Не двинуться ли за Москвой?

.

Кому нужны заботы о доме?

Сегодня за надлежащее состояние наших многоквартирных домов в основном отвечают две структуры: либо товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо частные коммерческие предприятия — управляющие компании.

Хотя ТСЖ - самая прогрессивная форма управления, она в стране всего в трех процентах домов. К сожалению, нет ни закона, ни постановления Правительства РФ, которые обязывали бы региональные власти целенаправленно заниматься созданием ТСЖ.

Второй способ управления - УК, к сожалению, себя не оправдал или оправдал в малой степени. Мы видим, что основная цель управляющих компаний — получение прибыли самыми разными путями.

На сегодня вроде бы сложилась система: домком - старший дома - УК.

Но вряд ли можно сказать, что это эффективно работающая связка. Чаще всего среди старших домов - общественницы и общественники преклонных лет. Вместо того чтобы воспитывать внуков, укреплять здоровье, отдыхать после трудов праведных, они тратят оставшиеся силы и нервы на противостояние с монстром по имени «управляющая компания». Чаще всего результаты не в их пользу.

Во многих МКД домкомы вообще отсутствуют, в других существуют формально. ТСЖ не создаются тоже по этой причине: нет человека, который бы взвалил на себя заботы о доме.

Добавлю еще, что ставшие во главе дома общественники должны иметь незаурядные организаторские способности, обладать общими знаниями по вопросам содержания и ремонта МКД, владеть набором знаний о положениях действующего законодательства РФ в сфере жилищных отношений, предоставления коммунальных услуг и энергосбережения.

Где взять умных, толковых членов и председателей советов, которые сумеют по-настоящему помочь обрести людям чувство хозяина не только своей квартиры, но и всего дома в целом?

Этот вопрос остается за редким исключением открытым.

Миримся по незнанию

А УК домами практически не занимаются. Они просто собирают деньги с жильцов за содержание, техобслуживание и текущий ремонт дома и используют их по своему усмотрению. К сожалению, изначально им созданы условия для вольной и сытой жизни, как и тем, кто контролирует ЖКХ и наживается за счёт поборов с униженных, разобщённых и бесправных в массе своей собственников. На сегодня дискредитировано само понятие собственника, заказчика услуг. УК, например, управляют домами так, что жильцы ежемесячно из года в год платят аварийным и обслуживающим службам. Была авария, прочистка вентканалов и иное или нет, платежи идут. Жители с этим мирятся по незнанию. 

Далеко не все знают, что должна быть либо абонентская плата, либо заключаться договор на разовый вызов. Или взять общедомовые приборы учёта потребления ресурсов. Они вводились в жилищно-коммунальный быт как инструмент, позволяющий контролировать потребление ресурсов и находить причины их потерь и нерационального использования. Но вместо этого общедомовые приборы учёта ресурсов породили огромное количество проблем, которые УК абсолютно не интересуют. А строгий учет ресурсов превратился в миф. Сверхнормативные расходы потребляемых ресурсов должны оплачивать УК, что они в настоящее время не делают. Перед ресурсоснабжающими организациями накапливаются долги, которые, по всей видимости, вернутся к собственникам жилья.

В сфере ЖКХ царят произвол и беспорядок. В апреле минувшего года Правительство РФ приняло постановление № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения». Данное постановление четко обозначило, что обязаны делать УК для того, чтобы дом сохранился на долгие годы, а жильцы испытывали чувство уюта и комфорта от проживания в нём. Только вот постановление, по всей видимости, останется на бумаге, а жилищный фонд будет продолжать разрушаться.

Какой выход?

Убежден, что необходимо создать на уровне городов государственные хозрасчетные организации с основной функцией: сохранение переданного им в управление жилого фонда и обслуживание населения. Упрощенную структуру я вижу так: управляющий, обслуживающий, технический персонал.

На основании публичной оферты заключается договор с собственниками жилых и нежилых помещений МКД на управление домами. Устанавливаются предельные цены на оказание всех необходимых услуг с учётом расходных материалов. На их основе устанавливается абонентская плата за один квадратный метр. По каждому дому ведётся лицевой счёт, который может в режиме «онлайн» посмотреть в Интернете любой собственник. В конце года по каждому дому составляются планы необходимых работ в следующем году с указанием их стоимости и сроков выполнения.

Что ответила Хованская

На моё предложение в Государственную Думу РФ Председатель Комитета по ЖКХ Г. П. Хованская ответила так: «Предлагаемое Вами создание государственных организаций в целях управления МКД находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ. При этом в ряде регионов такие организации имеются (в частности, в Москве управление МКД наравне с частными УК осуществляют государственные унитарные предприятия «дирекции единого заказчика»). Что же касается мероприятий, проводимых такой организацией, то действующее законодательство не содержит каких-либо запретов, препятствующих их практической реализации».

А как в столице?

В канун 2014 года мэр Москвы С. Собянин дал интервью программе «Постскриптум» телеканала «ТВ-Центр», в котором были затронуты вопросы ЖКХ. Ведущий программы задал собеседнику такой вопрос: есть одна проблема, которая уже превратилась в притчу во языцех, в такой бич современной России - это УК. Есть какая-то возможность изменить характер их деятельности? Многие руководители этих компаний фактически находятся где-то за рубежом, откуда якобы управляют. Был принят закон, который фактически даёт УК карт-бланш, они могут всё и не отвечают ни за что.

Сергей Собянин напомнил ведущему, что Президент РФ поддержал идею лицензирования УК. Если они плохо работают, можно изъять лицензию. Это первое. А второе – мы на базе ДЭЗов (дирекция по эксплуатации зданий) создаем свои учреждения «Жилищник», которые занимаются эксплуатацией жилья и обслуживают более 60 процентов жилфонда Москвы. Если жители посчитают, что лучше иметь дело с городской организацией, что в большинстве случаев и происходило, мы возьмем на себя такие обязательства. И я думаю, что эта работа будет, как минимум, качественнее того, что сегодня есть.

С. Собянин рассказал, что организация подчиняется администрации города. Это говорит о том, что все 100 процентов уплаченных жильцами средств будут направляться именно на содержание в надлежащем состоянии МКД. Расход денежных средств всегда можно проконтролировать в соответствии с составленными сметами. В случае неэффективной работы организации проще снять руководителя, заменив его другим, чем выгонять с рынка управляющую компанию, отбирая у неё лицензию. Хорошо бы и нам, ставропольцам, подумать над прижившимися в Москве идеями. 

Владимир РЯБЦЕВ, Ставрополь

ЖКХ, мнение

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Я вам пишу»



Последние новости

Все новости

Объявление