Наследие катакомб

Сергей Гаврилюк

На Ставрополье найдено древнее захоронение возрастом 4000 лет

Время оказалось не властно над этой повозкой
Александр ПлотниковВремя оказалось не властно над этой повозкой

Курган с древней колесницей и захоронениями эпохи средней бронзы расположился недалеко от поселка Горного в Петровском районе. Раскопки подходят к концу, часть артефактов уже изъята, в земле остается полностью сохранившаяся деревянная колесница и останки представителей катакомбной культуры. Слой за слоем археологи из Ставропольского края и Ростовской области расчистили время от наших дней до второго тысячелетия до нашей эры.

Погребальная камера для усопшего
Александр ПлотниковПогребальная камера для усопшего

Они грабили шумеров

Если проехать по дорогам края и оглядеться по сторонам — не раз и не два заметишь курганы. Это не просто какой-то взгорок, а самый настоящий прообраз египетских пирамид. У нас в регионе таких много, в плане археологии Ставрополье вообще край благодатный.

В древности в курганах хоронили только представителей высшей знати, челяди не суждено было своей могилой на века изменить рельеф земли. В зависимости от ритуала погребения археологи и разделяют эти культуры. Найденная в Петровском районе колесница с телом и отдельная могила с останками — след катакомбников.

Автор раскопок Сергей Мячин
Александр ПлотниковАвтор раскопок Сергей Мячин

Перед похоронами выкапывалась небольшая шахта, от которой отделялась камера. Их ещё называют «чулками». Тело усопшего оставляли в камере, рядом с ним сопровождающий инвентарь, горшочек с пищей, которой умерший должен угостить родственников в загробном мире. Разные культуры оставляли усопших в разном положении, так что при раскопках сразу обращают внимание на то, как лежит тело. Встречаются захоронения, когда в погребальной камере скелет находится в скорченном виде, то есть на правом или на левом боку с сильно подогнутыми ногами. Это как бы перерождение в следующую жизнь. В утробе матери он находился в таком положении и так же его хоронят.

Катакомбники оставляли усопшего в погребальной камере, не засыпая шахту, чтобы вернуться к нему через 10-15 лет, когда уже отомрут мягкие ткани. Они откидывали голову мертвеца и только тогда закрывали камеру и засыпали шахту. Считалось, что покойник может вернуться и отомстить сородичам, для того и существовал этот ритуал.

Археолог Владимир Руденко
Александр ПлотниковАрхеолог Владимир Руденко

В найденном кургане было два таких захоронения: в одном тело лежит в аккуратно выточенной камере, на стенках которой до сих пор видны следы орудий труда. В соседней яме расположилась небольшая повозка с костями. Это ещё один ритуал. Считалось, что погребение в повозке — признак знатности.

- Попасть в курган — это уже соответствовало родовому статусу. А непосредственно то, что уже захоронили на колеснице, повозке, это статус ещё выше. По сути, это один из представителей родовой знати, - объясняет старший научный сотрудник Владимир Руденко.

Через это место прошла не одна культура. Ранее здесь обнаружили каменный панцирь, внутри которой лежал майкопец, которому пять тысяч лет. Так эта культура названа потому, что впервые их обнаружили возле Майкопа. Она пришла к нам из Сирии и Турции. Через какое-то время здесь остановились ямники, которые вскрыли каменную «черепаху» и разграбили могилу майкопца, оставив рядом тело своего сородича. Здесь же обнаружено погребение северокавказской культуры: эта общность тоже относится к эпохе средней бронзы. Погребальный обряд присущ исключительно нашей местности: тело в вытянутом положении остается в могиле.

И вот четыре тысячи лет назад последними в этих землях оставили своих умерших катакомбники.

- Эти ребята проезжие. А те, кого находили здесь раньше, - местные. Здесь в перспективе можно найти какое-либо поселение, - рассказывает ведущий специалист «НИИ археологии и древней истории Северного Кавказа» Сергей Мячин. - Такие ребята били шумеров и аккадцев. Это катакомбное время, когда, по различным источникам, племена гутиев и кутиев, скажем так, «турзучили» Месопотамию.

Место раскопок
Александр ПлотниковМесто раскопок

«Дерево — наше золото»

От этой культуры не осталось никаких письменных сведений. Кочевые катакомбники ничего не писали, всё, что от них осталось — эти захоронения, по ним и приходится восстанавливать культуру. Трудно сказать, откуда они прибыли. Центр таких погребений находится на Маныче, здесь у них были только остановки. Точно известно, что это индо-европейские племена. Трудность состоит ещё в том, что до сих пор не найдено поселений. Их и не всегда видно, в отличие от курганов.

- По законодательству, когда начинают что-то строить, тогда нам можно делать шурфы, ямы для осмотра грунтового основания. А так мы без открытого листа не имеем права проводить такие работы. Не всегда вот так видно, где поселение. Нужно какое-то время пробыть на месте. Видите рощицу, - археолог Сергей Мячин указывает на деревья вдалеке. - Балка была водоточной и в то время тоже. Значит, было, где поить скотину и селиться. На мой взгляд, вот там, возле рощи, хорошая площадка для маленького поселения.

Расширить знания о катакомбной культуре поможет найденная повозка. Это редчайший случай, когда деревянный артефакт пролежал в земле 4000 лет (!) и сохранился. Даже сейчас, глядя на ещё не очищенную от земли колесницу, видны все втулки. Такая же целая повозка сейчас находится в Ростове-на-Дону. Теперь же эта находка станет «головной болью» реставраторов: впереди годы кропотливой работы над деталями.

Работа с артефактом ведется только мелким инструментом
Александр ПлотниковРабота с артефактом ведется только мелким инструментом

В найденной колеснице со скелетом лежит курильница и пест для растирания пшеницы. Курильница носила исключительно погребальный характер: в её небольшой кармашек забивалась конопля и раскуривалась при погребении. Всё это отправят на анализ в Германию, где смогут с точностью восстановить, от чего умер человек, что ел перед смертью, а дендрологический анализ покажет, что за порода дерева использовалась для создания колесницы.

Через какое-то время колесница окажется в музее. Пока автор раскопок Сергей Мячин ещё не выбрал, где эта находка будет выставлена:

- Я, как автор раскопок, могу сдать в любой музей. Но с ними ситуация сейчас сложная, потому что у них нет площадей. И сдавать мы можем только в государственный музей, а не муниципальный.

Через месяц здесь все кончится: не будет всех этих погребений и ям. Археологи исследовали этот курган полностью, до стерильного грунта, называемого «материком». Для ставропольской археологии тут есть уникальные вещи. Этих людей часто спрашивают про золото. Они только отвечают: «Наше золото — дерево». Занимаясь эпохой бронзы, золото они не воспринимают. Для них намного важнее форма бронзового ножа, стиль, в котором выполнены изделия. Та же керамическая ваза, которой пять тысяч лет, намного интереснее золотого кольца.

археология, колесница, Петровский район

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление