На грани. Звездный отряд из подворотни

Наталья Ардалина

ПОБЕД БЕЗ ПОТЕРЬ

НЕ БЫВАЕТ

К сожалению, это так. Всё великое и неизведанное в начале пути проходит испытание на грани жизни и смерти.

Когда решался вопрос о следующем полете, было принято предложение проверить поведение собаки, которая уже была в космосе. Ученые хотели выяснить, не испугается ли снова сесть в гермокабину животное, запомнившее неприятные ощущения от перегрузок, стрессы от взлёта и посадки (как показали дальнейшие события, опасения медиков были не беспочвенны). Выбор исследователей пал на Дезика. Вторым “пилотом” была выбрана собачка по кличке Лиса. Взлёт и полет пара выдержала мужественно, если можно так сказать о животных. Все шло без неприятных “сюрпризов”. Несчастье поджидало при посадке. Падая с высоты более ста километров, капсула достигла скорости сверхзвукового самолёта. Приобретённый в первом полёте опыт Дезика подсказывал ему, что вот­вот должен быть рывок тормозного парашюта. Но секунды бежали, а ничего не происходило. Зато с Земли уже было видно, что парашют не раскрылся.

Это были первые, но, к сожалению, далеко не последние космические жертвы.

Государственная комиссия запретила посылать в полет единственного уцелевшего “космонавта” Цыгана ­ он был живым символом первой космической победы. Если бы с ним что случилось, запросто могли закрыть весь проект. В Кремле и так прохладно относились к идее полета человека в космос. Куда ближе были задачи разработки средств доставки ядерного оружия. Королёву приходилось отстаивать космическую программу, делая упор на то, что американцы не жалеют средств для подобной программы и делают все, чтобы в космосе первым оказался гражданин США.

Летом 1951 года корабли с животными отправлялись в космос еженедельно. Медики были уверены, что собаки прекрасно переносят полет, некоторые из них уже летали по нескольку раз. Но подводила техника. В одном из полетов из­за отказа клапана произошла разгерметизация кабины и “экипаж” в составе Мишки и Чижика погиб от удушья.

Королев очень любил животных. Не было дня, чтобы он не проведал собачек, не поинтересовался условиями содержания и питания. Гибель питомцев этот мужественный и далеко не сентиментальный человек переживал остро и болезненно.

В КОСМОС ­ ПО ПУТЕВКАМ ПРОФСОЮЗОВ

Именно эту крылатую фразу произнёс С.П.Королёв, когда из космоса живым и невредимым вернулся абсолютно неподготовленный, несколько часов назад подобранный у солдатской столовой щенок­дворняжка...

Первые катастрофы заставили ученых пересмотреть программу дальнейших исследований. Вырисовался круг проблем, угрожающих человеку в космосе. Необходимо было уделить основное внимание космическим системам жизнеобеспечения и спасения. Все собаки из Капустина Яра были отправлены в Москву на переподготовку. На космодроме оставались только Непутёвый и Смелый, собаки, которые своим полетом должны были завершить первый этап испытаний. За несколько часов до старта и произошел тот курьезный случай, который выделился особым эпизодом в истории секретной “собачьей космонавтики”. Накануне старта лаборант вывел “экипаж” на прогулку. Собачка по кличке Смелый, уже побывавшая в космосе, сорвалась с поводка и убежала в степь. Её так потом и не нашли. Изначальные опасения ученых были не напрасны ­ некоторые животные боялись повторных полетов. Надо было докладывать Королеву, но, зная крутой нрав генерального, тянули время. Солдат, работавший в лаборатории, заметил, что около столовой очень много собак, может, подобрать похожую. Решили рискнуть ­ время поджимало. Поймали похожую, подходящую по размерам собачку, помыли, подстригли, закрепили датчики. Дворняжка вела себя спокойно, даже лизала руки врачам, когда те закрепляли приборы. Несколько часов спустя она испытала то, что члены звездного отряда познавали сначала на тренировках, а уж потом в реальном полете. Специалисты, наблюдавшие за полетом, были довольны ­ все проходило штатно. Когда раскрылся парашют и капсула приземлилась, все вздохнули с облегчением, кроме врачей. Они еще не знали, в каком состоянии увидят нового члена звездного отряда, только что подобранного около солдатской кухни. Но опасения были напрасными ­ обе собаки были живы, вели себя совершенно спокойно. Когда Королеву докладывали о завершении испытаний, он вдруг заметил новую собаку. Скрыть что­либо от Сергея Павловича было просто невозможно, а уж что касалось собак, то он их всех знал “в лицо”. Медикам пришлось повиниться. Безымянный герой вместе с премиальной колбасой тут же с рук Королёва получил кличку Зиб, сокращенное от “запасной исчезнувшего бобика”. Он приказал в отчете указать эту кличку новоиспеченного “космонавта”. Докладывая в Кремле, Сергей Павлович представил Зиба, как летавшего по особому плану запасного исследователя. Именно тогда впервые прозвучали известные сейчас всему миру слова Королева о полетах людей на отдых в космос по профсоюзным путевкам, без всякой подготовки. И в качестве примера показывал на Зиба.

Григорий Варлавин.

Продолжение следует.



Последние новости

Все новости

Объявление