Не открывайте вашу дверь!

Тамара Коркина

Если говорить о мошенничестве как о движении, то оно, безусловно,  растет, ширится, набирает силу. До молодых добирается через гаджеты, банковские карты,  социальные сети, причем, как слышим ежедневно, процесс этот становится все техничнее. Звучат тревожные признания, что мошенники порой на шаг опережают  всевозможные защитные электронные новации.

 

На что жалуются социальным работникам?

А в отношении пожилых людей мошенники играют на доверии, на вере в чудеса,  определенной беспечности и стремлении вернуть потерянное на длинном жизненном пути  здоровье.

На Ставрополье и в краевом центре таких случаев стало так много, что в декабре в краевом министерстве труда и социальной защиты населения прошло расширенное совещание, в котором участвовал и губернатор края Владимир Владимиров. Речь шла о том, как защитить людей старшего возраста,  какие задачи нужно решить, что предпринять, чтобы они не попадались на удочку жуликам.

Большие надежды и ответственность в этом плане возложили на Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Его руководитель Галина Шпак  обратилась в редакцию с просьбой обнародовать хотя бы часть случаев мошенничества, которые произошли с подопечными социальных работников. И призвать всех к бдительности и осторожности в отношении с незнакомыми людьми, которые, прикрываясь именем работников органов социальной защиты, здравоохранения, горгаза и так далее, обманным путем проникают в дома пожилых ставропольцев. А реальных примеров,  зафиксированных соцработниками, много. Приведу наиболее часто повторяющиеся.

 

Пришли, вручили, обманули

К пожилому человеку пришли два парня,  представились - от горгаза. Сообщили хозяину о том, что ему обязательно нужно купить оборудование стоимостью 5000 рублей, иначе пойдут штрафные санкции. Получив деньги, быстро ретировались, а хозяин, позвонив в горгаз, узнал, что стал жертвой обмана. Или вот к пенсионерке пришли незнакомые женщины, представились  сотрудницами администрации и сообщили, что специально для пожилых людей продают товар по очень низким ценам. Женщина купила массажер, косметику, фен, всего на  7000 рублей. Потом узнала, что реально все стоит намного дешевле, к тому же приборы оказались некачественными.

Или вот под видом снять жилье в частный дом пришли люди. Пока хозяйка одним показывала комнату, другие украли у нее телевизор и ценности.

А аппараты, которые якобы излечивают от всех болезней, предлагаются с невиданной скидкой! Ими мошенники кормятся минимум два десятилетия. Одна из подопечных соцработницы купила аппарат за 5000 рублей, потом выяснила, что ей вручили совершенно ненужную вещь.

И еще пример. К пенсионеру пришли две миловидные женщины, стали рассказывать о готовящемся обмене денег, уговорили пожилого человека поехать с ними в банк. В итоге он снял со своего счета и передал мошенницам 40 тысяч рублей. После осознания того, что произошло, человек попал  в больницу с инсультом.
Ну и еще: незнакомые люди представились хозяину сотрудниками горэлектросети, сказали, что пришли проверить электрический счетчик, затребовали за работу определенную сумму.  Когда пенсионер достал деньги, ему объявили, что они не настоящие, предложили поменять. Кончилось тем, что пенсионер отдал мошенникам все свои сбережения, крупную сумму.

На днях «Вечерний Ставрополь» написал о ситуации, случившейся по проспекту Юности,  18. Старшая дома Раиса Павловна Киричкова сообщила редакции, что ей звонят жильцы и рассказывают о том, что отдали 7500 рублей людям, которые продали им какой-то прибор. Две женщины и мужчина действовали от имени московского трансгаза. Все купившие ненужный им предмет уверяли, что попали как бы под гипноз, сами не ведали, что делали.

 

Умная памятка

Галина Ивановна Шпак рассказала, что для людей пожилого возраста разработаны памятки «Как не стать жертвой мошенников». Это своего рода алгоритм  действий в случае подозрения на мошенничество.

Первое: ни под каким предлогом не открывайте дверь посторонним лицам, даже если они представляются сотрудниками государственных учреждений, показывают удостоверения. Сотрудники Центра, например, никогда не придут без предварительного звонка.

Второе: постарайтесь позвонить в то учреждение, откуда якобы пришли посторонние лица. Поскольку они часто представляются представителями социальных служб, то Центр подсказывает телефоны: комитет труда и социальной защиты населения (приемная) –
56-21-33,  краевой Центр социального обслуживания  (приемная) – 72-29-08.

Третье: если вы не можете самостоятельно позвонить, наберите  номер телефона соседей и попросите их позвонить либо прийти к вам.

А если вы все-таки открыли дверь посторонним лицам, попросите предъявить служебное удостоверение. Будьте  внимательны  при изучении документа!

Постарайтесь запомнить как можно больше информации.

Еще пункт: выясните, желательно не открывая двери,  цель визита незнакомцев. Если вам предлагают купить какой-либо товар, знайте: это мошенники! Сотрудники государственных учреждений не занимаются продажей никакого товара. И не разносят «льготные» приборы, чем часто прикрываются мошенники.

Еще пункт памятки - ни  в коем случае не подписывайте никаких документов, не разглашайте сведений о своих родственниках и соседях.

Если незнакомцы все же проникли в квартиру, постарайтесь поскорее проводить их. Отвечайте им отказом на предложение приобрести какой-либо товар, говорите, что у вас нет  денег. Намекните, что вы пригласите соседей или позвоните в полицию.

Если у вас нет телефона, то сделайте вид, что вы в квартире не одни, позовите сына, внука, племянника.

 

Ничего святого

Разъяснение и информированность - великая сила. Социальные работники, которые постоянно проводят беседы о бдительности, рассказывают и о достигнутых результатах.

Например, к пожилой супружеской паре пришли незнакомые люди, представились сотрудниками горгаза. Они сообщили, что принесли прибор, который необходимо приобрести, чтобы хозяева не отравились газом. Пожилые люди проявили бдительность, незнакомцев в дом не пустили и ничего у них не купили.
Или вот  в дом пришли незнакомые люди, представившись сотрудниками соцзащиты, начали выуживать у хозяев информацию финансового характера - какой доход, сколько получают и т.д. Хозяин предупредил, что позвонит в соцзащиту, чтобы удостовериться, посылали ли к ним сотрудников. «Гости» поспешно ретировались.

Стоит напомнить, что особенно бдительными нужно быть  в преддверии праздника Победы, когда идет массовая кампания по  анкетированию ветеранов, обследованию их материально-бытовых условий проживания. Для мошенников нет ничего святого, они стараются использовать и эту ситуацию.

А закончим мы эту  предупреждающую публикацию информацией о том, что в Центре работает  «Школа безопасности», которую могут посещать горожане  старшего возраста. Занятия в ней проводятся ежеквартально. В уходящем году два занятия были посвящены мошенничеству и его видам.  Слушатели общались с сотрудниками  правоохранительных органов, которые обладают большим и поучительным материалом по затронутой теме.

Хоть романтик  Булат Окуджава и призывал в своей песне - «не запирайте вашу дверь, пусть будет дверь открыта»,  нынче, наверное, наступили иные времена. Иной раз лучше запереть, и как можно крепче.

бдительность, пожилые люди, мошенничество

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление