Не продали товар - нет сдачи. Законно ли это?

Лариса Денежная

Вы зашли в магазин за полтора часа до его закрытия. Выбрали товары, после оглашения продавцом суммы покупки протянули ему 500-рублевую купюру. И тут возникает проблема с расчетом

Продавец объясняет: выручку сдала. А имеющаяся наличность денег в кассе не позволяет выдать сдачу. Продавец просит подготовить нужную сумму под расчет или расплатиться за покупку более мелкими купюрами. На ваше «к сожалению, нет» разводит руками: мол, вынуждена отказать в продаже товаров. Правомерны ли действия продавца, и что на этот счет говорит закон?

Как разъясняют специалисты краевой службы Роспотребназора, отказ работников магазина продать товар из-за отсутствия сдачи в кассе незаконно.

Согласно ч. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ, платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и  безналичных расчетов. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ч. 1 ст. 16.1) обязывает продавца обеспечить возможность оплаты товаров как с помощью национальной платежной системы (банковской картой, «электронный» кошелек и т.д.), так и наличными деньгами. При этом выбор способа расчета — за потребителем.

В соответствии с пунктом 3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ от 30.08.1993 № 104, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями.

Отказ принять оплату означает отказ в продаже товара. Договор купли-продажи является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Таким образом, законодательством не предусмотрено право продавца, торгующего в розницу, отказать покупателю в передаче товара только потому, что у продавца отсутствует сдача. На основании выше изложенного, действия продавца незаконны.

Вы попали в аналогичную ситуацию, описанную выше? Специалисты краевой службы Роспотребнадзора рекомендуют обратиться к ним с письменным заявлением. По крайней мере, вмешательство надзорной службы поможет избежать подобных ситуаций впредь.

 

Ставропольский край, торговля, закон

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление