На «скорой» работают люди с особым характером

Лариса Денежная

20 июня – День медицинского работника

Пандемия коронавируса продолжается второй год. В нашу жизнь она вошла внезапно. Тогда никто не знал, что эта инфекция затронет практически все континенты. Когда в телесюжетах показывали, как в других странах умирают люди, а больницы не в состоянии принять всех больных, мы понимали: вирус рано или поздно придет и к нам. И здесь многое зависело от мобилизации всей системы здравоохранения. Наши медицинские работники проявили свои лучшие профессиональные и человеческие качества, спасая больных, зараженных COVID-19. В краевой клинической станции скорой помощи г. Ставрополя переболели коронавирусом 150 сотрудников. В то время, когда на карантин закрывались целые отделения стационаров, наша служба «03» работала круглосуточно, не останавливаясь ни на один день и даже час. И сегодня диспетчеры, фельдшеры, врачи, водители инфекционных бригад – на передовой борьбы с коронавирусом.

 

Телефоны звонили беспрерывно

Уже в феврале 2020 года Минздрав России стал готовить регионы к встрече новой инфекции. Дистанционно проводили образовательные семинары. Но одно дело – теория, а другое – практика.

– Мы знали, что болезнь протекает с тяжелым поражением легких. Но тогда совсем не предполагали, что будет такое количество больных с дыхательной недостаточностью, – рассказывал главный врач «скорой» Антон Фарсиянц. – Уже в мае количество вызовов стало нарастать, и нагрузка на наши бригады возросла. Нуждающихся в госпитализации увеличилось в три раза. Обслуживание вызовов стало задерживаться. Если раньше на один уходило до часа, то во время пандемии – до трех и более. Много времени занимала подготовка бригады к выезду – после перевозки каждого пациента проводили обработку машин, меняли экипировку – перчатки, маски и прочее. Постоянно менялись маршруты для госпитализации. Приезжают наши сотрудники в стационар, а там отделение закрылось на карантин, везут в другой. И не только по Ставрополю, но и в другие районы края...

Порой у больниц выстраивалась целая очередь машин «скорой». И бригады по два-три часа сидели с тяжелыми больными на кислородной поддержке в ожидании госпитализации. А это лето, жара, защитная экипировка с костюмами, не пропускающими воздух...

 Сердце «скорой» – диспетчерская.
Лариса Денежная Сердце «скорой» – диспетчерская.

В это время кто-то названивал диспетчерам: «Где машина? Почему так долго не едет?». Кто-то срывался на крик, кто-то умолял быстрее прислать машину.

Во время пика заболеваемости телефонные трели «гудели» во многих кабинетах станции. Как рассказывала старший врач смены Юлия Яковенко, нагрузка на «скорую» была такая, что у нее одновременно звонили на столе все пять телефонов – и стационарные, и мобильные. Включала по очереди каждый, предупреждая: «Минуточку, минуточку...». Мест в стационарах тогда не хватало, и к некоторым тяжелым больным приходилось по нескольку раз в день направлять бригаду с кислородом, чтобы «раздышать» пациента и снять приступ удушья. Госпитализация иногда откладывалась на сутки.

Расход кислорода, как рассказывала врач, был «бешеный», каждый день пополняли его запасы. Некоторые родственники, не дождавшись «скорой», приезжали на станцию, стояли у дверей старшего врача смены, умоляя госпитализировать пожилых маму или папу.

Не умолкал телефон у заместителя главного врача станции Наталии Згинник. Она принимала в день до ста (!) звонков – от нач-медов стационаров, поликлиник. По распоряжению краевого мин-здрава на станцию возложили функции координационного центра по госпитализации больных в «ковидные» стационары Ставрополя, п. Солнечнодольска, с. Кочубеевского. Еще два таких центра были в Пятигорске и Буденновске.

 

В режиме «ручного» управления

На первых порах, как рассказал Антон Фарсиянц, многое приходилось решать в режиме «ручного» управления – как в работе ставропольской службы «03», так и во взаимодействии с лечебными учреждениями. Набирались своего опыта.

Жизнь показала, что многие принятые организационные решения оказались верными, помогли упорядочить работу всех звеньев в оказании медицинской помощи «ковидным» больным. Это и организация «кустовых» координационных центров по госпитализации, и централизованной диспетчерской.

– Ежедневно к нам стекалась информация из прикрепленных стационаров о наличии свободных мест и даже сколько больных готовят к выписке на следующий день, – рассказывала Наталия Згинник.

Главврач станции Антон Фарсиянц вообще пошел на неординарный шаг. Имея квалификацию реаниматолога, он специально обратился к министру здравоохранения края разрешить ему работать по совместительству на четверть ставки по основной своей специализации в краевой инфекционной больнице. Не для заработка. А чтобы увидеть проблемные места в схеме «скорая» – стационар» и найти их решение.

Четыре месяца Антон Фарсиянц занимался реанимацией «ковидных» больных. Изучил все – с момента их госпитализации и заканчивая тактикой лечения. Больница к тому же получила опытного специалиста, много лет работавшего реаниматологом.

– Такого объема вирусных пневмоний раньше никогда не было, а схема ее лечения отличается от бактериальных пневмоний, совсем другая. Но это понимаешь, когда работаешь в больнице. Этот опыт мы потом учли во время доставки больного в стационар, – рассказывал А. Фарсиянц.

 

Количество инфекционных бригад увеличили втрое

Для обслуживания вызовов к «ковидным» больным на станции организовали четыре инфекционные бригады. Брали по желанию, в основном молодых, понимая, что, случись «подхватить» вирус, они легче перенесут заболевание. Зная, что медики становятся первой мишенью инфекции – видели, как обстоят дела в регионах, первыми столкнувшимися с COVID, продумывали меры безопасности. Каждого инструктировали: как надевать защитные средства, сколько костюмов и где они лежат в машине.

С первой проблемой столкнулись сразу, когда поставщик вдруг сообщил, что не сможет выполнить заявку по средствам индивидуальной защиты. А потом «подскочили» цены на эти СИЗы. На первых порах выручали противочумные костюмы из запасов, потом брали все, что могли найти.

В пик заболеваемости стали болеть сотрудники. Некоторые – тяжело. Их заменили ординаторами и студентами 5-6-х курсов Ставропольского государственного медицинского университета. Без них, как говорил А. Фарсиянц, пришлось бы туго. Благодаря пополнению смогли увеличить количество инфекционных бригад до двенадцати, их сосредоточили на отдельных подстанциях, чтобы не встречались с экипажами общего профиля. Это помогло уберечь многих сотрудников от вируса. По крайней мере, на ставропольской станции, по словам главврача, был один из самых низких процентов заражения COVID в отличие от других отделений службы скорой помощи.

Сейчас, когда заболеваемость снизилась, стало меньше тяжелых больных, работает три инфекционные бригады. Автору этих строк удалось понаблюдать за работой одной из них.

 

«На «скорой» рутины нет. Сплошной адреналин»

Диспетчеры приняли экстренный вызов с улицы Ленина: женщина, 58 лет, задыхается, тест на COVID в работе. Получаю пакет с защитной экипировкой и советом: респиратор и очки лучше надеть по прибытии на место. Иначе с непривычки дышать будет трудно. Машина включает сирену, и вместе с фельдшером Александрой Поливко и водителем Сергеем Бовконенко отправляемся на вызов.

 Водитель экипажа Сергей Бовконенко –  тоже в полной защитной экипировке.
Лариса Денежная Водитель экипажа Сергей Бовконенко – тоже в полной защитной экипировке.

По пути узнаю: Александра уже одиннадцатый год на «скорой». Пришла сюда после окончания Ставропольского медколледжа. Подруги, правда, отговаривали: можно ведь на ФАП какой-нибудь устроиться, где намного спокойнее, чем на «скорой». Но такая работа – не в характере Александры.

Инфекционная бригада готова отправиться на вызов. На снимке – фельдшер Александра Поливко.
Лариса ДенежнаяИнфекционная бригада готова отправиться на вызов. На снимке – фельдшер Александра Поливко.

– На «скорой» рутины нет. Каждый день не похож на другой. Разные адреса, вызовы. Вот едешь к больному, и никогда не знаешь, что тебя ждет. Сплошной адреналин. Зато, когда видишь, что после оказания помощи больному стало легче, получаешь от работы большое удовлетворение. «Ковидные» пациенты, подключенные к кислороду, сказать ничего не могут, но в их взгляде читается такая благодарность...

Спрашиваю: не страшно было идти в инфекционную бригаду? Александра признается, что такое было только вначале. В прошлом году маленькую дочь даже отправила к родителям на все лето – боялась заразить. Болезнь, как и многих сотрудников, не обошла и ее. Переболела в легкой форме. Правда, обоняние до сих пор не восстановилось. Но после этого она побеспокоилась, привила родителей. И Александра не понимает, почему люди боятся прививаться. А вообще, у них на станции все бойцы. Другие сюда не приходят работать.

В пути мы были всего восемь минут. По приезде нас уже встречал муж больной. Александра расспрашивает о болезни. Оказалось, женщина не так давно общалась с сестрой, заболевшей коронавирусом. А потом сама заболела. Уже две недели держится температура. Когда пропало обоняние, поняла: наверное, заразилась от сестры. Участковый доктор три дня назад взял мазок на COVID, но еще результата нет.

Александра делает осмотр, измеряет сатурацию, температуру, давление, делает ЭКГ. Угрозы жизни нет, показатели в пределах нормы, небольшая температура. Еще хрипы в легких. Зная, как больные быстро «тяжелеют», предлагает госпитализацию, но женщина отказывается. Напоследок совет – если состояние ухудшится, вызывать «скорую». А пока актив о вызове передадут в поликлинику, чтобы больную посетил врач.

Несколько минут между вызовами: можно не спеша заполнить карточку больной и просто отдохнуть без защитной экипировки.
Лариса ДенежнаяНесколько минут между вызовами: можно не спеша заполнить карточку больной и просто отдохнуть без защитной экипировки.

На этот раз обошлось. Александра звонит на станцию: нового вызова пока нет. А значит, можно не спеша заполнить карточку на больную, побыть какое-то время без респиратора и немного отдохнуть. До следующего вызова.

День медицинского работника, пандемия коронавируса, COVID-19, скорая помощь

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости