Наше разноголосое бескультурье

Лариса Ракитянская
Мобильный телефон не только принес в нашу жизнь комфорт. Он беспощадно оголил наши нравы, открыл сугубо частную жизнь сограждан, сделав общим достоянием то, что раньше касалось двоих, максимум семьи.
Как нам защититься от той информации, которую мы категорически не хотим знать? Как призвать сограждан не делать всех нас соучастниками их деловой или частной жизни? Эти вопросы редакция поставила перед читателями, пригласив их участвовать в «Народной
трибуне».
 
Елена Урусова, сотрудница государственного учреждения:

— Слов нет, мобильная связь — это реализованная человечеством сказка. Она значительно облегчила нам жизнь, дала возможность в любой момент связаться с близкими людьми, узнать, где гуляют наши дети.

Но мобильным телефоном, как и другими благами современного мира, надо учить пользоваться. В первую очередь, считаю, это задача СМИ - газет, телевидения. Хотя роль семьи и школы тоже велика. Иначе произойдет то, что произошло у нас: мы стали заложниками собственной невоспитанности и бескультурья. Даже у себя в учреждении мы то и дело сталкиваемся с таким фактом: пришел заказчик, идет кропотливая работа по составлению договора. Вдруг у него звонит мобильный, человек отвлекается, начинает громко обсуждать абсолютно ненужные нам проблемы. В итоге работа приостанавливается, мы сидим и ждем, когда же можно вернуться к прерванному делу.

Все зависит от общей культуры людей, от того, насколько они уважают окружающих.

Валентина Сорочкина, домохозяйка:

— Я рада, что газета подняла эту тему, в этом плане давно надо вырабатывать общественное мнение. Как-то я лечилась в дневном стационаре одной из поликлиник. Под воздействием лекарств люди чаще всего дремлют или спят — это полноценная, если не приоритетная составляющая лечения.

Как-то среди пациентов оказалась деловая дама, мобильный телефон которой не умолкал ни на минуту. То ей звонили, то она подавала распоряжения в трубку. Речь шла о приемке товара, о том, где его выгрузить, куда что направить. Одна из пациенток не выдержала: «Послушайте, здесь же не производственная планерка, а больные люди. Почему вы обрушиваете на нас ваши заботы?» Возник конфликт, деловая дама не сдавалась: «Я не ради удовольствия разговариваю, это необходимо для дела». Хамство - оно везде вылезет.

Наталья Коноплева, администратор фирмы:

— Мне, чтобы добраться на работу, приходится ехать в маршрутном такси ровно пятьдесят минут. Утром маленький, тесный салон буквально взрывается телефонными разговорами. То один пассажир громко обсуждает свои рабочие планы, то второй, то третий. Хочется выйти из «маршрутки» и остаток пути дойти пешком.

Вечером жалуюсь мужу: «С утра голова разболелась, всю дорогу такой шум стоял…» Он обычно старается меня успокоить: будь терпимее, люди же не нарочно орут, такая жизнь сегодня, все крутятся. Да, но при чем моя голова и мои нервы? Почему меня лишают права спокойно воспользоваться транспортом, за который я к тому же плачу?

Татьяна Милованова, менеджер:

— Знаете, виноваты не мобильные высокотехнологичные штучки, а ручки, в которые они попали. Лично меня шокируют пространные беседы водителей общественного транспорта. «Слушай, тридцать пятая прошла? А народ остался? Сразу подхватил сорок шестой? Вот козел, откуда он взялся?» И так всю дорогу. Чувствуешь себя не уважаемым пассажиром, а обычным товаром. А кто не ахал в душе, видя, как молодой водитель «Газели» всю дорогу разговаривает по прижатому к уху мобильнику, лихо выворачивая одной рукой руль в плотном потоке несущихся машин?

Елена Макарцева, мама пятнадцатилетнего подростка:

— Взрослые, не умеющие пользоваться мобильным телефоном, — это полбеды. Настоящая беда — дети! Вот где скопилась бездна проблем! Моему сыну пятнадцать лет. Первую трубку он выпросил лет семь назад. «У всех в классе телефон есть, у меня одного нет, купите хоть какой-нибудь! Мам, и ты беспокоиться не будешь, нажала кнопочку - и вот он, я». В общем, пошли с ним в магазин… Как потом выяснилось, мы сильно обольщались, телефон нашим детям нужен вовсе не для связи с нами. Скоро сын стал все чаще говорить, что вон у Дениса, у Юры, у Макса мобильники «нормальные», что они могут и фотографировать, и в Интернет выходить, и музыку бесплатно (упор на «бесплатно») скачивать, и что такого телефона, как у него, уже ни у кого нет. В общем, к дню рождения решили мы все-таки желание сына исполнить. И тем самым еще больше отдалили от себя. Рассылка и прием бесконечных эсэмэсок, блуждание по сервисам, на которые то и дело зазывают провайдеры, вхождение с головой в игры - у меня такое чувство, что взгляд сына потускнел, что он живет исключительно в мире этого маленького монстра.

И мир этот все больше и больше втягивает наших детей, они уже участники коллективных игр, телефонных флиртов, служб знакомств. Траты на мобильный телефон растут, во многих семьях им ничего не могут противопоставить и учатся принимать покорно. Тем более что далеко не все родители могут разобраться, что к чему, на что потрачены немалые суммы.

Об этике говорить не будем - дети ее просто не понимают. Взять такую мелочь, как душераздирающие вопли или рыдания, которые вдруг раздаются в том же автобусе. Ну нравятся подростку такие вот сигналы его мобильного! И даже веселит испуг, отразившийся на лице ребенка или пожилого человека.

Я как-то читала, что в США с мобильным произволом борются очень жестко, создавая нерушимую систему запретов. Они возникают везде, где нарушаются права человека, которому кто-то хочет навязать свой разговор, свои проблемы, свое видение фактов и событий, свою манеру поведения. Сейчас мы видим, что и нам без этого не обойтись.

Анастасия Королькова, медсестра:

— У меня двое детей, у обоих мобильные телефоны, которыми мы учим пользоваться разумно. Прежде всего, объясняем, что это экстренная связь. Наши диалоги коротки: ты где, когда приедешь. И относимся с большим пониманием, когда ребята говорят: я тебе перезвоню. Значит, в данный момент что-то объяснять они считают неуместным.

А вообще меня тоже сильно раздражает насильственное втягивание с помощью мобильного телефона в чужую жизнь. Тут уж все зависит от чувства меры и такта человека, а они либо есть у него, либо нет.

Лидия Мамонтова, пенсионерка:

— Мы и по мобильному говорим так же, как в быту: много и бессвязно, часто не слыша и не понимая других. Сейчас очень распространено многословие, связанное с падением общей культуры. Всем нам надо учиться видеть и чувствовать окружающих, тогда и самим жить будет легче.

Рита Васильева, бухгалтер:

— По своей должности я практически весь день в разъездах - надо то в банк, то в казначейство, то в налоговую инспекцию, то к партнерам. За день такого наслушаюсь, что к ночи за сердце хватаюсь. Села как-то в Северо-Западном в тринадцатую маршрутку. Слышу - молодой мужчина все свои ночные похождения громко так в трубку излагает. Я терпела-терпела, потом спрашиваю: «Мы вам не мешаем?». Он почему-то объяснил мне, что у него болит горло и продолжил разговор. Тут, по-моему, у всех нас выход один: требовать уважения к себе. Как это сделала, например, моя знакомая-педагог. Едем — совсем юная девушка вещает в трубку такое, что не каждой подружке рассказать можно. «Выключи телефон, — потребовала педагог. — Приедешь домой — разговаривай сколько угодно. А мне знать все это не нужно». Только в одной маршрутке я увидела начертанную на красной бумажке просьбу: «Не мешайте разговорами водителю». Можно было дописать — «и пассажирам». Никому из нас не надо, чтобы кто-то врывался со своими проблемами в течение наших мыслей и чувств. Я вижу один выход: надо делать замечания, надо требовать соблюдения интересов окружающих, надо защищать себя. И призываю горожан к солидарности. Давайте наводить порядок в нашей жизни все вместе.

Тамара КОРКИНА.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление