«Мы не восстали из нафталина»

Станислав Маслаков

В Ставрополе прошла презентация общественно-политического клуба при региональном Комитете гражданских инициатив

«Мы не восстали  из нафталина»

28 августа ставропольским журналистам был представлен новый дискуссионный клуб, который пока не имеет названия, но связан со сразу несколькими некогда громкими именами. Среди его учредителей – Андрей Уткин, Сергей Рязанцев, Борис Оболенец и ещё четверо экс-депутатов ставропольского парламента. Комитет гражданских инициатив, при котором создаётся клуб, возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Впрочем, едва ли не главной темой встречи стала попытка убедить журналистов в том, что цель клуба – вовсе не желание его организаторов тряхнуть стариной и вернуть своим персонам былую медийность, а необходимость в честном и серьёзном обсуждении проблем края.

– Мы не восстали из нафталина! – заверил один из организаторов встречи.

По словам выступавших, региональная власть не всегда способна объективно оценивать обстановку в регионе. Они прямо и косвенно ссылались на широко распространённую в нашей стране практику, когда честный анализ какой-либо темы подменяется захваливанием чиновника, за неё ответственного, а сложные внутривластные взаимоотношения мешают полноценному диалогу. Наличие сторонней внепартийной площадки, куда будут привлекаться независимые эксперты в том числе и федерального уровня, где проблемы будут обсуждаться нелицеприятно и без «неприкасаемых», должно помочь здравой оценке, а значит и решению многих застарелых проблем нашего региона.

Начинание позиционируется не только как нужное, но и своевременное. Но насколько жизнеспособное? Ставрополь помнит множество разного рода дискуссионных площадок, политических клубов, общественных советов и тому подобного. Одни изначально создавались при властных структурах, другие были формально независимы, но демонстрировали свою лояльность, третьи, напротив, создавались подчёркнуто оппозиционными силами. У них были разные задачи, спикеры, бюджеты, форматы. Но объединяет их то, что ни одно такое образование не просуществовало достаточно долго, чтобы говорить о его состоятельности. И хотя каждый раз можно было назвать разные причины (недостаток финансирования, смена расстановки сил, банальная потеря интереса со стороны участников), на деле всё сводится к одной. Вряд ли возможен политический клуб там, где нет политики.

Политика возможна лишь там, где существует относительная автономия власти и возможность реальной борьбы за право формировать повестку дня. Россия может считаться федерацией лишь формально по той хотя бы причине, что самостоятельность регионов и муниципалитетов у нас ничтожна, как и объём налоговых поступлений, которые в них остаются. За очевидным исключением некоторых северокавказских республик. А потому и властвование на региональном уровне сводится к претворению в жизнь решений федерального центра и выклянчиванию оттуда же денег на эту работу. Соответственно, политика – то есть борьба за власть – не более чем попытка убедить Москву в том, что именно ты будешь наилучшим образом представлять у себя её интересы. Политиков на Ставрополье нет и не может быть. Есть администраторы разного уровня.

Впрочем, среди возможных направлений деятельности клуба превалируют как раз хозяйственные проблемы: ЖКХ, землепользование, развитие КМВ, анализ вопросов, связанных с формированием бюджета края, и только затем общественно-политическая ситуация. Первое заседание, которое состоится 13 сентября, как раз будет посвящено экономическому положению Ставрополья. Организаторы пообещали крупных экспертов и серьёзного анализа, а для затравки предложили сравнить показатели края с другими регионами, что можно сделать, посмотрев данные на сайте Комитета гражданских инициатив.

Так что даже в условиях современной российской «вертикали» подобные площадки имеют место и право быть. Но вот будут ли они замечены и услышаны властью? На федеральном уровне всё понятно. Комитет гражданских инициатив возглавляет Алексей Кудрин, который даже после громкого увольнения остался политическим тяжеловесом. За ним серьёзные деньги, влиятельные группы и международный авторитет. Он умудрился стать в равной степени притягательным и для недоразгромленной оппозиции, и для либерального крыла Кремля, от которого Кудрина в своё время и оторвали. Там и Людмила Алексеева, и движение «Синие ведёрки», и Владимир Познер, и вполне действующие правительственные чиновники. В любом случае, спрос на рукопожатую и не слишком опасную либеральную тусовку в Москве есть.

Но готова ли ставропольская власть общаться со своими бывшими? И нуждается ли она в этом общении? Не окажется ли, что клуб, даже при хорошем уровне аналитики, будетт невостребован? Инициаторы его создания выразили готовность к такому диалогу с администрациями разных уровней, который окажется полезен для всех.

– Хотелось, чтобы в нас видели помощников, – выразил надежду Сергей Рязанцев.

Впрочем, независимо от того, насколько успешным окажется новый клуб, его участникам этот опыт пригодится в любом случае. При всей видимой стабильности политической ситуации в России, она время от времени существенным образом меняется. Да и федеральная власть не столь монолитна. Вероятно, что при росте спроса на крупную политическую силу или даже партию либерального толка таковая может собраться вокруг немного опального, но всё же «своего» Кудрина. И в этом случае у неё в Ставрополе окажется довольно мощное региональное отделение с целым сонмом заметных персон с пусть и не всегда однозначной, но довольно громкой репутацией.

В любом случае, будь создаваемый клуб очередным никем не замеченным междусобойчиком или началом мощного движения, приятен сам факт появления чего-то нового в наших провинциях.

Другие статьи в рубрике «Политика»



Последние новости

Все новости

Объявление