Нам достаются лишь брызги шампанского

Ольга Токмакова
Нам достаются лишь брызги шампанского
Надо чтобы от акцизных сборов мы имели солидную цифру в бюджете и нас не спаивали соседи. А сейчас не спасет даже грядущий Новый год, тем более что в нашем крае шампанское не производят, да и водку больше пьют преимущественно чужую.

Как вспоминает депутат краевой Думы (ГДСК) Александр Шиянов, раньше – в советское время – в ставропольских районах, где с наполняемостью бюджета было плохо, финансовые дыры закрывали водкой. Суперликвидный товар работал на бюджет как часы, наполняя его до 18 процентов. Сейчас эта составляющая — 5—6 процентов. А самой горькой финансовой потерей в сфере оборота алкоголя стало возмещение из бюджета края акцизов за привозной коньяк. В прошлом году из Дагестана завезли 260 тысяч дал (декалитров). Край потратил на возмещение акцизов 150 миллионов рублей. Для аграрного края, где для производства водки, спирта, коньяка, вина выращивают собственное сырье – пшеницу и виноград, – это непозволительные потери. На недавнем совещании в комитете ГДСК по аграрным вопросам вопрос ставился так: «О производстве, реализации алкогольной продукции и выполнении доходной части бюджета Ставропольского края за девять месяцев 2005 года». Обсуждали тему депутаты краевой Думы, представители отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД СК, правительства края (ПСК) и управления Федеральной налоговой службы по краю.

В алкогольной сфере есть сразу несколько серьезных проблем. По сравнению с прошлым годом производство водки и ликероводочных изделий выросло в этом году на 22 процента. Но нашу водку пьют где-то на стороне, потому что 60 процентов произведенного отгружено за пределы края. И 80 процентов акцизов – это около 100 миллионов рублей — начислены в бюджеты других регионов. Интересная ситуация в торговле. С оптовых складов было продано 1070 тысяч дал водки и коньяка, налоги же акцизные склады заплатили с объема реализации 200 тысяч дал. Получается, что четыре пятых проданных в крае водки и конька акцизами не облагаются. Участники совещания считают, что в объеме, проданном с оптовых складов, есть необлагаемые акцизами импорт и часть продукции, которая перемещается с одного акцизного склада на другой. Кроме того, в розницу реализуется 1832 тысячи дал коньяка и водки — почти вдвое больше, чем поставляет опт. В то же время план по доходам выполнен только на 59 процентов, и непонятно, где же платились акцизы по этой продукции.

Вино также не приносит доходов в бюджет. В крае производство виноматериалов увеличилось вдвое, а виноградного вина выпускают на 28 процентов меньше. Шампанское, бум покупок которого уже наступает, на Ставрополье вообще не производится, и акцизные сборы останутся в других регионах. Зато продается много импортного, не несущего нам акцизных соборов вина – молдавского, грузинского, а в последнее время болгарского. Через акцизный режим склада удалось пропустить только импортную (украинскую) водку. В планах у краевых властей на этот год было получение акцизов от 5 миллионов дал вина. Но за 9 месяцев этого года продали только половину от планируемого. При этом оптом продано 856 тысяч дал, а в розницу более 1,4 миллиона дал. Еще больше разрыв в отчетности с пивом. На ставропольских заводах его выпускают на 14 процентов меньше, чем в прошлом году, – 2,5 миллиона дал. А розница продала 12 миллионов дал самого раскупаемого алкогольного напитка. Это значит, и пиво, и прочий алкоголь огромными партиями завозят из других регионов, к тому же не всегда легально. Цифра незаконного оборота алкоголя, озвученная на этом совещании депутатами, представителями структуры ГУВД и налоговым ведомством, варьируется от 40 до 52 процентов.

Начальник отдела координации развития пищевой промышленности минсельхоза СК Николай Мищенко уточнил акцизный потенциал края – в этом году в 1,8 раза выросло производство спирта, к концу года на 26 процентов возрастет производство водки. В то же время в России производство спирта и водки снизилось более чем на 7 процентов. Но ставропольский спирт не покупают: чем больше его производится, тем больше и остаётся на заводе. По словам Николая Мищенко, вопрос о поддержке Ставрополья со стороны квотодержателей ставился на федеральном уровне, но безрезультатно. Водка продается, но, как уже сказано, большей частью за пределами края. Более того, с 1 января 2006 года выходит тяжелый для производителей алкоголя новый федеральный закон, меняющий правила игры, то есть распределение акцизных сборов.

Среди возможных выходов из финансового провала по акцизам на совещании назвали создание сети фирменных ставропольских магазинов. Правда, единственный пример создания нашего фирменного магазина в Краснодаре оказался неудачным. Элитная водка из серии «Бродяга», произведенная в Ставрополе, при продажах у соседа по ЮФО оказалась убыточной.

О выходе из ситуации в виде разработки серьезной стратегии, объединяющей усилия министерства экономического развития и торговоли (МЭРТ), ГДСК и минсельхоза края, говорил заместитель министра МЭРТ Юрий Белолапенко. В этой программе должна быть предусмотрена поддержка производителей отрасли в виде субсидирования части кредита на реконструкцию предприятий и увеличение оборота, помощь в реализации продукции. И, конечно, надо сокращать теневой рынок. Как было сказано на совещании, в самом Ставрополе в магазинах безакцизную водку не встретишь, а вот в села её завозят КамАЗами. Для борьбы с этим безобразием на совещании предложили создать комиссию, которую должен возглавить один из замов председателя ПСК. Были даже и более конкретные предложения, например, представить для транзита водки и спирта из других регионов определенные транспортные маршруты, чтобы они не проходили через сёла. Но все же самый большой акцент делался на возможности создания ставропольских фирменных магазинов в других регионах. И здесь досталось сети «Магнитов», зарегистрированных в Краснодарском крае, преимущественно торгующих у нас чужой водкой. При этом на ставропольской территории «Магниты» платят налоги по упрощенной системе налогообложения. Назвали стратегического инвестора (или одного из них) краснодарских магазинов, который в нашем крае заведует всей птичьей отраслью. Это компания «Росхлебопродукт» (управляющая компания активами ЗАО АПК «Агрос», входящая в холдинг «Интеррос», президентом которой является Владимир Потанин. А владелец краснодарской сети дискаунтеров «Магнит» Сергей Галицкий, по версии журнала «Forbes», вошел в число 100 богатейших людей России. Согласно экспертным оценкам, личное состояние 37-летнего краснодарца составляет 460 млн долларов. — Авт.) Надо понимать, потанинскую компанию назвали как одного из возможных инвесторов создания сети ставропольских фирменных магазинов.

В итоге совещания председатель комитета ГДСК Виталий Коваленко сказал, что скоро будет сформировано краевое правительство, и тогда можно будет создавать рабочую комиссию, которая всерьез займется проблемами алкогольного рынка в крае.



Последние новости

Все новости

Объявление