Неча на зеркало пенять…

Валерий Манин

Пару дней назад я получил своеобразный документ. С  одной стороны – типичная анонимка, на которую и обращать внимания смысла нет. Но с другой, зная положение дел в ставропольском спорте, захотелось разобраться. Тем более стало известно, что аналогичный текст, но уже с подписями полутора десятков тренеров-легкоатлетов поступил в министерство физической культуры и спорта Ставропольского края. Не знаю, что с этим письмом будет делать Игорь Лавров, у которого сейчас голова забита иными проблемами, в первую очередь пробиванием бюджета на будущий год, но я попросил прокомментировать отдельные положения письма директора Межведомственного центра спортивной подготовки Ставропольского края Анатолия Смирнова, в целом против которого и было направлено это эпистолярное творчество.

Вот текст, который попал в мое распоряжение. Стилистика оригинала сохранена.

«Уважаемый Игорь Викторович!

Просим Вас принять к сведению ситуацию, о которой неоднократно сообщалось вашему предшественнику экс-министру физической культуры и спорта СК А. В. Гребенюку (личные приемы, официальные письменные обращения тренеров, оставшиеся без ответа), и навести должный профессиональный порядок, прислушаться к мнению тренерских кадров, которые вопреки разрушительной некомпетентности директора ЦСП А. Б. Смирнова вносят вклад в развитие высшей школы спортивных достижений Российской Федерации.

Так, сокращая количество ставок зарплат спортсменов-инструкторов легкоатлетов (ЦСП является единственной специализированной школой высшего спортивного мастерства по легкой атлетике), А. Б. Смирновым прикрепляются спортсмены других видов спорта, имеющих свои специализированные школы, более того – из других регионов, что наводит тренерский состав ЦСП на недвусмысленность о личной финансовой заинтересованности А. Б. Смирнова. Одновременно происходит систематическое уклонение А. Б. Смирнова от объективных и открытых обсуждений с коллективом ЦСП размеров надбавок спортсменов-инструкторов, а также расходов на УТС. Необъективная оценка труда спортсменов вызывает возмущение самих спортсменов, вносит разлад в коллективе, снижает эффективность тренерской работы, что также негативно отражается на спортивных результатах и способствует оттоку перспективных спортсменов края в регионы, где руководители заинтересованы в создании надлежащих условий. А. Б. Смирнов не просто не проявляет интерес к достижениям учащихся, но и в категоричной (хамской) форме заявляет о нежелании разрешать повседневные вопросы, относящиеся к его прямым должностным обязанностям. Так, в ЦСП по-прежнему отсутствует одна из основных составляющих высоких спортивных результатов – обеспечение спортсменов медико-восстановительными средствами; разрушена рабочая среда, создаваемая коллективом ЦСП во главе с предыдущими руководителями ЦСП на протяжении многих лет.

В целях сохранения тренерских кадров Ставропольского края, формирования спортивного резерва, о чем говорилось в выступлении Владимира Владимировича Путина на Совете по развитию физической культуры и спорта: «Наши основные задачи – подготовка спортивного резерва, строительство спортивных баз, решение вопроса по тренерским кадрам, развитие спортивной науки и пропаганда массового спорта», просим Вас рассмотреть возможность замены руководителя ЦСП СК на компетентного менеджера, решающего задачи, сформулированные в Стратегии развития физической культуры и спорта Ставропольского края и Российской Федерации в целом.

С уважением и надеждой на разрешение критической ситуации, коллектив заслуженных тренеров и тренеров высших категорий СК: 16 подписей».

Комментарий  Анатолия Смирнова:

– Давайте сразу сделаем несколько важных уточнений. Во-первых, МЦСП СК, по сути, не является вновь созданной структурой, а стал правопреемником краевой школы высшего спортивного мастерства. Поэтому в нем занимаются представители всех видов спорта, которые годами входили в ШВСМ. И моих личных изобретений в этом направлении нет.

Во-вторых, я работаю в ЦСП менее двух лет, и предъявлять мне претензии к отсутствию в Центре медико-восстановительных средств, по меньшей мере, нечестно. Тем более что всем известно, в том числе и тем, кто подписался под письмом, что за время моей работы в ЦСП проведена большая работа по созданию медицинского кабинета, которого не было и в ШВСМ: подготовлен полный пакет документации, определен медицинский персонал, и уже с 1 января 2014 года он вступит в действие.

В-третьих, ЦСП работает в строгом соответствии с Положением о государственном бюджетном учреждении Ставропольского края «Межведомственный центр спортивной подготовки». В нем уже в первом пункте однозначно указаны цели деятельности ЦСП:

«… Центр создается с целью государственной поддержки спорта высших достижений, социальной защиты ставропольских тренеров и спортсменов, участников международных и всероссийских соревнований…

ГБУ СК «МЦСП» призван решать следующие задачи:

– подготовка квалифицированных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла войти в состав кандидатов в сборную команду страны и составить конкуренцию ведущим спортсменам мира в завоевании призовых мест на чемпионатах и первенствах мира, Европы, России…»

Авторы письма явно лукавят, когда утверждают, что я ущемляю интересы легкой атлетики в пользу других видов спорта. Для тех, кто не знает, сообщаю, что я по своей спортивной специализации – легкоатлет. Более того, на протяжении многих лет возглавлял краевую легкоатлетическую спортшколу, бывшую одной из лучших в крае, в которой работали и многие из авторов письма.

Они открыто дезинформируют, утверждая, что ЦСП является единственной специализированной школой высшего спортивного мастерства по легкой атлетике. Никогда такой специализации ни у ШВСМ, ни у ЦСП не было! Во все времена в этих структурах работали представители всех ведущих видов спорта: как олимпийских, так неолимпийских.

Более того, в пункте 3 Положения о МЦСП четко указано, что «к работе в ГБУ СК «МЦСП» привлекаются перспективные и талантливые спортсмены, члены сборных команд Ставропольского края и России (имеющие спортивное звание не ниже кандидата в мастера спорта России), полуфиналисты, финалисты, победители и призеры чемпионатов и первенств России, международных соревнований.»

Как видите, нет ни слова о приоритете легкой атлетики, хотя исторически так сложилось, что именно легкоатлеты всегда имели большинство в ШВСМ. Эта же традиция сохранилась и в ЦСП.

На сегодняшний день у нас числятся 62 спортсмена, из которых 42 – легкоатлеты, а остальные 20 ставок занимают представители 10 других видов спорта. Из 17 тренеров 12 – легкоатлеты. Только на зарплату легкоатлетам за 9 месяцев этого года потрачено почти 6 миллионов 740 тысяч рублей, что почти вдвое превышает расходы на остальных. И на тренировочные сборы легкоатлетам было выдано миллион 288 тысяч рублей, в то время как тяжелоатлеты на эти цели получили всего 125 тысяч. Так где же геноцид легкой атлетики?

Другое дело, что эффективность работы специалистов легкой атлетики оставляет желать лучшего.

Вот несколько цифр. В этом году представители ЦСП добыли на чемпионатах и Кубках мира, Европы и Универсиаде 26 медалей, в том числе 12 золотых. На долю легкоатлетов приходится лишь пять наград: одна золотая, добытая Антоном Ивакиным на молодежном первенстве Европы, две  – серебряных и одна  – бронзовая. Причем на соревнованиях взрослых лишь одна медаль  – бронзовая, добытая Глебом Сидорченко в Казани на Универсиаде.

А два десятка представителей других видов принесли краю 21 медаль, из которых 11 – высшей пробы! Один Евгений Кузнецов добыл семь медалей на международной арене, среди которых три – золотых. Пять наград на счету штангистов и тоже три – золотых. Как говорится, почувствуйте разницу.

С чем не могу не согласиться, так это с тем, что в крае слабая материально-техническая спортивная база и унизительно мал спортивный бюджет. Но тем более надо использовать его рационально – не размазывать тонким слоем, а концентрироваться на лучших, кто уже приносит результат или же принесет его в обозримом будущем.

Для этого в ЦСП и создана специальная комиссия, в которую, кстати, входят президент краевой федерации легкой атлетики и старший тренер по легкой атлетике. Именно по результатам ее работы, а не по прихоти директора, определяются надбавки за спортивные достижения.

Большинство из указанных в письме претензий, если отбросить определенный процент лукавства, в той или иной степени можно отнести к рабочим моментам и решаться они должны в рабочем порядке, а не на страницах газет или интернета. Но вот намек на некую мою личную финансовую нечистоплотность, честно скажу, не только возмутил, но и обидел. Сейчас в ЦСП работает плановая комиссия КРУ минфина, которая, убежден, даст профессиональную оценку и моей деятельности – как управленческой, так и финансовой. Более того, я обратился с личной просьбой к руководству министерства физкультуры и спорта назначить и ведомственную, министерскую проверку деятельности Центра.

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление