усилий для того, чтобы с помощью музейных работников установить достоверно, что это не кто иной, как Михаил Иванович Калинкин, бывший житель города Георгиевска.

Мне тоже приходилось много работать над документами, самому искать их в музеях, создавая целый цикл о героях – воинах Ставрополья. Поэтому эта тема меня очень взволновала. На мой взгляд, Геннадий Фатеев написал удачные стихи для этой песни, потому что всегда очень сложно писать о конкретном человеке. Хотя фамилия в стихах и не называется, но посвящение идет именно политруку Калинкину. Там есть такие строки: «Молодые, судьбу свою мерьте с фотографии памятной той». А таких фотографий за период войны было, безусловно, много – волнующих, по содержанию глубоких, ярких, динамичных. Поэтому в данном случае действительно получилось обобщенное произведение о политруке. А политруков – мужественных, героических – было в период минувшей войны немало.

Профессиональный композитор из Черкесска Аслан Дауров – один из немногих композиторов Северного Кавказа. Широко известны его произведения – цикл «Пять горских песен», получивший  Всесоюзную премию, «Горская поэма» для хора и симфонического оркестра, концерты для фортепиано, скрипки с оркестром. И во всех своих сочинениях композитор исходил от народной музыки – песни, танца, страстным собирателем которой он являлся много лет. В свое время в Ставропольском книжном издательстве вышла первая публикация Аслана Даурова под общим названием «Мелодии гор». В ней была и популярная концертная пьеса «Лезгинка».

Кто на Ставрополье не знает народный ансамбль песни и танца из Петровского района «Нива золотая»! Далеко за пределы края несет он славу самодеятельного художественного творчества Ставрополья. А создал этот ансамбль самобытный музыкант, композитор заслуженный деятель искусств Михаил Севрюков. Он здесь родился и вырос, с детства узнал и полюбил народную песню. Много лет по крупицам собирал он фольклорные песни, бытующие в крае. Они, конечно же, и давали ему материал для своих песен.

Излюбленная тема в творчестве Михаила Спиридоновича – родная степь, люди, работающие здесь. Достаточно назвать хотя бы несколько произведений композитора, чтобы понять, какие темы близки ему, – «Вышел в степь чабан», «Пораскинулись поля», «Просыпаются летние зори» - кстати, слова этой песни принадлежат Севрюкову. «Синий вечер», «Хороша ты, степь моя родная» - сами названия полны лирики и теплоты. Наверное, оттого песни Михаила Севрюкова давали названия самодеятельным хоровым ансамблям. Одной из первых песен, спетых когда-то хором чабанов и доярок, была песня «Нива золотая». Можно ли было придумать лучшее название сельскому ансамблю! Написал Севрюков песню «Зори степные» и не удержались от соблазна самодеятельные коллективы в Красногвардейском и Арзгирском районах. И запели на сценах этих районных домов культуры, участвуя в смотрах-конкурсах хоровые ансамбли с таким поэтическим названием – «Зори степные».

Ансамбль «Нива золотая» и композитор Михаил Севрюков неразделимы  еще и потому, что именно ансамбль стал первым ценителем и первым исполнителем большинства его музыкальных произведений. Называя песни Севрюкова, называешь одновременно и репертуар «Нивы золотой». Одна из песен, вышедших за пределы Ставрополья, - «Широки просторы наши», записана мужской группой хора русской песни Всесоюзного радио.

Неотрывно от художественной самодеятельности и творчество  композитора из Ставрополя Валерия Кушнарева. Выпускник Ставропольского культпросвет-училища и Московского института культуры много лет руководит самодеятельными вокальными коллективами. Много лирических песен Кушнарева в репертуаре известного в крае  ансамбля народной песни и танца «Заряночка», созданного при Дворце культуры имени Гагарина, где долгое время работал Кушнарев.

На краевом радио записан целый цикл военных  песен Валерия Кушнарева, созданных им в содружестве с поэтом Геннадием Фатеевым. Это «Песня о ваших соседях» и «Военные письма», «Ненавидят матери войну» и «Храните воинскую честь».

Долгие годы творческая жизнь Валерия Кушнарева была связана с руководимым им мужским вокальным ансамблем «Диапазон». Когда коллектив участвовал  в краевом конкурсе на лучшее исполнение патриотической песни, среди других произведений он представил на суд жюри две музыкальные композиции Кушнарева «Там, вдали за рекой» и «День Победы», созданные по мотивам песен Гражданской и Великой Отечественной войн. Несколько лет не уходила из репертуара «Диапазона» песня «Мы – парни», написанная Кушнаревым на слова участника ансамбля Геннадия Золотарева, наполненная молодежным задором, напористостью и оптимизмом, на всех выступлениях пользовалась большим успехом.

А в 1983 году ансамбль «Диапазон» был участником поездки в поезде мира «Ставрополье», который за полмесяца проехал по четырем союзным республикам, побывав в шестнадцати крупных  городах. Зрители с большой благодарностью принимали выступления самодеятельных артистов со  Ставрополья.

Летом 1980 года город-курорт Пятигорск отмечал свое 200-летие. Юбилей этот был отмечен замечательным событием в музыкальной жизни Ставрополья: фирма «Мелодия» выпустила небольшую пластинку с записями песен о Пятигорске. Одна из них – «Колдует осень золотая», написанная композитором Юрием Турнянским, продолжила лирико-патриотическую тему в его творчестве. Она привлекает образно-поэтическим текстом, напевностью мелодии. В сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева исполнил ее солист Всесоюзного радио Геннадий Белов. В песне «Голубые туманы», созданной им в соавторстве с поэтом Вениамином Ащеуловым, певица Галина Ненашева рассказала о широком раздолье притихших полей, о караванах седых журавлей, улетающих в чужеземные страны. Слушаешь песню и словно видишь в осеннем небе эти грустные птичьи клинья, покидающие родимый край, и переполняет тебя чувство беспредельной любви и преданности к родной земле, где вырос и живешь.

Здесь же, на Кавказских Минеральных Водах, живет и пишет свои песни композитор Эдуард Григорьянц. Кстати, это один из немногих авторов, работающих в современной эстрадной манере. Хорошую вокальную школу получил он в Ставропольском музыкальном  училище. Некоторые его песни звучат в авторском исполнении. Учеба в Одесской консерватории, которую он окончил по классу контрабаса, значительно расширила его познания в области инструментовки и аранжировки. Очевидно, поэтому так свежи по мелодии  его инструментальные пьесы, исполняемые концертным оркестром электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

И все-таки главное для композитора Григорьянца – эстрадные песни. Они разные по тематике и настроению, но объединяет их тяготение автора к гражданской лирике, воспеванию родной природы. Сколько уж лет прошло, как положил композитор на музыку вдохновенные строки ставропольского поэта Александра Екимцева.

Светите, белые березы,
Светите рощам и полям,
Светите пашням и покосам
И одиноким журавлям.

А лишь услышишь их снова в прекрасном исполнении Геннадия Белова, и проникнется душа неподдельной грустью по ушедшему деревенскому детству и тихой речке под мостом, и наполняется душа большим чувством доброты, нежной и горячей любви к тому месту на земле, что зовется большой и малой родиной.

Художественный Совет краевого радио единодушно одобрил песню Эдуарда Григорьянца на стихи поэта Анатолия Трилисова «Игорешка». С неподдельной искренностью и теплотой ее исполнила Валентина Толкунова. Она сумела сделать эту песню трогательной, нежной, лиричной и в то же время озорной.

Композитор Даниил Осиновский – в прошлом военный дирижер. Любители оркестровой музыки знают, как долгие годы руководил он духовым оркестром Ставропольского военного училища связи. Армейская служба подсказывала композитору темы для творчества. В эти годы он писал «Песню о прапорщике», «Марш военных музыкантов», «Песню военных связистов», «Рапсодию на темы песен о Советской Армии», музыкальную картину «Герои Марухского перевала»

Но творчество Даниила Осиновского не ограничивалось только военной тематикой. Он писал инструментальную музыку, среди которой наиболее ярко выделялось «Болеро». Ансамбль скрипачей Ставропольского музыкального училища под управлением Игоря Писарева сумел донести до слушателей все тонкости музыкального письма композитора.

Один из столичных музыкальных критиков, побывавший в те годы на Ставрополье и глубоко окунувшийся  в необъятное по широте и разножанровости,  профессиональное по сути творчество местных композиторов, сказал, что это – прекрасное и неповторимое музыкальное соцветие.

история культуры края, Ставропольский край, композитор Давид Генделев, композитор Николай Зинченко

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление