«Накрепко скованные кандалами инструкций и окриков...»

Лариса Ракитянская

Как только ни клеймили бюрократизм, а он всё не выветривается из нас! Но особенно больно бьет крючкотворство и бумагомарательство по такому живому и подвижному организму, как школа...

Новому витку борьбы с излишней писаниной скоро исполнится три года. Что изменилось, и может ли учитель, облегченно вздохнув, заняться уроком и воспитанием?

Эти и другие вопросы корреспондент «Вечерки» задавала сопредседателю Ставропольского регионального отделения Общероссийского народного фронта директору гимназии № 24 г. Ставрополя Александре Будяк не случайно. Именно ОНФ в свое время предложил снизить бумажную нагрузку на учителей. Президенту РФ Владимиру Путину были впервые представлены конкретные предложения, и уже в октябре 2014 года глава государства поручил Министерству образования и науки принять меры по упрощению школьной отчетности.

Отчет о... снижении отчетности

«Меры по упрощению школьной отчетности» с тех пор предпринимались не раз: в частности, был создан единый перечень обязательной информации, однако работа школ по ведению документации практически не изменилась. В чем причина?

Вместе с Александрой Владимировной мы вспомнили, что в 2015 году ОФН вновь констатировал: отчётов по запросам различных ведомств стало больше. На декабрьском (2015 года. — Л. Р.) заседании Госсовета Президент России Владимир Путин еще раз поставил задачу обеспечить учителям комфортные условия для работы, потому что «главное дело педагога – учить и воспитывать своих учеников, а не заниматься бюрократической писаниной».

- Уже в феврале нынешнего года российским Минобрнауки был значительно сокращен стандарт составления рабочей программы для учителей – с восьми пунктов до трех, и в школах с достаточным количеством компьютерной техники, стабильным подключением к сети Интернет и адекватной нагрузкой на педагогов (речь шла о работе школы в одну смену) бюрократическая составляющая работы учителя сведена к минимуму, - говорит Александра Владимировна. И тут же добавляет: школы по-прежнему получают очень много входящей информации - о проведении каких-то конкурсов, приглашений на экскурсии, на участие в грантах. Да, это не обязательная к исполнению информация, она больше для сведения.

- Но тогда о каких же такие «перегрузках» можно вести речь?

- «Доброй» традицией стала помощь образовательных учреждений разным структурам, ведомствам. Например, мы получили запрос о том, кто из учителей имеет задолженность по налогу на имущество. А эти «хвосты» - какие они могут быть у учителей? У кого-то 20 рублей, у кого-то — 15 копеек. Но чтобы собрать эту информацию, мне надо определить человека, который обойдет всех учителей и составит нужный перечень. Видимо, в налоговых органах своих работников недостаточно или времени не хватает на такого рода работу. Но при этом они не думают, что пока мы в школе этим для них же занимаемся, мы забираем время у их же детей.

Или, например, такой же «доброй» традицией стало, когда нас попросили всех поработать с Пенсионным фондом по СНИЛСам. Это очень объемная работа: она включает в себя доступ к персональным данным. Такой доступ есть не у всех. Если вопрос касается какой-то межведомственной поддержки, то если мы идем в Пенсионный фонд сдавать какую-то отчетность, то нас встречают, что называется, в порядке общей очереди, хотя часть их работы мы выполняем и выполняем добросовестно — по их просьбе. Очевидно, что тут ставка делается на то, что учителя — люди обязательные.

Вместе с Александрой Владимировной мы посмеялись: курьезности «кампании» против бюрократии в школе добавил тот факт, что образовательные учреждения стали теперь писать отчеты о ... снижении отчетности...

Договоримся о границах?

- Можно ли приведенные вами примеры отнести на счет увеличения документооборота учителя?

- Нельзя, конечно! Просто эта работа несвойственна образовательному учреждению. Думаю, что у названных мною ведомств есть какие-то другие методы работы, да и любую ситуацию можно рассмотреть с разных сторон. Ни в каком случае, думаю, не надо говорить, что вот это к учителям не относится, а это — наше кровное дело. Нужно принимать во внимание и другой факт: если сегодня закон настолько суров, что он разграничивает все полномочия, то тогда, конечно, и мы свои границы хотим как-то очертить. Вот исконно школьный и большой объем работы - заполнение федеральной системы «Аверс». Эта информационно-аналитическая система предназначена для унификации делопроизводства, планирования, автоматизации процессов управления образовательным учреждением, мониторинга состояния учебного процесса и так далее.

- Это же хорошо!

- Да, прекрасно! Но именно это сопряжено с определенными неудобствами в работе учителя. К примеру, ведение электронного журнала и электронного дневника — это тоже дополнительные временнЫе затраты, потому что далеко не каждый компьютер (рабочее место учителя) подключен к системе электронного журнала. Подключение стоит денег! А средства на эти цели нам не выделяются. Хотя требование - федеральное, а коли так, то оно должно быть подкреплено деньгами. Например, у нас в школе все 68 учебных кабинетов оснащены компьютерами. Если бы в каждом кабинете был доступ к электронному журналу, наверное, таких бы проблем не было. Но на все эти кабинеты (на каждый) мне нужно выделить не один десяток тысяч рублей, а где их взять?

«Безногие» бумаги все же появились!

- Заполнение обычного, бумажного классного журнала — это ведь еще больше требует временнЫх затрат, чем электронного?

- Да, но и тут мы ничего не можем поделать — бумажную версию журнала никто не отменил и не отменит в обозримой перспективе, - говорит А. В. Будяк. - Учитель обязан вести оба журнала. Хотя бы потому, что любая электронная система хороша до тех пор, пока она функционирует без сбоев. Как только сбой случается, есть риски отсутствия своевременной информации и, наконец, есть риски полной ее утраты. А мы же понимаем, что вся информация у нас суммируется: ребенок в учреждении находится 11 лет! Кроме того, срок хранения журналов никто не отменял: журнал хранится у нас в архиве 75 лет. Сколько просуществует электронный журнал, трудно сказать. Поэтому, хоть мы и живем сегодня в XXI веке, но без бумажного носителя не обойтись. К нам часто приходят запросы — например, о том, учился ли в 80-е годы тот или другой человек, получал ли он аттестат с такими-то оценками — мы систематически отвечаем на подобные вопросы, и приходят они к нам не только из России — бывает, из разных стран.

- Еще в советские годы родился этот термин: приделать бумаге ноги...

- А вот от этого школа потихоньку избавляется! Нужно отдать должное нашим учредителям: сегодня практически в каждом документе они пишут о том, что для снижения объема информации достаточно предоставления документа в электронном виде. Если раньше мы (следом за электронной версией) несли, скажем, в комитет образования, бумажный вариант с «живой» подписью и печатью, то сегодня это не обязательно, и это здорово облегчает жизнь.

Учитель — сам себе менеджер. Но не «продавец услуг»!

- И все же какие документы учитель ведет и продолжает писать, заполнять, создавать?

- Скажу сразу: сверх того, что ему необходимо для работы, сегодня учитель все-таки не делает. Он, по большому счету, «сам себе менеджер». Ну как может ответственный и грамотный учитель обойтись без календарно-тематического плана, рабочей программы по предмету и образовательной программы в — в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), без поурочных планов? С последним документом учителям, думаю, проще всего работать — все кабинеты у нас оснащены мультимедийными устройствами (в том числе и досками), а потому вся информация по уроку хранится на электронном носителе на рабочем месте учителя. Еще есть планы воспитательной работы — на месяц, полугодие, год, есть индивидуальный журнал работы с родителями и учащимися. Учитель еще пишет характеристики на учеников - при необходимости...

- И все же я убеждена, - продолжает А. В. Будяк, - документооборот в школе — далеко не самая большая проблема. Ни для кого не секрет, что система образования уже четвертый десяток лет переживает постоянное реформирование. Но сколько существует человечество, столько существует учитель и ученик. И по большому счету в их взаимоотношениях мало что меняется...

- В течение нескольких последних десятилетий эти самые отношения считались «товарно-денежными»...

- Да, вы правы: общество как-то смирилось с мнением, что школа оказывала «образовательные услуги». И только сейчас можно говорить: наступил перелом! Через 10 дней после назначения на пост министра образования и науки РФ Ольга Васильева выступила в Москве на Всероссийском родительском собрании. Тогда она подчеркнула: «Услуг не может быть в образовании, это не образовательные услуги. Мы не оказываем услуги, мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны». Думаю, что эту учительскую миссию понимал и тонко чувствовал Роберт Рождественский. В стихотворении «Учителям» он желал удачи не только «накрепко скованным кандалами Инструкций и окриков из гороно», но и тем, чья профессия - «главная на Земле».

школа, бюрократизм

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление