«Мы выстроили оптимальную систему...»

Тамара Коркина

Вот-вот в Ставрополе, в Юго-Западном микрорайоне, примет первых посетителей очень значимая для Ставрополя и края новостройка - второе здание краевого клинического консультативно-диагностического центра.

Бело-оранжевый разноуровневый, от трех до девяти этажей, красавец в четыре раза больше своего старшего собрата, расположенного на улице Ленина и вот уже почти три десятилетия исправно выполняющего роль медицинской Мекки. Сюда ежедневно с надеждами, часто с последними, идут и едут жители не только города и края, а и всего Северного Кавказа.

Однажды наступило время, когда возникла острейшая необходимость разделить людские потоки.

Теперь, с вводом нового здания, в привычном центре будут получать медицинскую помощь преимущественно горожане. А приехавшие на машинах пациенты, без «парковочных стрессов», направятся в диагностический центр за город.

Мы встретились с главным врачом диагностического центра Геннадием Яковлевичем Хайтом как раз после того, как он приехал с новостройки. Спросила - грандиозно?

- Думаю, впечатлит наших пациентов. В здании 24 тысячи квадратных метров площади, огромные коридоры для ожидания, гранитные площадки и ступени - мы постарались использовать тридцатилетний опыт работы в этом центре. Например, увидели, что мрамор стирается, а гранит вечен.

Геннадий Яковлевич Хайт
Геннадий Яковлевич Хайт

Вспоминаю, как мы, журналисты, удивлялись жестким требованиям при строительстве диагностического центра - подбор отделочных материалов диктовало сложное дорогостоящее оборудование, не терпящее даже микрочастиц пыли. Да и само его строительство было чудом. Как это чудо состоялось?

- Геннадий Яковлевич, через считанное время мы отмечаем 240-летие Ставрополя. Интересно ведь вспомнить, как это все было...

- О таких медицинских учреждениях, как наше, в 1987 году заговорил тогдашний министр здравоохранения СССР Евгений Иванович Чазов. В те времена диагностическое оборудование у нас не производилось, а закупалось за рубежом, на что требовались очень большие деньги. Компьютерный томограф, функциональная диагностика, УЗИ-аппараты были на вес золота, в каждую поликлинику их не поставишь. Один из выходов Чазов видел в создании межрегиональных, областных и краевых диагностических центров. Именно они должны были взять на себя основной объем различных диагностических, а потом уже лечебных исследований и манипуляций. Планировалось, что это поднимет уровень здравоохранения в стране на более высокий уровень.

- Я тогда вела вопросы медицины в краевой газете и помню ваши многочисленные письма в Москву...

- Я занимался функциональной диагностикой, и чазовские идеи не могли не заинтересовать меня. Но до краевого руководства довел их тогдашний начальник крайздравуправления Анатолий Филиппович Лавриненко. Он сумел убедить, что нам крайне необходим такой центр. Уже потом меня пригласил к себе председатель крайисполкома Иван Тихонович Таранов и предложил вплотную заняться организацией и строительством краевого диагностического центра.

Стали искать место - где строить? Тогда только начиналось проектирование строительства центральной городской поликлиники. На отведенном для нее месте была вырыта огромная яма, которая после дождей стояла с водой. Вот тогда и родилась мысль у руководства на этом месте строить центр.

Здание было возведено за 1 год и 9 месяцев. В 1989 году начали строить, а в марте 1991 года уже разрезали ленточку.

Основная роль в строительстве возлагалась на город, ему были выделены федеральные средства. Курировал стройку Петр Петрович Марченко, а от края - Николай Александрович Маслов. Центр строил весь город, все более-менее крупные предприятия. Это сегодня техника - рукава наливные, миксеры всякие, а тогда все делали вручную.

- Построить - полдела, центр еще надо было оснастить на современном уровне, так ведь?

Макет нового здания филиала Ставропольского краевого диагностического центра
Макет нового здания филиала Ставропольского краевого диагностического центра

- Закупки оборудования велись централизованно, главное - нужно было вовремя попасть в ту или иную федеральную программу. Тогда деньги шли из центра, а мы платили только за транспортировку оборудования из Москвы до Ставрополя.

А я практически жил в Москве, выбирал и привозил аппараты и снова уезжал. Работа была огромная и очень ответственная, в итоге которой мы получили первоклассное по тем временам оборудование. Конечно, с годами оно устаревало морально и физически, и если бы мы не стремились всегда иметь технику новейших поколений, то остались бы на задворках медицинской империи.

А сегодня мы входим в пятерку лучших диагностических центров страны как по технологии, так и по оборудованию. Скажу, что ни в чем не уступаем московским центрам.

У нас прекрасный коллектив единомышленников, если уж мы взялись делать диагностический центр, то делали все так, как никто его не делал.

Я всю жизнь занимался функциональной диагностикой и кардиологией и хорошо понимал, что диагностическое учреждение не может быть без клиники, без поликлиники, без клиницистов и стационара. Несмотря на то, что в приказе Чазова ничего подобного не было, мы сразу создали стационар дневного пребывания, консультативно-диагностическую поликлинику. Потом открыли хирургический блок, где выполняем все эндоскопические манипуляции.

- Девяностые годы - как вы уцелели? Диагностические центры тогда во многих городах рухнули, их приватизировали, растащили.

- Годы были страшные, тогда, по сути, была разрушена вся система здравоохранения. Когда началась приватизация, нам отдали центр в аренду, чтобы избавиться от хлопот: оборудование дорогостоящее, требует дорогого ремонта, выживайте, как хотите. Мы выстроили систему, которая помогла и тогда выжить, и сегодня оптимальна.

Мы приобрели самостоятельность в выборе и принятии решений, ведении всей хозяйственной деятельности.

- Ваша система - что в ее основе?

- Вся система заключается в психологии коллектива. Когда коллектив знает, что он зарабатывает деньги и эти деньги будут расходоваться по назначению - на зарплату, которая у нас выше, чем в других учреждениях, на оборудование, на условия для работы, на компьютеры на каждом рабочем месте, на кондиционеры, - все это хорошо мотивирует.

Госзаказ, платные услуги, договоры добровольного медицинского страхования, договоры с предприятиями. На этом мы начинали работать. Сейчас у нас остался бюджетный заказ на Центр охраны семьи и репродукции, который мы открыли и в активе которого - уже более 1000 новорожденных. Выполняем государственный заказ на систему обязательного медицинского страхования, причем по всем видам медицинской помощи, на которые мы лицензированы. А лицензированы мы и на выполнение высокотехнологичной медицинской помощи.

- Геннадий Яковлевич, а какая у вас связь с поликлиниками?

- Самая тесная. Все поликлиники Ставрополя, все краевые и районные больницы пользуются возможностями диагностического центра в том случае, если есть необходимость. Они делают заранее заявки, мы удовлетворяем, сколько можем. Напомню, что мы плановое предприятие, у нас сейчас 70 процентов госзаказа и 30 процентов платных услуг.

Что касается поликлиник, то они все в свободном плавании, хочешь - заключай договор с диагностическим центром, хочешь - с краевой больницей, с кардиоцентром.

- Сейчас часто звучит - оптимизация здравоохранения, все понимают - сокращение. Сокращение штатов, финансов и так далее. В итоге - бесплатная медицинская помощь становится все недоступнее.

- Сейчас здравоохранение не узнать по сравнению с тем, что было. Во всех медучреждениях компьютерная техника, мы проводим мастер-классы от Калининграда до Камчатки, показываем оперативные вмешательства. Года четыре-пять назад такое и представить было невозможно. И все это благодаря федеральным программам - приоритетному национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения. Рывок сделан сумасшедший. Сколько создано сосудистых центров, сколько людей спасают медики!

- Амбулаторно-поликлиническая служба всегда была ведущей в здравоохранении, это первое звено, куда приходит человек. Почему сегодня здесь так много трудностей?

- Я вижу проблему вот в чем. Сегодня каждому больному медицинская помощь должна оказываться по стандарту. Он должен быть обязательно выполнен. Но медицина не стоит на месте, постоянно появляется что-то новое, что позволяет продвинуться в диагностике. Сразу оснастить новым все поликлиники невозможно, это процесс постепенный. Но при всех трудностях, я убежден, диагноз должен быть поставлен именно в поликлинике.

У поликлиник есть возможности диагностировать заболевание не только у себя, но и у нас. А мы, как я уже говорил, оснащены «выше крыши». Компьютерные томографы, МРТ, не просто УЗИ-аппараты, а аппараты экспертного класса. Сегодня мы можем послать сложного больного в Москву по квоте, причем квота выдается в системе ОМС.

В любом случае человек при необходимости получит нашу помощь - или за деньги, или бесплатно, встав в очередь.

- Спрашиваю вас как доктора медицинских наук, профессора, академика - почему так остро не хватает участковых врачей?

- Несколько лет назад активно заговорили о семейном враче, о враче общей практики, и это была правильная политика. Им весомо повысили зарплату, и мне, бывшему станичному фельдшеру, абсолютно понятно, за что. За то, что они ходят по домам, что их кусают собаки, что идут к больным и в дождь, и в холод. Другие специалисты восстали - мы не меньше для пациентов делаем. При подобных обсуждениях я говорю: да, но вы пришли, халатик накинули, пленочку открыли, расшифровали. И не надо вам идти грязь месить, десять раз в день обуваться-разуваться, три-четыре часа сидеть на приеме, а потом лететь по больным домой.

Сейчас нужно добавить зарплату семейным врачам, и они у нас будут. Надо платить за работу, а не за то, что ты врач.

И, подытоживая наш разговор, я снова хочу сказать: медицина шагнула очень далеко, ей надо только ура кричать. И сегодня у нас очень много прекрасных специалистов. К сожалению, не всегда они свои знания и умения могут направить в нужное русло, всегда есть ограничения - то в штатах, то в деньгах, то кризис приключится, как сейчас. И все равно люди работают, помогают, оперируют, спасают - в этом и их жизнь, и жизнь тысяч и тысяч их пациентов.

 

больница, Ставрополь в моей судьбе, Город в моей судьбе

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление