На выставке в Ставрополе посетителям предложили особый взгляд на историю страны

Ольга Метёлкина

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в минувший четверг торжественно открылась выставка «История России XX века глазами художников».

Новая экспозиция посвящена значимым вехам прошлого столетия – 105-летию Октябрьской революции, 100-летию со дня образования СССР, Гражданской и Великой Отечественной войнам, мирному строительству и роли молодёжи в истории страны.

Студенты на выставке «История России XX века глазами художников»
Александр ПлотниковСтуденты на выставке «История России XX века глазами художников»

Презентация этого выставочного проекта была приурочена к Международному дню студентов, поэтому на открытие пригласили представителей ряда ставропольских средних специальных и высших учебных заведений.

Большой зал наполнился молодежью – бурлящей, шумной, не признающей сдержанности в проявлении эмоций. Такое непосредственное поведение посетителей в сочетании с театрализованной программой в стиле советских агитбригад, подготовленной творческими силами студентов Ставропольского краевого колледжа искусств, придавало выставке бодрящее праздничное настроение. Особенно в окружении полотен, посвященных революции и первым годам молодого советского государства. Суровый красноармеец замер, как перед объективом фотоаппарата, положив руку на плечо комсомолки в красной косынке, в работе Виктора Чемсо «Боевая молодость». Станичники задумались, что принесет им новый закон («Декрет о земле» Василия Семенова).

«Владимир Ильич Ленин»  работы народного  художника СССР  Льва Кербеля
Александр Плотников«Владимир Ильич Ленин» работы народного художника СССР Льва Кербеля

Строчки Владимира Маяковского: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше» – это уже не про нас. Владимир Ильич из идеологического символа превратился в музейном зале в привлекательный объект для совместного селфи. В экспозиции представлен целый ряд его разноплановых образов в скульптуре и живописи. Вождь мирового пролетариата предстает обычным человеком, который на отдыхе в подмосковных Горках, должно быть, рассказывает юной собеседнице о том, как в России будут жить, когда на всём земном шаре победит революция («Мечтатели». Алексей Соколенко). А как пройти мимо масштабного скульптурного портрета Ильича работы знаменитого Льва Кербеля?..

 «Портрет партизанки» скульптора Веры Мухиной был отлит в бронзе в 1942 году
Александр Плотников «Портрет партизанки» скульптора Веры Мухиной был отлит в бронзе в 1942 году

Журналистика захватила меня в яркое перестроечное время, когда уже сильно шатались советские устои во всех сферах жизни. Поэтому неудивительно, что соцреализм в изобразительном искусстве, приевшийся в школьные годы, не вдохновлял. И выставки с работами, созданными, всё еще, согласно генеральной линии партии, вызывали, как правило, скуку и недоумение: страна бурлит новыми идеями, а там по-прежнему «Ленин в Разливе»… Что должно было случиться с государством, сколько и каких событий произойти, чтобы взгляд на темы, связанные с нашим историческим прошлым, не только у поколения 1970-1990-х годов, но и у тех, кто родился в XXI веке, стал совсем иным?!

Сегодня, всматриваясь в работы советских художников из собрания краевого музея изобразительных искусств на выставке «История России XX века глазами художников», я ощущаю совершенно другие эмоции, нежели чем 30 лет назад. Нет, не призрачную ностальгию по СССР. Скорее, гордость за свою страну, ее людей, сумевших пройти через невероятно трудные испытания. Образы свидетелей и участников Гражданской и Великой Отечественной войн не воспринимаются абстрактно. У художника Михаила Толстикова эти героические люди – партизаны («На задание»). Когда внимательно читаешь этикетки к работам на выставке, понимаешь, что живописцы и скульпторы сами были очевидцами основных событий XX века. Художник Василий Комаров 1925 года рождения, должно быть, писал своего солдата у открытого окна с особым чувством («Май 1945 года»). Наверное, так же как его ровесник Андрей Бочаров, создавший лиричный образ молодого бойца и его невесты в момент прощания – «Иван да Марья».

Корюн Казанчан. «Раздолье»
Александр ПлотниковКорюн Казанчан. «Раздолье»
Владимир Кленов.  «Зеркало. Женщины 41-го»
Александр ПлотниковВладимир Кленов. «Зеркало. Женщины 41-го»

Организаторы формально разделили пространство выставочного зала на три основные части: революция, Великая Отечественная война и созидательное строительство советских тружеников. Казалось бы, какая неинтересная, на взгляд дилетанта, тема – промышленность и сельское хозяйство. Но даже в ней художники создавали прекрасные образы современников, людей труда, по которым сегодня складывается представление о прошлых поколениях наших соотечественников, об их внутреннем мире и жизненных приоритетах. Так, вглядываясь в работы больших мастеров живописи, к которым, безусловно, относится Корюн Казанчан, понимаешь, что созданы они в лучших традициях русской реалистической школы.

 Георгий Кузнецов. «Никита Хрущев на Ставрополье (среди колхозников села Казьминки)»
Александр Плотников Георгий Кузнецов. «Никита Хрущев на Ставрополье (среди колхозников села Казьминки)»

Благодаря сюжетной наполненности работ, мастерству авторов, идейной искренности соцреализма, смелой колористике экспозиция вызывает живой эмоциональный отклик у зрителей. И не следует забывать о том, что сама по себе ее историческая тематика не может рассматриваться вне патриотического контекста. Неслучайно на открытие пришли студенты-историки, которые в этих живописных работах видят много больше, чем другие посетители. На базе выставки есть о чем поговорить, что проанализировать и сделать выводы.

Образование, культура, изобразительное искусство, советские художники, История России XX века глазами художников, выставка

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Ростелеком