«Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников»

Ольга Метёлкина

Персональная выставка «Русь Святая» заслуженного художника России, лауреата Золотой медали имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» Павла Рыженко открылась в дни IX Славянского форума искусств «Золотой Витязь»

Благодаря этому событию ставропольцы получили возможность познакомиться с творчеством выдающегося мастера, которого судьба щедро одарила талантом, но уготовила несправедливо короткий жизненный путь.

Анастасия Рыженко и Николай Бурляев на открытии выставки «Русь Святая» 5 марта в Ставропольском музее изобразительных искусств.
Анастасия Рыженко и Николай Бурляев на открытии выставки «Русь Святая» 5 марта в Ставропольском музее изобразительных искусств.

На открытии экспозиции в просторном выставочном зале музея изобразительных искусств было весьма тесно. В музее изобразительных искусств, который регулярно принимает участие в форуме «Золотой Витязь», собрались представители творческих Союзов, учреждений культуры края, преподаватели и студенты высших и средних учебных заведений города Ставрополя, студенты Ставропольской Духовной семинарии, учащиеся Ставропольского президентского кадетского училища, просто ценители живописи.

«Эти полотна должна видеть Россия», - сказал на открытии выставки президент Славянского форума «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Он признался, что с самого начала организаторов одолевали сомнения, получится ли привести в Ставрополь такие масштабные работы. К счастью, всё сложилось удачно, полотна прибыли в краевой центр, а директор музея Зоя Александровна Белая даже была готова демонтировать решетки, мешавшие занести в здание картины Павла Рыженко.

Читайте так же: Верю, что победит здравомыслие.

Зрители, уже побывавшие на выставке «Святая Русь» в полной мере смогли оценить масштабность и духовную глубину полотен, отражающих хронику событий отечественной истории, неординарные портреты выдающихся личностей, духовных подвижников земли русской. Посетители подолгу задерживаются возле картин, которые как будто становятся порталом в другое временное измерение. Поражает мастерство, с которым художник сумел передать не просто портретные черты своих героев, но их эмоциональное состояние, динамику жизненных моментов, в которых они изображены.

Павел Рыженко. «Калка».
Павел Рыженко. «Калка».

На выставке представлены работы, написанные Павлом Рыженко в разные годы. Есть на ней, к примеру, дипломная работа «Калка», созданная 1996 году в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где Павел учился у профессора, народного художника России Ильи Глазунова. Стоя перед этим полотном, трудно поверить, что его написал молодой живописец, которому в то время было всего 26 лет.

Последователь классического русского реализма в современной живописи, Павел Рыженко создавал свои работы не только, вкладывая в них мастерство художника, но и, по большому счету, делясь часть своей души. Как сам он говорил: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом».

Читайте так же: Форум искусств «Золотой Витязь» ненадолго покинул Ставрополье.

«Победа Пересвета».
«Победа Пересвета».

Работы Павла Рыженко имеют не только высокую художественную ценность, они несут важную просветительскую миссию. Не секрет, что многие из нас, покинув школьные стены, по большому счету больше не обращаются к истории собственной страны, в особенности, хронологически отдаленным ее периодам. Полотна художника сопровождает информация, которая помогает осмыслить и глубже понять то, что хотел передать нам мастер. «Куликово поле. Стояние на костях», «Победа Пересвета», «Невская битва», «Святослав. Последний бой на пороге Днепра», «Смутное время»...  Для кого-то посещение выставки «Святая Русь», возможно, станет поводом обратиться к историческим источникам, чтобы узнать, к примеру, как монах Ослябя, причисленный Православной Церковью к лику святых, героически сражался на Куликовом поле. Или почему правая рука Ивана Грозного, боярин Григорий Лукьянович Скуратов был прозван Малютой...

Работам Павла Рыженко не свойственна иллюстративная «красивость», в них ощущается эмоциональное напряжение, связанное незримыми нитями и трагическими ассоциациями с далеким и относительно недавним прошлым.

«Царский указ. Малюта Скуратов».
«Царский указ. Малюта Скуратов».

Хранительница памяти и творчества художника, его вдова Анастасия Рыженко говорит, что для Павлаглавным смыслом жизни было служение Отечеству, а мечтой - чтобы люди могли видеть его работы. К сожалению, не всё так просто. Анастасии пришлось посетить немало чиновничьих кабинетов с просьбой найти достойное место для картин мужа. В московском департаменте культуры посчитали, что количества его работ не достаточно, для того, чтобы открыть постоянную экспозицию. Лишь благодаря личному участию Николая Бурляева удалось перевести часть коллекции в Академию МЧС России.

«Великокняжеский меч».
«Великокняжеский меч».

- Картины с выставки в Ставрополе после ее завершения отправятся на хранение... в ангар обувного склада, который предоставил прихожанин одного московского храма, торгующий обувью, - поделилась Анастасия. - Упакованные в полиэтилен, полотна будут ждать своего часа, пока комиссия департамента культуры Москвы не решит, нужна ли городу эта коллекция. Такой ли судьбы достойны выстраданные художником, написанные его сердцем полотна народной истории?!.Напомним, что в Ставрополе выставка работ заслуженного художника России Павла Рыженко в краевом музее изобразительных искусств будет работать до 5 апреля.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

выставка, Павел Рыженко, форум искусств «Золотой Витязь»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление