На лодке — первый после Бога!

Наталья Буняева

...За окном шумел июль. Жаркое солнце и ветерок, кроны деревьев — как бескрайнее море. Морской капитан закрыл глаза и увидел это море. Как всегда, когда его подводная лодка поднималась из глубин

22 июня 2008 года от нас ушел человек незаурядной судьбы, ветеран Военно-Морского флота капитан 1 ранга Алексей Ротач. Сегодня у нас в гостях его вдова, Валентина Михайловна: «Хочу рассказать о моем командире... Может, его жизненный пример станет примером и тем ребятам, которые станут на защиту Родины. Как мой муж, с самого юного возраста».

Видимо, он всегда мечтал быть моряком. Как в ставропольском мальчишке, где кругом степи да ковыли, родилась эта мечта? Сейчас уже никто не расскажет. Родился он в марте 1945 года, когда еще шла война. Учился в школе для мальчиков (школы были раздельными), окончил среднюю девятую школу, что в нижней части города. Учился очень хорошо, обычный пацан, послевоенная жизнь... И вот его мечта сбывается! Окончив школу, он поступает в Бакинское высшее военно-морское училище имени Кирова. По тогдашнему положению курсант обязан был отслужить год на флоте, чтобы на себе прочувствовать все тяготы и невзгоды морской службы.   Служил курсантом на крейсере «Слава» в Севастополе, а затем вернулся в военно-морское училище. Хотя многие не возвращались. Окончил его в 1968 году, и началась настоящая служба, о которой мечтал когда-то. Северные моря, Тихоокеанский флот, Дальний Восток... В семидесятых он уже помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ).

Алексей Алексеевич начинал службу в качестве старшего помощника капитана — должность считается на флоте одной из самых важных. И самой хлопотной. Ничего, работал, выдерживал все: и нагрузки, и перегрузки. Это были времена, когда советский человек не мог просто выехать в ближайшую «заграницу», а Алексей Ротач побывал у берегов континентов всего мира, даже к Антарктиде ходил. И всегда он был на боевом посту. В прямом смысле: была у него персональная каюта, где можно было хоть немного отдохнуть и расслабиться в походе. Но он предпочел кресло прямо посередине лодки — главный командный пункт. Спал в этом кресле: ничто не могло произойти минуя капитана. Случалось всякое: однажды ЧП чуть не ввергло в панику экипаж. Откуда-то показалась вода! Лодка атомная, глубина огромная, опасность тоже не слабая — возможно, пробоина или еще что посерьезней, что устранить будет сложно или невозможно. Капитан встал со своего «не дремлющего» кресла, пошел разбираться. Да, это вода. Но откуда? Побледневшие лица молодых моряков подтолкнули к действию. Он зачерпывает рукой воду, в которой блестело невесть откуда взявшееся масло, перемешивает всю эту муть и пробует сделать глоток: «Пресная!» Это значит, что проблема не извне, поломка в атомном реакторе. Исправимая — сломался опреснитель воды. Тихая паника улеглась, экипаж взялся за починку.

А случись что пострашнее? Эту лодку нельзя было даже фотографировать. Кто бы помог вдали от родных берегов? Спасала твердость характера в любых ситуациях, о которых семья узнавала буквально по крупицам.

А семья уже была — супруга Валентина, двое сыновей. Как они ждали мужа и отца из дальних походов! Каждое возвращение было праздником во всех смыслах. Хотя сентиментальным отца семейства назвать было трудно, но по домашнему уюту он скучал не меньше других членов экипажа. Мальчишек, Виталия и Володю, воспитывал, как надо: в отсутствии отца главная в семье мать. Помогать ей без всяких капризов. Когда отец был в дальнем походе, на календаре рисовали крестики, считая дни. А когда возвращался — накрывали праздничный стол. Обычно такое возвращение — всего на несколько дней...

В первые годы жизни с Валентиной Алексей, тогда совсем еще молодой муж, мерил километры по сугробам, чтобы на три часа увидеться. Спокойной жизни не было никогда.

Последние годы службы — на атомном подводном крейсере стратегического назначения, считавшемся лучшим в дивизии, награжденном непереходящим Красным Знаменем. Однажды к ним, как к лучшему экипажу, прибыла группа космонавтов, среди которых был прославленный Алексей Леонов и дважды Герой Советского Союза Анатолий Филипченко. Как положено, переодели их, провели инструктаж, и лодка погрузилась в морскую пучину. После всплытия космонавты долго удивлялись: «Мы три дня в космосе и вон — герои! Да вам за каждый поход надо по Звезде вручать!» На память фотографировались, космонавты оставляли автографы.

Пришло время прощаться с военной службой: в 1995 году семья Ротач вернулась на малую родину — в Ставрополь. И вот тут предательски «вылезли» болячки: стали отказывать ноги. Мне кажется, если бы служил — все было бы нормально. Но это мое мнение, а вот мнение врачей было неумолимо: нужна сложная операция. Это сейчас их делают на раз-два, да еще могут и бесплатно, по квоте. А тогда? Тогда это было дорогой редкостью. Денег на операцию не было, обращаться за помощью к подрастающим олигархам командир подводной лодки запретил. Валентина Михайловна пыталась тайком кому-то писать, но получила по полной: супруг посчитал это унизительным. Год Алексей Алексеевич не вставал с постели: любимая служба, перегрузки повредили позвоночник. Потом начал немного ходить, передвигался по квартире, не хотел выезжать на коляске во двор: никто не должен видеть моряка не здоровым. Дома находил себе занятия: много читал, следил за политическими событиями в мире, учил внуков игре в шахматы. А еще проектировал сад: был у семьи участок земли. Его мечту осуществила супруга: каждую весну деревья в саду роняют лепестки цветов...

А другую мечту осуществили сыновья - оба морские пограничники. Виталий Алексеевич — капитан второго ранга, служит в Калининграде. Владимир Алексеевич - капитан первого ранга, служит в Мурманске, в погрануправлении. Его сын — старший лейтенант, служит на корабле.   И внук Владимир Владимирович тоже будет моряком: сейчас он курсант Института береговой охраны ФСБ России. И жены сыновей служат! Обе - старшие мичманы. Вот так мечта мальчика Леши из девятой школы основала целую династию моряков.

Когда-то Алексей и Валентина мечтали: «Вот выйдем на пенсию, будем каждый день выходить на прогулки: в парк или в кино, или просто так, на лавочке посидеть...» Не случилось. Зато эта мужественная семья подарила Родине и вручила ей судьбы своих детей и внуков, защитников и моряков.

Моряки-подводники помнят своего командира, пишут письма Валентине Михайловне, в книге «Как создавался атомный подводный флот Советского Союза» есть подробный рассказ о «горбатой» (оснащенной ракетами) лодке под командованием Алексея Ротача. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Ратный труд моряка не забыт: в музее, в школе, где он учился, есть целый раздел, где ребятам рассказывают о славной и многотрудной службе командира АПЛ. И возможно, кто-то из них, этих учеников, также захочет повидать моря и океаны, стать морским офицером.

подводная лодка, очерк, 23 февраля, Ротач, АПЛ

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление