Несладкая свобода

Михаил Василенко


Заспорили как-то Рейган и Брежнев: где больше свободы слова - в США или в Советском Союзе? Рейган говорит: у нас любой может подойти к ограде Белого дома и крикнуть: «Рейган - дурак!». «Эка невидаль, - отвечает Леонид Ильич. - У нас тоже любой может выйти на Красную площадь и крикнуть: «Рейган - дурак!». Старый анекдот вспомнился накануне Дня российской печати, когда уместно вспомнить о свободе слова вообще, которая, конечно, не сводится к безбоязненному оскорблению начальства. Хотя и не бывает сладкой в отличие от лести.
Нет-нет да и наткнешься в прессе или Интернете на свободно излагаемые «интеллигентские» стенания по поводу отсутствия в России этой самой свободы слова. И диву даешься - неужели стенающие свободолюбцы не знают историю собственной страны? О том, например, что император Николай I лично редактировал, а точнее - цензурировал Пушкина. А анекдот, подобный приведенному выше, еще шестьдесят лет назад гарантировал лагерный «червонец». В лучшем случае. Так что давайте быть объективными: сделан действительно громадный шаг к свободе не только мысли, но и слова. Несогласные с этим могут свободно возразить мне, в частности, на сайте «Вечерки».
Другое дело, что мы подразумеваем под свободой слова. Если отражение во множестве средств массовой информации множества мнений, присутствующих в обществе, это одно. И это помогает в полемике находить верный путь и надежные ориентиры развития. Если же безответственное орошение газетных полос ядом и желчью кому-то назло или на потеху, это нечто иное. Нечто, что вызывает отвращение и заставляет соглашаться с не лучшей русской пословицей - «Молчанье - золото».
Страна, веками немевшая под гнетом цензуры, только учится свободно говорить, только начинает понимать, сколь это значимо, только приступает к отделению зерен свободы от плевел демагогии и сплетен. Свобода слова должна вызреть внутри общества, что само по себе - процесс непрямолинейный, непростой и небыстрый. И никакими заклинаниями и плачем о народной темноте и забитости сей процесс не ускорить. Поэтому думаю, что об ущербности нынешней прессы волнуются в основном те, кто невостребован большинством общества, кто норовит мерить нашу жизнь по чужим лекалам. А я вот - хоть убейте! - не могу понять, для чего нам свобода публиковать карикатуры на пророка и тем самым оскорблять чувства сограждан. Или свобода обелять сталинских палачей и кровавый антисемитизм нацистов. Или свобода самоедски разрушать свою страну и глумливо ерничать над ее трагической историей и сегодняшними болями.
Настоящая свобода слова - не праздник детского непослушания и в то же время не дымовая завеса для пиар-кампаний. Это ответственная зрелая позиция и тех, кто пишет, и тех, кто читает. Это смелость говорить правду и узнавать правду. Так что, поздравляя коллег-журналистов и наших читателей с Днем российской печати, желаю всем нам быть людьми, достойными свободы слова.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление