На недельку до второго я уеду... в Келломяки

Ольга Метёлкина

Поездка в поселок Комарово

Вот и закончился очередной отпуск и пришло время выходить на работу. «Где была?» - интересуются коллеги. «В Комарово», - отвечаю я и готовлюсь в очередной раз выслушать про «на недельку до второго» и далее по тексту незамысловатой песенки...

На берегу Финского залива
Ольга МетёлкинаНа берегу Финского залива

Побывать в Комарово - было моей мечтой в течение лет десяти. Представлялся мрачноватый Финский залив, песчаные дюны, вековые сосны, петербургское небо, что по-блоковски «мутилось дождём»... И непременно в моих грёзах о Комарово присутствовали образы Анны Ахматовой и Дмитрия Лихачёва, которые не случайно выбрали местом вечного упокоения местный погост. Попав впервые туда в прошлом году, я ощутила, как огромен мир этого маленького дачного посёлка, а узнав его поближе, захотела вернуться. И вернулась нынешним летом...

Колыбель «Сталкера»

Ольга Метёлкина

Своим появлением этот посёлок обязан строительству Финляндской железной дороги в самом начале XX века. Она соединила столицу Российской империи с городом Риихимяки, что недалеко от Хельсинки. Открытой в мае 1903 года станции дали название станции - Келломяки (по-русски - Колокольная Горка, поскольку первоначально самым заметным местом здесь был холм с колоколом, который созывал рабочих на обед, а также извещал о начале и завершении смены). Своё современное название посёлок получил в 1948 году, когда в Советском Союзе развернулась кампания тотального переименования населённых пунктов Карельского перешейка. Почему Комарово? Неосведомлённые граждане, впервые попадающие сюда, предполагают, что название связано с назойливыми насекомыми, от которых бывает особенно трудно отбиваться, когда собираешь чернику в лесу. Однако нет. Дело в том, что сразу после окончания Великой Отечественной войны Совнарком СССР принял постановление о строительстве в Келломяки дач для действительных членов Академии наук СССР. Одна из них предназначалась президенту Академии, выдающемуся ученому-ботанику Владимиру Леонтьевичу Комарову. По горькой иронии судьбы, академик так и не успел воспользоваться положенной ему привилегией, потому что в конце 1945 года он умер и был похоронен в Москве. Спустя три года обустроенный для комфортного пребывания выдающихся учёных дачный посёлок получил название Комарово (а среди местных жителей распространилось шутливое - «Академяки», по аналогии с Келломяки).

Вообще, история этих мест невероятно интересна и насыщена захватывающими деталями, неожиданными поворотами и «населена» огромным количеством именитых обитателей. Люди особо впечатлительные ощущают кроме того и мистическую атмосферу посёлка. Не случайно, утверждают они, Стругацкие завершали здесь чистовой вариант романа «Пикник на обочине» и сценарий «Сталкера»...

На сайте посёлка я прочитала о музейной экспозиции, которая открыта по выходным в помещении местной администрации, и в одну из суббот отправилась расширять культурный кругозор. Мне повезло, в этот день экскурсию по музею вела его создатель и директор Ирина Снеговая. Краевед и филолог, профессионал с завидной эрудицией, много лет проработавшая в Пушкинском доме Российской Академии наук, она так увлекательно рисовала картины прошлого, связанные с историей финско-русского посёлка Келломяки-Комарово, что три часа пребывания в окружении фотографий, документов, книг и личных вещей знаменитых «комаровцев» пролетели совершенно незаметно.

Экспозиция местного музея
Ольга МетёлкинаЭкспозиция местного музея

«Заповедник критической мысли»

В середине прошлого века наряду с дачами академического посёлка в Комарово стали активно обустраивать дома творчества для писателей, театральных деятелей, архитекторов, художников, кинематографистов, а также строить небольшие типовые финские домики Литфонда. Как говорит Ирина Снеговая, здесь создавалось уникальное сообщество «думающих людей», а по словам писателя Даниила Гранина - «последний заповедник критической мысли в России».

И в самом деле, такой концентрации творческой и научной интеллигенции на небольшой территории невозможно было встретить ни в Москве, ни в Ленинграде. На дачных улицах в Комарово тогда можно было раскланяться с гениальным драматургом Евгением Шварцем, поздороваться с великим композитором Дмитрием Шостаковичем, поприветствовать главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова и писателя Леонида Пантелеева. На дачу к народному артисту СССР Николаю Черкасову приезжали его коллега Аркадий Райкин и знаменитый дирижёр Евгений Мравинский. На даче у режиссера Иосифа Хейфица, снявшего «Даму с собачкой» и «Дело Румянцева», жил молодой Алексей Баталов. Рядом была дача режиссёра Надежды Кошеверовой, той самой, что вошла в историю советского кинематографа как автор «Золушки» (с Яниной Жеймо в главной роли). У неё нередко гостили Фаина Раневская и Эраст Гарин. Всей душой к Келломяки был привязан академик Дмитрий Лихачёв, в его детских воспоминаниях сохранились многие имена и события ещё досоветского прошлого этих мест. К примеру, он рассказывал про ювелира Агафона Фаберже, который показывал его отцу бриллианты прямо на берегу Финского залива, и вовсе не из желания поразить богатством, а чтобы показать игру камней в лучах солнца...

Знаменитая «зелёная будка» Ахматовой
Ольга МетёлкинаЗнаменитая «зелёная будка» Ахматовой

 

Блеск и нищета комаровских дач

Признаюсь, было бы непростительно уехать из Комарова, не увидев дачу Анны Ахматовой. Представлялось, что царственной Анне Андреевне Литфонд должен был предоставить и соответствующий особняк (из числа сохранившихся к 1955 году дореволюционных шедевров северного модерна). Меня, как и многих других любопытствующих, ожидало если не разочарование, то однозначно недоумение. Обнаружив по адресу: улица Осипенко, 3, внешне ничем не выдающийся типовой деревянный домик, я поняла, почему Ахматова иронично называла его «зеленой будкой». А еще, к моему удивлению, оказалось, что дача, которую писательский союз предоставлял классику поэзии в аренду в течение десяти лет, где побывало столько известных людей, в том числе Иосиф Бродский, не стала музеем. Здесь по-прежнему отдыхают пишущие люди, и лишь в памятные ахматовские даты в Комарово приезжают известные литераторы и артисты, во дворе, под соснами, собирают поклонники Анны Андреевны, звучат её стихи.

Слава Богу, что за прошедшие годы «зелёная будка» уцелела, что её не постигла участь множества сгоревших и полуразрушенных комаровских дач: от исторических на морской стороне посёлка, формально охраняемых государством, до советских, построенных в лесу по другую сторону железной дороги.

Вплоть до самой Октябрьской революции 17-го года в Келломяки активно шло возведение дачных особняков. Особенно в этом преуспела петербургская аристократия и весьма обеспеченные люди того времени. Современников поражала изысканная архитектура дачи Агафона Фаберже - сына знаменитого придворного ювелира. Построенные в стиле северного модерна с элементами русского зодчества, эти строения были настоящими произведениями архитектурного искусства, сочетавшими в себе изысканное изящество форм и линий, живую красоту дерева и дикого камня с ажурным кружевом резных украшений. При этом рукотворная роскошь пребывала в гармонии с окружающей природой. Сохранившиеся фотографии начала XX века дают представление об этих шедеврах.

(Окончание следует.)

Комарово, поселок

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление