«На достигнутом не позволит остановиться само время...»

Тамара Коркина

Региональный проект «Умные города»: для комфорта и удобства людей

Умный город-курорт Железноводск.
Умный город-курорт Железноводск.

Последние десятилетия насыщены технологическими и социально-экономическими изменениями, которые коснулись и структурной перестройки экономики, и перехода к розничной онлайн-торговле, и управления городским хозяйством, и многих других сфер нашей жизни. Мы все чаще и чаще слышим об «умных городах», которые стали появляться в стране. Уже не первый год и у нас работает региональный проект Ставропольского края «Умный город», разработанный краевым министерством ЖКХ. Накоплен интересный для дальнейшего продвижения опыт, в основе которого – цифровизация городского хозяйства. Об этом и говорим мы с министром краевого министерства ЖКХ Романом Марченко.

 

– Роман Алексеевич, ко всякому новому большому делу подталкивают определенные сложившиеся обстоятельства. Что у истоков стремления к «умным городам»?

Министр ЖКХ Ставропольского края  Роман Марченко.
Министр ЖКХ Ставропольского края Роман Марченко.

Стремление это обозначилось не только в России, но и во всем мире. Идет пересмотр подходов к управлению городским хозяйством, вызванный ростом численности городского населения, растущей потребностью в государственных финансах. Нынешнее управление городами все больше опирается на передовые технологии, цифровизацию различных сторон городской жизни

Причем все это делается для повышения уровня жизни людей, качества услуг, для удовлетворения потребностей не только ныне живущих, но и будущих поколений.

– То есть цели построения и развития «умных городов», в том числе и в нашем крае, мы бы обозначили как...

– ...как создание безопасных, доступных и комфортных условий для жизни, как формирование эффективной системы управления всем городским хозяйством, как повышение конкурентоспособности городов на глобальном уровне и так далее.

Накопленный нами опыт показывает, что благодаря повсеместному внедрению цифровых решений в «умных городах» стало возможным использование огромного объема собираемых данных и вторично, и многократно, и в разрезе множественного спектра задач. Таких как безопасность, планирование, бизнес, повышение комфорта и так далее. Иными словами, нынешние технологии дают ресурсы для принятия решений с меньшим количеством неизвестных. То есть мы сегодня не упираемся в то, во что упирались еще вчера.

– Я правильно понимаю, что главная цель регионального проекта «Умный город» – это оптимальное решение ключевых проблем всех категорий местных жителей.

– Абсолютно правильно. Именно поэтому развитие «умных городов» невозможно без участия горожан и бизнес-сообществ, в том числе малого и среднего предпринимательства, органов власти, словом, всех заинтересованных сторон.

– Об «умных городах» в нашей стране заговорили года три-четыре назад ...

Да, в 2018 году федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвердило паспорт ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город». Этот проект вот уже несколько лет реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Он создан как основной инструмент поддержки развития умных городов в нашей стране и представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку для работы с регионами, муниципальными образованиями и иными заинтересованными лицами, в том числе на международном уровне. С этой площадки стартовало и наше министерство, разрабатывая региональный проект.

Участники проекта – города с численностью населения свыше 100 тысяч человек, административные центры регионов и пилотные города.

В Ставропольском крае это пять городов: Ставрополь, Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки.

В 2019 году руководством края, нашим министерством было принято решение апробировать технологические и платформенные положения «умного города» в Железноводске. На эти цели из краевого бюджета было выделено 50 миллионов рублей. Проект реализуется совместно с компанией АО «Русатом Инфраструктурные решения». Она является разработчиком цифровых решений и отраслевым интегратором по направлению «Умный город».

Железноводск стал первым в России городом-курортом, оборудованным по стандартам регионального проекта «Умный город». На его площадке сочетаются цифровые инфраструктурные решения и уникальный программно-аппаратный комплекс, разработанный специально для туристической сферы.

– Что на сегодня имеет город?

– Уже к лету прошлого года здесь были установлены интерактивные уличные киоски с туристическими сервисами, городской общественный транспорт снабжен навигационным бортовым оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, остановочные комплексы были оснащены информационными табло о прибытии общественного транспорта.

Очень важно, что объекты социальной сферы в городе оборудованы интеллектуальными приборами учета коммунальных ресурсов и дистанционного управления отоплением. То есть человеческий фактор сведен к минимуму, все вопросы учета возложены на технику.

Бюветы в городе-курорте оборудованы счетчиками расхода минеральной воды, уличные мусорные баки в социальных учреждениях снабжены датчиками контроля уровня загрузки мусора. Очень эффективно работают камеры видеонаблюдения, часть из которых подключена к системе видеоаналитики, то есть к распознаванию лиц и государственных регистрационных знаков. На некоторых пешеходных переходах установлено оборудование, предупреждающее водителей о приближении пешеходов в темное время суток. То есть все сделано для людей, для их удобства.

Вся созданная в Железноводске инфраструктура связана с информационной системой «Умный город», состоящей из более чем 35 модулей отображения статистической информации и дистанционного управления городским хозяйством.

Такое устройство жизни города ведет к тому, что и жители, и гости участвуют в решении различных вопросов, обозначая проблемы, направляя предложения в мэрию.

– Поскольку в определенные периоды гостей в городе бывает не меньше, чем хозяев, то как они реагируют на все эти инновации?

– По нашим наблюдениям, а министерство ведет постоянный мониторинг, наибольший интерес представляют туристические сервисы, позволяющие с помощью информационных панелей или мобильного приложения в самые короткие сроки получить всю необходимую информацию о городе и туристических услугах.

Информационные панели рассказывают о городе, его истории и достопримечательностях, о проводимых в нем мероприятиях, об экскурсионных маршрутах и экскурсиях, о санаториях, отелях и ресторанах.

По итогам Всероссийского конкурса «Лучшие муниципальные практики» в прошлом году Железноводск занял первое место в номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («умный город»)». Он получил федеральный грант в 75 миллионов рублей, которые пойдут на дальнейшее развитие проекта.

– С Железноводском ясно. А насколько продвинулись к «умным» другие города края?

– Руководством края принято решение о распространении накопленного опыта в других городах края. Так, основные модули цифровой платформы, а это городские проблемы, опросы, полиция, избирательные округа, государственные учреждения и так далее, стали использоваться в городах Ставрополь, Невинномысск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск и городских округах Минераловодский и Георгиевский. А модуль «Голосования» доступен вообще всем муниципальным образованиям края.

– Например: что в этих городах достигнуто?

– Возьмем город химиков Невинномысск. В городе выполнено достаточно объемное мероприятие по внедрению энергоэффективного уличного освещения. Здесь заменены натриевые светильники на современные светодиодные, насколько помню – более восьми тысяч единиц, заменены все шкафы управления наружным освещением. Они же укомплектованы новой автоматикой и цифровыми приборами учета, GSM-модулями. Здесь внедрен специализированный программный комплекс, позволяющий из единой диспетчерской управлять освещением на улицах всего города. Сейчас, благодаря хорошей освещенности городских улиц, наблюдается снижение уровня криминогенности и преступности. Более того, зафиксировано резкое – на 65 процентов – снижение расходов на оплату электроэнергии. Экономия ресурсов – это тоже масштабная задача «умного года». Скажу, что со всеми этими новациями улучшился архитектурный облик города, он стал более привлекательным для туристов.

– А краевой центр? Какие черты «умного города» есть или, скажем так, появятся на его лике?

– У нас со Ставрополем связаны большие планы. В 2021-2023 годах в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется внедрение интеллектуальной транспортной системы. Система включает в себя создание подсистем светофорного управления, директивного управления транспортными потоками, мониторинга параметров транспортных потоков, модернизацию и дооснащение светофорами около сотни перекрестков. Еще одна подсистема – информирование участников дорожного движения с помощью динамических информационных табло и знаков переменной информации. Будет развиваться видеонаблюдение, детектирование дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Хочу особо подчеркнуть, что интеллектуальная транспортная система Ставрополя – это уникальная разработка, спроектированная специально под текущие и будущие условия эксплуатации дорог города. Она учитывает планы комплексного развития транспортной инфраструктуры города и схемы организации дорожного движения.

– Прошла информация о том, что еще одним участником Всероссийского конкурса «Лучшие муниципальные практики» стало село Верхнерусское Шпаковского муниципального округа.

Да, оно заняло третье место за энергоэффективное уличное освещение. Полученное вознаграждение в 10 миллионов рублей администрация округа планирует потратить на модернизацию сетей уличного освещения, на замену оставшейся части светильников на энергоэффективные.

Работа по выполнению регионального проекта «Умный город» чрезвычайно интересна, это я вижу и по специалистам министерства, и по главам муниципальных образований. Захватывает ее направленность в будущее, которое мы не можем представить себе без высоких технологий. Ясно, что мы будем продолжать нашу деятельность по тиражированию апробированных решений в других городах, на достигнутом нам не позволит остановиться само время. Мы накопили интересный опыт, которым, к слову, готовы поделиться с коллегами из других субъектов страны. Ровно так же мы смотрим на другие регионы, отслеживаем интересные, жизнеспособные решения, чтобы применять их у нас на Ставрополье.

 

Министр ЖКХ Ставрополья Роман Марченко, ЖКХ, «Умный город», интеллектуальная транспортная система Ставрополя, министерство ЖКХ Ставропольского края

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости