Нам года – не беда...

Василий Скакун
Василий Скакун на площади Ленина в Ставрополе
Василий Скакун на площади Ленина в Ставрополе

В сентябре 2015 года я добирался из Москвы в Иваново ночным поездом, там у нас проходил чемпионат России по прыжкам на батуте. Оказалось, что в купе мы ехали вдвоём с мужчиной примерно моих лет – под 70. И, когда разговорились, выяснилось, что Александр Михайлович, так его зовут, и на самом деле ровно на год моложе меня. Он пенсионер, живет в Иваново, а в столицу ездил к дочери. Он меня сразу предупредил, что спать не намерен, так как уже много лет у него сбился режим сна, и он до четырех утра бодрствует, а уж затем спит до середины дня. Мы разговорились, выключив свет. Он оказался интересным собеседником, и мы так проговорили в темноте практически всю ночь. Легли где-то в три утра, а в 5.05 поезд прибыл в Иваново.

Александр Михайлович рассказывал, что пять лет назад перенес инфаркт после внезапной смерти жены, что его братья, старший и младший, тоже очень рано ушли из жизни, так же, как и его отец–полковник, который был помощником у И.Кожедуба, когда тот в СССР возглавлял Всесоюзный ДОСААФ. Многие годы мой собеседник проработал преподавателем в институте, он с горечью вспоминал, как студентов, которые, поженившись, втихую крестили своих детей, исключали из института, если это доходило до руководства. Затем он возглавил крупный химический завод в Шуе, но новые времена показали, что предприятие не нужно, и оно развалилось.
Теперь он глубоко верующий человек, понимающий, что мир – это искусственное творение, и подтверждение тому и идеальные жизненные условия, и нали-чие солнечного тепла и света, всего того, что едим, пьем и т.д. Мне приятно было чувствовать в нём истинного единомышленника, коих, к сожалению, не так уж много встречается, тем более вот так – в купе ночного поезда. Я тоже поделился с ним своим спортивным путём и наработками академии, чему он искренне и по-доброму удивлялся. Но в нашем диалоге как-то задевало то, что он постоянно называл себя стариком. Я не стал ему возражать, хотя к себе этот термин применить ну никак не могу.

Да, у нас в стране людей, выходящих на пенсию по возрасту (женщины – в 55 лет, а мужчины – в 60), государство обидно называет пенсионерами по старости. Кто-то с этим соглашается, как этот мой новый знакомый по ночному поезду, ну а мне никогда даже в мыслях не приходило прицепить не только к себе это прозвище, но и ко многим нашим занимающимся в академии здоровья, которые зачастую гораздо старше меня – их руководителя.

Зое Евдокимовне Маринич, например, 91-й год. Но как я могу назвать ее старухой, если она регулярно все 14 лет существования академии посещает не только все основные занятия в спортшколе, но и в спорткомплексе «Русь». Она активнейший член есенинского клуба, ежегодно с нашими «девчонками» выезжает на море, на любые мероприятия, которые мы проводим в филиалах нашей академии. Ну какая она старушенция? Бодрая, энергичная женщина с активнейшей жизненной позицией. На празднованиях Дня Победы она постоянный гость Санкт-Петербурга, ведь она участвовала в боевых операциях против гитлеровской Германии. Имеет военные и правительственные награды.

Может, все-таки дело не в количестве прожитых лет, а в том, как ты смог приумножить свой жизненный и духовный потенциал. Недавно в бегущей телевизионной строке промелькнуло сообщение, что в Японии 105-летний житель преодолел стометровку за 42,2 секунды, установив рекорд для столетних долгожителей. Вот это сенсация! А то все время хвастаемся новыми подводными лодками да ракетами. Вот чем надо хвастаться – уровнем жизни.

У нас в академии во время занятий мы используем множество всевозможных весело-доброжелательных находок, способных поднимать настроение, дух, надевать улыбку на лицо и т.д. Приведем несколько примеров подобного позитива.

У Владимира Высоцкого есть песня «На Большом Каретном». Так вот я, как ведущий занятие, беру в руку раритетный пистолет и, поднимая его вверх, громко спрашиваю аудиторию: «Где твои семнадцать лет?». Все хором отвечают: «На Большом Каретном!». И продолжаю: «А где твой черный пистолет?». Ответ: «На Большом Каретном!». Затем следует: «А где твои семнадцать бед?». – «На Большом Каретном!» «А где тебя сегодня нет?» - идет вопрос, и все тот же ответ: «На Большом Каретном!». И в заключение спрашиваю всех: «Так сколько нам?». И все единогласно отвечают: «Семнадцать!». Я продолжаю: «Ну раз 17, берем условные скакалки в руки и будем прыгать». И все те, кому и за 50, и за 60, и за 70, и за 80, и даже за 90, имитируют прыжки со скакалкой.

Ну какие мы старики? Мы не позволим себе даже думать об этом.

Аналогично задорно и с улыбкой выполняем «ходьбу» на ягодицах под песню. Опять-таки все хором: «Вместе весело шагать...». И таких ободряющих моментов мы изобрели множество. Здесь и песня нашей молодости из кинофильма «Карнавальная ночь»: «И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз, и хорошее настроение не покинет больше вас». И здесь делаются два знаковых посыла – первый о том, что нет на свете людей с некрасивыми лицами, их такими делают выражения безразличия, апатии, страха. С улыбкой все лица красивые. И второе то, что хорошее настроение, по заверению мудрецов, - враг любой хвори. О старости тут и речи нет, и нет даже намёков на ее присутствие.

У нас в академии уже было несколько занимающихся, ушедших из земной жизни. Но люди не лежали, месяцами прикованными к постели, страдая от боли и безысходности. Они до последнего дня с радостью и энтузиазмом посещали занятия и дома тихо, спокойно, без паники возвращались в Небесную обитель, и, без сомнения, уже с Небес продолжают с любовью наблюдать за нами, их товарищами оставшимися до поры до времени на Земле. И они тоже не были стариками. Они не кряхтели и не жаловались ни на жизнь, ни на здоровье, ни на судьбу.

Может, вот в этой жизненной активности до последних минут бытия и есть одна из главных целевых установок наших занятий - чтобы не дать закиснуть, чтобы не дать почувствовать себя покинутым всеми – теми стариками и старухами.

Кто бы послушал откровения, которыми делятся наши именинники, когда весь зал приветствует и поздравляет их (это одна из наших традиций – на каждом занятии поздравлять с днем рождения тех, у кого на прошедшей неделе было личное торжество). Как искренне они говорят об изменениях в их жизни. Да, зачастую они приходят старухами и стариками, и, быть может, не столь по возрасту, а по обреченности, оставшись один на один с жизнью, без второй половины, без живущих в других городах родных и близких. И они находят в стенах нашего спортзала друзей, сотоварищей по измененному образу жизни. Это их объединяет, сплачивает, дает надежду, и тогда никто из них уже не назовет себя этим обидным словом – старик, так как это невозможно в обществе жизнерадостных оптимистов жизни.

В конце занятий мы становимся в большой круг и, взявшись за руки, поём:

Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
И затем трижды повторяем: «Мы желаем счастья вам...».
Вот такие мы старики и старухи...

грани бытия

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление