Не праздника единого ради

Тамара Коркина

3 декабря отмечается Международный день инвалида. Откуда он появился? С этого вопроса началась беседа корреспондента «Вечернего Ставрополя» Валерия Манина с начальником отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Александром Гайдуковым.

– Этому празднику уже полтора десятка лет. Он был установлен еще в 1992 году решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Другое дело, что наша страна в то время переживала не самый лучший период в своей истории, и ей, к нашему всеобщему стыду, было не до инвалидов. Но вот уже несколько лет День инвалида отмечается и в России.

– А какая идея закладывалась его создателями в основу праздника?

– Если говорить кратко, то привлечь дополнительное внимание к людям с ограниченными физическими возможностями. То есть показать обществу, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в особой о себе заботе, но при этом они являются такими же гражданами, как и все остальные.

– В чем конкретно это выражается на Ставрополье? <*P> – Уже не один год в крае, в первую очередь нашим министерством, проводится работа по интеграции инвалидов в общественную жизнь. Во-первых, разработана и с февраля этого года, после подписания ее губернатором, вступила в действие краевая целевая программа реабилитации инвалидов, рассчитанная на период до 2009 года включительно. Это основа, на которой и строится вся наша работа...

– А каковы основные направления вашей деятельности, определенные Программой?

– Прежде всего, обеспечение занятости инвалидов на производстве. Мы решили возвратиться к системе создания специализированных рабочих мест, которая успешно применялась ранее, но в силу различных обстоятельств была подзабыта лет на пять. Уже в этом направлении проделана конкретная работа. За счет специально выделенных средств девять рабочих мест открыто в Кисловодске на предприятии Всероссийского общества слепых, шесть – в Ставрополе на предприятии Всероссийского общества инвалидов, четыре – на зеленокумском заводе «Номинал». С ними наше министерство уже подписало контракты. Работа в этом направлении будет интенсифицироваться. Так, на будущий год предусмотрено удвоение ее финансирования. Кроме того, в 2008 году впервые полмиллиона будет истрачено на создание рабочих мест в психоневрологических интернатах. Продолжим мы и практику квотирования рабочих мест на обычных предприятиях.

– Простите, Александр Константинович, но для того, чтобы работать на обычных предприятиях и организациях, надо иметь и соответствующую профессию. А как могут обучаться специальностям люди, которые сидят дома?

– А вот для этого программой определено еще одно направление в нашей деятельности – обучение людей с ограниченными физическими возможностями. Оно тоже имеет несколько ответвлений. Во-первых, мы продолжим обеспечение развития Ессентукского профессионального училища – центра реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов, которое дает отличные результаты. До 92 процентов выпускников этого учебного заведения потом устраиваются на работу. Согласитесь, не так уж много вузов могут похвастаться таким качеством своей деятельности. И мы пошли на эксперимент, закупив спецоборудование для подготовки специалистов в области компьютерного программирования среди ...незрячих. Если наши оптимистические прогнозы подтвердятся, то ежегодно около двух десятков программистов из этой категории инвалидов пополнят краевой рынок труда. Далее, министерством труда и социальной защиты населения края подготовлена специальная и уже согласованная с министерством образования программа инклюзивного (совместного) обучения. Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время и она будет подписана губернатором, чтобы внедряться в жизнь. Кстати, аналогичные программы имеют всего 18 территорий России, в основном столичные и крупные промышленные. Кстати, для ее реализации в крае уже имеется определенная база – несколько лет наше министерство плодотворно сотрудничает с коллегами из Канады, где накоплен огромный опыт совместного образования инвалидов и физически полноценных людей. На Ставрополье около двухсот студентов-инвалидов получают высшее образование, правда, среди них имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата только 12.

– А чем объясняется малое количество инвалидов-опорников среди студентов?

– Отсутствием надлежащих условий для них. Ведь далеко не все эти ребята имеют возможность носиться по ступенькам лестничных маршей, а лифтами и даже типичными для зарубежных стран пандусами не только здания наших вузов, но и других социально-культурных и даже жилых строений не всегда оборудованы. Поэтому целевой программой предусмотрена активизация работы по созданию безбарьерной среды в крае. Мы ведем постоянный мониторинг строительства уже года три. И сейчас до 70 процентов новостроек доступны для инвалидов. В России по этому показателю мы – несомненные лидеры. Но ведь за рубежом до 100 процентов зданий не имеют барьеров для людей с ограниченными физическими возможностями. Вот к чему надо стремиться! Поэтому без привлечения к организации тотального контроля за строительством общественности обойтись трудно, так как далеко не все застройщики выполняют наши требования. Хотя могу похвалиться, что определенные положительные сдвиги в сознании собственников зданий появились. Скажем, солидные фирмы – мощные автосалоны, торговые центры – уже считают не только обязательным, но и престижным обеспечивать доступность для инвалидов. Убежден, последователи у них появятся, причем в самом скором времени. Это расширит возможности для инвалидов по их интеграции в общество.

– Кстати, уже лет десять в крае проводятся фестиваль творчества и спартакиады инвалидов. Насколько мне известно, они дают отличные результаты для адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в мире здоровых своих сограждан?

– Вы правы. Поэтому мы уже в который раз проводим краевой фестиваль творчества инвалидов, который имеет многоступенчатую структуру и длится с октября 2007 по март 2008 года и завершится, по традиции, гала-концертом. Лучшие номера этого концерта будут представлены в Москву на всероссийский конкурс «Филантроп», который долгие годы курировал Сергей Михалков, а сейчас возглавляет народный артист СССР, депутат Государственной Думы Российской Федерации Иосиф Кобзон. Кстати, у нас в этом направлении хорошие традиции. В 2004 году лауреатом «Филантропа» была Людмила Нефедова из Изобильного, а в 2006 году – домашний театр-студия из Старомарьевки Грачевского района, который удостоился чести выступать на сцене театра Александра Калягина. Из года в год растет популярность инвалидного спорта. В этом году в Ессентуках завершилась ХI краевая спартакиада, в которой приняли участие почти тысяча человек. Это дало нам повод пересмотреть принципы организации физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Теперь ориентир не столько на массовость – она важна на начальных спартакиадных этапах, а для участия в финальной ее части будут отбираться только спортсмены, показавшие высокие результаты. Будем готовить своих участников для паралимпийских игр. Для этого уже в этом году оборудуем два спортзала – в Ставрополе и Кисловодске для занятий пятью видами спорта, в том числе баскетболом и регби на колясках, волейболом сидя, голболом и мини-футболом для незрячих. Уже имеются тренеры, получили мы согласие на оказание методической помощи от федерации спорта слепых и республиканского общества инвалидов. Так что не исключаю, что уже на паралимпийских играх 2012 года мы можем иметь своих участников. Это и есть перспективный план нашей деятельности, которую будем вести не только в канун праздника, а для решения задачи социальной интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление