«Мы готовы принять нуждающихся в нашей помощи...»

Тамара Коркина

С 2019 года наш край участвует в пилотном проекте по созданию системы долговременного ухода за людьми пожилого возраста и инвалидами

«Вечерний Ставрополь» ведет информационное сопровождение этой большой и очень важной работы. Что накоплено за три года, какие основные успехи и трудности определились в создании системы - об этом мы разговариваем с директором краевого Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов кандидатом социологических наук Галиной Шпак.

Галина Ивановна Шпак.
Галина Ивановна Шпак.

- Галина Ивановна, давайте начнем с цифр и с того, кому и какую социальную помощь оказывает ваше учреждение в рамках пилотного проекта.

- На 1 января наступившего года социальные услуги на дому по системе долговременного ухода получают 1397 человек. Среди них имеют первую группу типизации – 737 человек, вторую группу – 196, третью – 306, четвертую – 12, пятую группу типизации – 37 человек.

Всего с начала участия в пилотном проекте социальные услуги в рамках системы долговременного ухода получили у нас 2138 человек.

 

- Мы не раз писали о типизации, но, думаю, сейчас еще раз стоит напомнить нашим читателям, что это такое.

- Типизация - это процесс определения ограничений жизнедеятельности человека, его индивидуальной нуждаемости в посторонней помощи. Ее результат - определенный набор услуг в зависимости от набранных человеком баллов.

Первичную типизацию у нас прошли 2563 получателя социальных услуг. Каждому из них была присвоена группа ухода и предложен определенный объем социального обслуживания. В процессе работы проводится перетипизация, она бывает как плановой, так и по обстоятельствам, которые существенно ухудшили или улучшили условия жизнедеятельности человека. Хочу подчеркнуть, что типизацию проводят только специально обученные сотрудники.

А социальные услуги по долговременному уходу   в нашем центре предоставляют восемь отделений социального обслуживания на дому, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому и отделение «Хоспис на дому». В прошлом году услуги в рамках системы долговременного ухода оказывали 13 сиделок и 102 социальных работ-
ника.

Мы готовы принять любого нуждающегося в нашей помощи, то есть в долговременном уходе. Чтобы люди знали об этом - распространяем буклеты, брошюры, листовки, выступаем в средствах массовой информации, размещаем материалы на информационных стендах. Люди приходят, к нам обратилось уже более 1200 человек.

На каждого получателя социальных услуг мы формируем папку «История ухода». В ней не только привычная информация о человеке, но и шкала оценки рисков возникновения пролежней, рисков падения, оценки боли и так далее.

 

- А бывает, что человек из тяжелой группы переведен в более легкую и наоборот?

- Цель всей нашей работы в том и состоит, чтобы из тяжелой - в более легкую... Мы постоянно собираем и анализируем информацию о состоянии наших подопечных, радуемся положительным сдвигам.

Вот мужчина 47 лет перенес операцию на головном мозге, жил в пределах постели, практически не говорил - нарушена речь. Ему была присвоена пятая группа ухода.

Наш социальный работник ходит к нему каждый день, кроме выходных и праздников. Ему оказываются гигиенические услуги, помощь в приеме пищи, выполняются процедуры, связанные с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья. По рекомендации врачей социальным работником проводятся занятия физическими упражнениями, для выполнения массажа привлечена медицинская сестра социально-оздоровительного отделения. Социальный работник при каждом посещении проводит беседы с получателем услуг, чтобы он больше тренировал свою речь, заставляет его каждый день читать вслух.

Спустя четыре месяца наш подопечный уже может передвигаться по квартире, дойти до кухни и ванной комнаты. Он перестал падать, может сам пересесть с кровати на кресло. Значительно улучшилась речь. И это не единичный случай.

Приведу еще пример. Женщина 80 лет принята нами на социальное обслуживание в июле 2020 года. На момент приема находилась в эмоционально подавленном состоянии - перенесла сложную операцию, из вспомогательных средств передвижения были только ходунки, которыми она боялась пользоваться - из-за страха упасть. За ней была закреплена сиделка, она ежедневно занимается с женщиной в режиме работы учреждения.

На сегодняшний день у нашей подопечной значительно улучшилось эмоциональное состояние. Появилась уверенность в себе. Пропал страх одиночества. Под наблюдением сиделки при помощи ходунков передвигается по квартире, принимает пищу на кухне. И таких положительных изменений в поведении практически утративших способность к самообслуживанию людей немало.

 

- Восстановлению навыков самообслуживания служат не только кропотливая работа сиделок, социальных работников, но и использование современных технических средств реабилитации, так ведь? Насколько они доступны, где их можно взять?

- В нашем пункте проката они доступны абсолютно всем нуждающимся. Многофункциональные кровати с подъемным механизмом, пояс для пересаживания пациента, опора под спину, поручни для самоподнимания, матрас противопролежневый, различные ходунки, кресло-коляска с откидными спинками, электроподъемник для инвалидов в ванную комнату - перечислять можно долго. Сегодня есть то, о чем вчера только мечтали. Скажу, что наиболее востребованы многофункциональные кровати, противопролежневые матрасы, ходунки.

И еще хочу подчеркнуть, что полноценная помощь человеку зависит от того, как будет скоординирована работа специалистов и семей, родственников, других людей, ухаживающих за своими близкими. Как будут распределяться между ними функции и время, как будет обеспечиваться постоянная помощь, поддержка и сопровождение нуждающемуся. Всему этому мы учим родственников в нашей школе по уходу. Работает она чуть больше года и очень востребована. Занятия проводят врач общей практики и медицинская сестра.

Проходят они как в индивидуальном, так и в групповом формате. В центре специально оборудованы два помещения. Одно предназначено для теоретической части занятий, оно оборудовано проектором, экраном, компьютерной техникой. А во втором помещении отрабатываются практические навыки ухода с помощью технических средств реабилитации. Мы учим, чем и как пользоваться.

 

- Галина Ивановна, вашим подопечным нужны не только социальные, но и медицинские услуги. Как это совмещается?

- В системе долговременного ухода работает механизм, соединяющий медицинскую, социальную, юридическую, психологическую и иную помощь. Мы это называем межведомственным взаимодействием. При необходимости наш сотрудник вызовет врача на дом, окажет помощь в обеспечении лекарствами, в госпитализации, в посещении поликлиники и так далее.

Мы ежеквартально проводим промежуточную аттестацию социальных работников и сиделок. В системе долговременного ухода на них возложены задачи, решение которых требует постоянного обновления теоретических знаний и практических навыков.

Ну и постоянный контроль качества выполняемой ими работы. Это тоже составляющая системы долговременного ухода. Ответственным лицом за контроль качества в центре назначен заместитель директора. Он проводит проверку деятельности структурных подразделений центра, документации по уходу, контролирует качество составления индивидуальных программ и индивидуальных планов ухода.

 

- Что вы хотели бы сказать в заключение нашего разговора?

- Мы - государственное учреждение и обязаны смотреть на свою деятельность комплексно. Уход, помощь пожилым людям и инвалидам - это одно. Второе - за время реализации системы долговременного ухода 350 человек вернулись на работу, оставив родных на попечение социальных работников и сиделок. Мы оказываем реальную помощь семьям - хотелось бы, чтобы об этом знали как можно больше горожан. Напомню телефоны, по которым можно позвонить в центр: 72-80-46, 72-80-16.

социальное обслуживание, краевой Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»