На выставке в Ставрополе посетителям предложили особый взгляд на историю страны
Ольга МетёлкинаВ Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в минувший четверг торжественно открылась выставка «История России XX века глазами художников».
Новая экспозиция посвящена значимым вехам прошлого столетия – 105-летию Октябрьской революции, 100-летию со дня образования СССР, Гражданской и Великой Отечественной войнам, мирному строительству и роли молодёжи в истории страны.
Презентация этого выставочного проекта была приурочена к Международному дню студентов, поэтому на открытие пригласили представителей ряда ставропольских средних специальных и высших учебных заведений.
Большой зал наполнился молодежью – бурлящей, шумной, не признающей сдержанности в проявлении эмоций. Такое непосредственное поведение посетителей в сочетании с театрализованной программой в стиле советских агитбригад, подготовленной творческими силами студентов Ставропольского краевого колледжа искусств, придавало выставке бодрящее праздничное настроение. Особенно в окружении полотен, посвященных революции и первым годам молодого советского государства. Суровый красноармеец замер, как перед объективом фотоаппарата, положив руку на плечо комсомолки в красной косынке, в работе Виктора Чемсо «Боевая молодость». Станичники задумались, что принесет им новый закон («Декрет о земле» Василия Семенова).
Строчки Владимира Маяковского: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше» – это уже не про нас. Владимир Ильич из идеологического символа превратился в музейном зале в привлекательный объект для совместного селфи. В экспозиции представлен целый ряд его разноплановых образов в скульптуре и живописи. Вождь мирового пролетариата предстает обычным человеком, который на отдыхе в подмосковных Горках, должно быть, рассказывает юной собеседнице о том, как в России будут жить, когда на всём земном шаре победит революция («Мечтатели». Алексей Соколенко). А как пройти мимо масштабного скульптурного портрета Ильича работы знаменитого Льва Кербеля?..
Журналистика захватила меня в яркое перестроечное время, когда уже сильно шатались советские устои во всех сферах жизни. Поэтому неудивительно, что соцреализм в изобразительном искусстве, приевшийся в школьные годы, не вдохновлял. И выставки с работами, созданными, всё еще, согласно генеральной линии партии, вызывали, как правило, скуку и недоумение: страна бурлит новыми идеями, а там по-прежнему «Ленин в Разливе»… Что должно было случиться с государством, сколько и каких событий произойти, чтобы взгляд на темы, связанные с нашим историческим прошлым, не только у поколения 1970-1990-х годов, но и у тех, кто родился в XXI веке, стал совсем иным?!
Сегодня, всматриваясь в работы советских художников из собрания краевого музея изобразительных искусств на выставке «История России XX века глазами художников», я ощущаю совершенно другие эмоции, нежели чем 30 лет назад. Нет, не призрачную ностальгию по СССР. Скорее, гордость за свою страну, ее людей, сумевших пройти через невероятно трудные испытания. Образы свидетелей и участников Гражданской и Великой Отечественной войн не воспринимаются абстрактно. У художника Михаила Толстикова эти героические люди – партизаны («На задание»). Когда внимательно читаешь этикетки к работам на выставке, понимаешь, что живописцы и скульпторы сами были очевидцами основных событий XX века. Художник Василий Комаров 1925 года рождения, должно быть, писал своего солдата у открытого окна с особым чувством («Май 1945 года»). Наверное, так же как его ровесник Андрей Бочаров, создавший лиричный образ молодого бойца и его невесты в момент прощания – «Иван да Марья».
Организаторы формально разделили пространство выставочного зала на три основные части: революция, Великая Отечественная война и созидательное строительство советских тружеников. Казалось бы, какая неинтересная, на взгляд дилетанта, тема – промышленность и сельское хозяйство. Но даже в ней художники создавали прекрасные образы современников, людей труда, по которым сегодня складывается представление о прошлых поколениях наших соотечественников, об их внутреннем мире и жизненных приоритетах. Так, вглядываясь в работы больших мастеров живописи, к которым, безусловно, относится Корюн Казанчан, понимаешь, что созданы они в лучших традициях русской реалистической школы.
Благодаря сюжетной наполненности работ, мастерству авторов, идейной искренности соцреализма, смелой колористике экспозиция вызывает живой эмоциональный отклик у зрителей. И не следует забывать о том, что сама по себе ее историческая тематика не может рассматриваться вне патриотического контекста. Неслучайно на открытие пришли студенты-историки, которые в этих живописных работах видят много больше, чем другие посетители. На базе выставки есть о чем поговорить, что проанализировать и сделать выводы.