Наталья Зубкова: «Я уверена, что нами в жизни руководит любовь»

Ольга Метёлкина

В начале 80-х годов актриса Наталья Зубкова и ее супруг Михаил Новаков были ведущими актерами Тюменского драматического театра. Молодые, талантливые, успешные, они играли главные роли в лучших спектаклях, купаясь в любви благодарных зрителей.

И конечно же, публика была крайне огорчена, узнав, что ее кумиры вдруг ушли из театра, в котором так славно служили в течение десяти лет, и уехали в Ставрополь.

Актеров такого профессионального уровня и с таким солидным творческим багажом с радостью приняли бы во многие театры страны. Но почему они выбрали именно наш город? С этого вопроса начался разговор с народной артисткой России Натальей Павловной Зубковой.

«Недоросль» (народная артистка Наталья Зубкова в роли госпожи Простаковой и заслуженный артист РФ Михаил Новаков в роли Стародума).
«Недоросль» (народная артистка Наталья Зубкова в роли госпожи Простаковой и заслуженный артист РФ Михаил Новаков в роли Стародума).

- Судьба свела нас со Ставрополем почти случайно. В то время в Тюменском театре полностью сменилось руководство, поэтому мы, чтобы не искушать судьбу, решили уехать. Я тогда недавно получила звание заслуженной артистки, нам было по 36 лет - самый творческий пик. Мы собирались ехать во Владимир, где наш друг Юрий Семенович Копылов работал в театре главным режиссером. Но здесь, как это часто бывает в жизни, вмешался случай. Летом мы с мужем Михаилом Афанасьевичем отдыхали в Ялте, в Доме творчества «Актер», и познакомились там с директором Ставропольского драмтеатра Михаилом Григорьевичем Новиковым. Он оказался на редкость интересным собеседником, мы много с ним общались. Я не знаю, как Михаилу Григорьевичу удалось убедить, что наше место в Ставрополе, но когда он предложил работать у него в театре, мы согласились. Оказалось, что город очень приветливый, люди славные. Не могу сказать, что в Тюмени было иначе. Здесь мы очень быстро обросли друзьями, выпускали хорошие спектакли. И самое главное - нас полюбил зритель.

- Однако когда Вы приехали в Ставрополь, директора театра, который Вас пригласил, вскоре отправили на пенсию. Впереди снова была неизвестность…

- Да, какое-то время не было ни директора, ни главного режиссера. Началась раскачка: то одного пригласят, то другого. Нестабильная ситуация в театре длилась до тех пор, пока на место директора театра не пришел Евгений Иванович Луганский. Он пригласил главного режиссера - Алексея Александровича Малышева, они возглавили театр, и с этого момента началась стабилизация. В театре самое главное для всех - работа. И когда эта работа появилась, она консолидировала всех. Стали выпускать новые спектакли, было очень интересно.

Алексей Александрович уже работал в этом театре, хорошо его знал. Малышев - хороший режиссер, основательный, крепкий, очень грамотный, много знающий, большой мастер. Я помню одну из первых его постановок - спектакль «Фаворит». У нас было 20 аншлагов - невероятное количество по тому времени! Потом он поставил «Женское постоянство». Спектакль имел огромный успех. Я помню, когда мы играли его на закрытии гастролей, желающих попасть на него было столько, что зрители, которые не смогли купить билеты, выломали двери в зал и сидели в проходе на полу.

- А я бы к списку любимых спектаклей репертуара 80-х годов непременно добавила «Я стою у ресторана...», который шел на малой сцене.

Наталья Зубкова в роли Екатерины II (спектакль «Фаворит», 1991 год). Снимок из фондов Государственного архива Ставропольского края.
Наталья Зубкова в роли Екатерины II (спектакль «Фаворит», 1991 год). Снимок из фондов Государственного архива Ставропольского края.

- С этим спектаклем мы даже ездили в Америку. Незабываемая была поездка, с потрясающим приемом спектакля в разных городах штата Айова. У нас там появились фанаты, которые ездили из города в город, чтобы побывать на каждом спектакле. Вообще по части драматического искусства русский театр впереди планеты всей, и это признано в мире. Во Франции мы выступали с программой драматического театра и произвели настоящий фурор. Помощник мэра по культуре в Безье пришел после выступления за кулисы и говорил, что если бы заранее знал, что будет такое феерическое действо, организовал бы турне по странам Европы.

Французы, видевшие нас, всё время говорили про «тайну русской души». А что такое «тайна русской души»? Просто мы умеем слушать, сопереживать, всё наше искусство основано на сочувствии, на умении слушать других. Всё это есть в спектаклях русского театра.

- Раскрывать тайны души – это особая актерская миссия. У каждой героини – своя тайна, своя судьба…

- Актер - это вечный познаватель: характеров, психологии, каких-то жизненных коллизий, которые могли бы произойти. Мы исследователи человеческой сущности, и не только положительной. Я, допустим, часто играю положительных героинь, а мне уже хочется сыграть отрицательную. Люди разные и персонажи тоже. В отрицательных персонажах своя глубина, свои парадоксы. Мне интересно постичь, почему, допустим, Медея убила своих детей. Что могло случиться с матерью, чтобы она так поступила? Или в какой момент и почему стала такой жестокой Клара Цеханассьян из пьесы «Визит дамы»… Интересны неоднозначные, многогранные персонажи. Я очень любила играть Катерину в «Леди Макбет Мценского уезда».

По мере того, как спектакль готовится, ты влюбляешься в свою роль, она становится твоей частью, не важно, положительный персонаж или отрицательный, у тебя болит душа за твою героиню. Влюбляешься в каждую роль, независимо от того, большая она или маленькая. Чем славится наш театр? У нас нет актеров, которые приходят лишь реплику сказать. Даже в массовках они знают, что играют. И тогда получается слепок с жизни. Самое трудное - прожить от начала до конца эту жизнь так, чтобы она оказалась интересной зрителю.

- Месяц назад состоялась премьера спектакля «Леди на день». Образ главной героини Анни, роль которой Вы исполняете, тоже неоднозначный. Чем эта роль привлекла, заинтересовала Вас?

- В образе Анни для меня, как для актрисы, как раз и дорога неоднозначность образа. У этой героини нелегкая судьба, она находит утешение в выпивке и вот-вот переступит последнюю черту. Иногда я смотрю телепередачи, в которых участвуют пьющие мужчины, женщины. Страшно видеть, до какого примитива суживается жизнь у таких людей, когда остается только одна мысль: где выпить. Анни удалось не потерять человеческий облик через любовь к дочери. У нее появилась мотивация. Я уверена, что нами в жизни руководит любовь. И если она не руководит, человек теряется. Любовь, она во всем. Ничего другого, более важного нет.

- Наталья Павловна, Вы уже много лет ставите спектакли на сцене Ставропольского театра драмы как режиссер. И действительно, если вспомнить эти работы – «Дикарь», «Соловьиная ночь», «В день свадьбы», «Царская охота», «Ромео и Джульетта», «Ночь святого Валентина», «Леонардо», «В списках не значился…», «Соколы и вороны» и еще многие другие, – то практически все они о любви. История героев из спектакля «Алые паруса» тоже об этом...

- Я не случайно выбрала для постановки пьесу П. Морозова «Алые паруса», написанную по мотивам произведений Александра Грина, в которой есть острый конфликт между людьми. Одни не принимают Ассоль и ее мечту, другие видят в ней само воплощение мечты, светлый лучик, который показывает, куда идти. И оказывается, самые диковинные и непонятные мечты могут сбываться. Мы не можем сказать, что в этой рыбацкой деревушке жили какие-то нелюди. Это была просто деревня, со своими устоями, даже какими-то своими мечтами. Узенькими, как у той девушки, которой хотелось найти жениха побогаче. И практически все персонажи этой истории искали любовь, но по-своему. Ошибались, не находили, сердились. Из-за этого начинали ненавидеть человека, который думает иначе, хочет не того, чего хотели они. Это понятно и актуально для любого времени. И для нашего тоже.

- Наталья Павловна, когда Вы выбираете пьесу для постановки, что становится определяющим для Вашего режиссерского выбора?

- Мне нравится драматургия разного характера. Хочется ставить и классику, потому что с помощью классического материала ты познаешь другой мир, другой - даже исторически. Другие устои, законы, по которым жили люди. Интересно наблюдать, как они подходили к решению своих проблем. В постановочном смысле мне очень нравятся современные пьесы. Мне интересно находить в них остроту сегодняшнего дня. Захватывают неожиданные повороты в драматургии. Как это было в пьесе «Страсти по Торчалову». Мы думаем, что человек уже пересмотрел в себе что-то, подумал о чем-то другом. Но вдруг изменились обстоятельства, и он снова стал таким же...

- Наталья Павловна, много лет Вы преподавали актерское мастерство на факультете искусств в университете, были мастером курса. Многие Ваши ученики были приняты в труппу Ставропольского театра драмы, активно заняты в репертуаре. Но два года назад в университете не стало специальности «актерское искусство». Как же теперь театр будет пополнять труппу?

- Актерские кадры - болезненная тема для театра. В свое время мы уже проходили это, когда из молодежи у нас было всего трое. Со временем ситуация выправилась за счет подготовки актеров на базе Ставропольского университета. Пришли талантливые ребята. Но сейчас уже самым молодым нашим выпускникам по 25 лет. Молодые артисты ищут себя и свое место, едут в Москву, в Ростов, и это естественно. Специальность в университете закрыта, и откуда возьмутся новые актеры в театре? Если приглашать людей из других городов, то их надо обеспечивать жильем. Но сегодня мало кто согласится жить в общежитии без перспективы приобретения своей квартиры в обозримом будущем. Хочется, чтобы театр не оставался один на один с проблемой кадров, чтобы нас услышали и поддержали.

- И всё же творческий процесс в театре никогда не останавливается. Например, в эти дни продолжаются репетиции будущего спектакля, над которым Вы работаете как режиссер. Расскажите, какую премьеру Вы готовите для зрителей?

- Сейчас идут репетиции премьерного спектакля «Опасные связи». Пьеса К. Хэмптона, написанная по роману Ш. де Локло. В этой истории меня интересуют в первую очередь не любовные коллизии, а отношения людей. Герои пьесы оказались на верхушке общества, они богаты, у них нет проблем, которые надо решать. Человеку в подобной ситуации становится скучно жить. И тогда возникает желание играть: влюбить в себя какого-то человека, встряхнуть эмоции, заставить сердце гореть. Герои «Опасных связей» играли в любовь, ревность, заигрались и в результате попали в сети любви и наказали себя. Мне интересно начало истории, когда человек от скуки начинает строить неестественную, неправильную жизнь и попадает в ловушку.

В спектакле заняты блестящие актеры. Я обожаю работать с Александром Жуковым и Ириной Баранниковой. У нас такой состав, которому по силам всё. Зрители увидят Светлану Колганову, Людмилу Дюженову, Владимира Лепу, Оксану Винникову, Анастасию Шимолину, Эллу Шахназарян, Яну Фалину, Олега Хомутова. Премьера запланирована на 18 мая.

 

P. S. 14 апреля публика придет на премьерный спектакль «Леди на день» с народной артисткой России Натальей Зубковой в главной роли. В этот юбилейный вечер, коллеги и зрители будут чествовать актрису, которая вот уже 50 лет служит театру и 33 из них - в Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова.

 

 

 

 

 

Зубкова, Ставрополь в моей судьбе, театр

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление