На Ставрополье подошел к финалу традиционный фестиваль в атмосфере осени

Ольга Метёлкина

Сегодня представлением Русского национального балета «Кострома» завершается 52-й фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья».

Он торжественно открылся в Международный день музыки, 1 октября, в большом концертном зале Ставропольского Дворца культуры и спорта. В церемонии приняли участие губернатор края Владимир Владимиров и митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Со сцены Ставропольского Дворца культуры и спорта они поприветствовали зрителей, собравших в большом концертном зале. «Пандемия пандемией, а человеку хочется жить, наслаждаться музыкой, радоваться тому, что близко душе, – отметил губернатор. – Здесь собрались люди, которые очень долго ждали, чтобы войти в этот зал и услышать замечательную музыку… Спасибо нам всем за то, что мы не боимся жить и наслаждаться искусством».

На сцене ДДТ – Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора Минска.
На сцене ДДТ – Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора Минска.

Владыка Кирилл в своем приветственном слове отметил, что «при всех проблемах культура, музыка делают человека человечнее, милосерднее, вызывают огромную любовь».

Впервые фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» открылся в крае 7 сентября 1968 года. Его участниками были широко известные композиторы-песенники: В. Соловьев-Седой, М. Фрадкин, Е. Жарковский, А. Эшпай, В. Мурадели, М. Кажлаев. На сцене выступил симфонический оркестр Кисловодской филармонии под руководством Юрия Симонова (будущего главного дирижера Большого театра СССР).

«Музыкальная осень Ставрополья» – один из старейших фестивалей в России. За более чем полувековую историю лишь один раз по объективным причинам он был отменен. А в 2020-м, в разгар пандемии, организаторы нашли возможность провести «Музыкальную осень» в онлайн-формате. В нынешнем году было много сомнений… Но, как сказал со сцены губернатор В. Владимиров: «Огромное спасибо министру культуры края Татьяне Ивановне Лихачевой за то, что убедила в необходимости проведения фестиваля».

Программа 52-й «Музыкальной осени» получилась яркой и разножанровой, а ее открытие необычным. Впервые фестиваль вышел на международный уровень. Его открыла опера В.-А. Моцарта «Дон Жуан» в постановке режиссера Якова Ломкина. В этом проекте участвовал международный состав: солисты Метраполитен-опера, Большого театра Республики Беларусь, Большого театра России, Мариинского театра, театра «Новая опера», Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, артисты камерного хора Ставропольской государственной филармонии и симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера Юрия Михайленко.

Лепорелло (Михаил Колелишвили) и Дон Жуан (Родион Погосов).
Лепорелло (Михаил Колелишвили) и Дон Жуан (Родион Погосов).

– Мы репетировали специально для открытия фестиваля в Ставрополе, – рассказал журналистам перед началом спектакля режиссер Я. Ломкин. – Хотели сначала делать концертную версию «Дон Жуана», получилась фактически полноценная опера, которая, по моим ощущениям, может быть в репертуаре любого театра. Нам пришлось сочинять свою историю, которая, надеюсь, будет иметь право на существование. Проект получился благодаря прекрасным артистам, Ставропольской филармонии, министерству культуры края и министру Татьяне Ивановне Лихачевой.

Режиссер тепло отозвался о работе с симфоническим оркестром Ставропольской филармонии: «Очень профессиональные музыканты, они долго готовились к проекту. Поэтому всё было сделано быстро, емко». Совместные репетиции солистов с оркестром заняли всего четыре дня. В это трудно было поверить, услышав и увидев «Дон Жуана» на сцене Дворца культуры и спорта.

Заглавную партию исполнил солист Метрополитен-опера и Ковент-Гарден баритон Родион Погосов. В роли донны Анны выступила лауреат международных конкурсов солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова Елена Терентьева. Харизматичный бас Александра Маркеева (Большой театр России) идеально совпал с характером грозного Командора.

Слушателей покорили голоса солистов оперной труппы Мариинского театра Жанны Домбровской, исполнившей партию донны Эльвиры, Михаила Колелишвили (Лепорелло) и Олега Сычева (Мазетто). Солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева предстала в образе кокетливой Церлины, а солист Большого театра Беларуси Юрий Городецкий исполнил партию дона Оттавио. Каждому персонажу этой драматичной истории о любвеобильном и вероломном покорителе женских сердец исполнители сумели придать неповторимый характер… Что и говорить, зрители, побывавшие на открытии фестиваля, до сих пор делятся своими восторженными впечатлениями в соцсетях.

Участники международного проекта (слева направо):  Михаил Колелишвили, Юрий Городецкий, Яков Ломкин,  Александр Маркеев, Юрий Михайленко, Олег Сычев.
Участники международного проекта (слева направо): Михаил Колелишвили, Юрий Городецкий, Яков Ломкин, Александр Маркеев, Юрий Михайленко, Олег Сычев.

Второй вечер 52-й «Музыкальной осени» прошел в атмосфере духовной и народной хоровой музыки. В концертном зале Ставропольского Дворца детского творчества выступили гости из Беларуси – Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора Минска под управлением его основателя и художественного руководителя – регента Виталия Соболевского. Коллектив еще очень молод, он был создан в 2014 году по благословению митрополита Минского и Заславскаго Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Хор сопровождает все архиерейские богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе. Он не раз был отмечен наградами престижных международных конкурсов и фестивалей. В частности, коллектив является лауреатом первой степени в трех категориях Международного конкурса «Поющий мир» в Санкт-Петербурге.

В первом отделении вечера прозвучали духовные православные канонические песнопения, произведения классиков и современных композиторов. Гости из Республики Беларусь открыли программу произведением «Господи, помилуй» композитора А. Вискова, солировали Наталья Смирнова и Дарья Могилевцева. Вторая часть концерта была посвящена народной песне: русской, белорусской и украинской. Прозвучали также современные эстрадные произведения. Слушатели горячими аплодисментами приветствовали артистов хора, их высокое исполнительское искусство.

– Ваше необыкновенное пение – это гармония души, – сказала министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева, обращаясь к артистам из Беларуси в финале концерта. – Сердце наполнялось счастьем, добром и красотой. От имени всего зала – браво!

Настоятель храма Преображения Господня краевого центра протоиерей Владимир Сафонов передал участникам концерта благословение митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и выразил восхищение исполнительским мастерством артистов.

Третий вечер музыкального фестиваля стал ярким подтверждением его жанрового разнообразия. В зале Ставропольской государственной филармонии собрались ценители фортепианной музыки на концерт лауреата многих международных конкурсов Алексея Набиулина. Пианист активно сотрудничает с лучшими российскими и зарубежными оркестрами и выдающимися дирижерами. Он уже не в первый раз выступал в Ставрополе. И на этот раз он оправдал ожидания своих почитателей, виртуозно исполнив Большую сонату для фортепиано соль мажор П. Чайковского, соч. 37, Сказки Н. Метнера, соч. 51 и три этюда А. Скрябина, соч. 8.

Алексей Романов, группа «Воскресение».
Алексей Романов, группа «Воскресение».

В это же время зал Ставропольского Дворца детского творчества заполнили поклонники и, прямо скажем, фанаты русского рока. Группы «Воскресение» и «Чёрный кофе» обрели культовую известность еще в 70 – 80-е годы прошлого века, но до сих пор собирают полные залы. Большинство ставропольских зрителей представляли поколение 45+, однако и молодежь студенческого возраста очень эмоционально реагировала на хиты музыкантов. Когда еще представится возможность увидеть лидера «Воскресения» Алексея Романова, который и сам признался, что не помнит, как давно его группа выступала в Ставрополе. Многие слушатели подпевали музыкантам. Ничего удивительного, ведь в их репертуаре есть нестареющие хиты. Например, «Кто виноват?» и «Снилось мне» группа исполняет с 1979 года.

Лидер «Черного кофе» Дмитрий Варшавский.
Лидер «Черного кофе» Дмитрий Варшавский.

Голос лидера «Черного кофе» Дмитрия Варшавского тоже наверняка слышали все собравшиеся в зале. По крайней мере, он знаком большинству по композиции «Владимирская Русь» из альбома 1996 года «Переступи порог». Для кого-то стала откровением одна из новых песен, написанных на стихи Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу»...

Традиционная «Музыкальная осень Ставрополья» завершается. В течение пяти дней фестиваля прошло более 250 концертов в учреждениях культуры и детских школах искусств края, в которых выступили около 1000 профессиональных и более 3000 самодеятельных артистов.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА, Анны БОРИСОВОЙ и автора.

«Музыкальная осень Ставрополья», культура

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление