Ночью у входа в музей ставропольцы спрашивали «лишний билетик»

Ольга Метёлкина

Наверное, самым ярким и необычным событием в программе «Ночи музеев» в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве стала… премьера спектакля.

Александр Плотников

Сценическая площадка во внутреннем дворике собрала множество зрителей. Здесь, в пространстве музейного лапидария, возле древнего мавзолея аланского правителя, и была показана драма в четырех действиях «Жизнь и подвиги царя Дорголела».

В прошлом году Ставропольский государственный музей-заповедник с проектом «Безвизовая история» принял участие в конкурсе «Музей 4.0» Благотворительного фонда В. Потанина и стал победителем в номинации «Музей + театр». История древнего мавзолея, его загадочные рельефы, а также личность аланского правителя Дургулеля Великого, жившего в XI веке, вдохновили авторов проекта на создание спектакля. Главным партнером музея в этой необычной работе стал Ставропольский краевой театр кукол. Режиссер Игорь Каспаров, приступая к созданию либретто спектакля, погрузился в изучение исторических источников, нартского эпоса, легенд и мифов Северного Кавказа. Богатый материал он почерпнул из монографии руководителя проекта, директора музея-заповедника Николая Охонько «Кяфарский мавзолей аланского правителя XI века и вопросы его интерпретации» и научного исследования «Новые смыслы Кяфарского мавзолея».

Работа над спектаклем для ставропольских кукольников стала интересным и необычным проектом. Автор художественного оформления – главный художник театра Ирина Уткина. В мастерских были созданы куклы разных систем и размеров: от миниатюрных фигурок до трехметрового великана. Мастерство художников, конструкторов, скульпторов, бутафоров, модельеров превзошло все ожидания. И от них, и от актеров спектакль о жизни и подвигах аланского царя потребовал не только профессионализма, но также настоящей изобретательности. На сценической площадке выступали шесть актеров, но казалось, что персонажей гораздо больше.

В художественной интерпретации Игоря Каспарова события биографии реального человека переплетаются с легендами. Так, обстоятельства рождения Дорголела «позаимстованы» из нартского эпоса, где описано появление на свет богатыря Сослана. Небесный кузнец Курдалагон ударил по большому камню, и из него вышел Сослан. Дорголел тоже рожден из камня. Сама природа и духи четырех стихий наделяют его необыкновенной силой.

Александр Плотников

Возник также естественный вопрос: почему имена персонажа спектакля и аланского правителя различаются? Как объяснили специалисты, из-за того, что письменных источников не существует, мы доподлинно не знаем, как на самом деле звучало имя аланского царя. Существует несколько вариантов, общепринятым в научной литературе считается – Дургулель. А поскольку пьеса – это плод художественного авторского вымысла, и персонажи не идентичны реальным историческим личностям, в спектакле имя главного героя звучит именно так.

В драме «Жизнь и подвиги царя Дорголела» глубокие философские смыслы, фольклорные образы существуют в гармонии с яркой зрелищностью. Необычность постановки заключается еще и в том, что в спектакле нет диалогов и монологов. Лишь в ключевых мизансценах звучат отдельные слова и короткие фразы.

Во втором действии спектакля в сюжетной линии появляются персонажи, чьи фигуры мы видим на центральной плите древнего мавзолея. Это Виночерпий, Священник, аланские воины и мифический пёс, который ведет себя как верный друг человека, сопровождающий Дорголела в самых опасных приключениях. И чем дальше, тем больше спектакль наполняется разнообразными зооморфными чудовищами и мифическими существами, среди которых есть и враги, и друзья.

У бесстрашного царя есть миссия: он несет людям светоч – огненный камень, который символизирует собой свет и тепло. На его пути встречается множество препятствий. Но даже смерть не может остановить великого воина. Царица водного мира Борена помогает Дорголелу вернуться из мира мертвых в мир живых и одолеть страшного Василиска.

Александр Плотников

Зрителей завораживает и необычный сюжет, и то волшебство, которое происходит на сцене при участии актеров Анастасии Бредихиной, Вадима Гусевского, Надежды Дробышевой, Романа Кузнецова, Марии Ефимищевой и Александра Ефремова. Специально для этого спектакля они освоили плавное передвижение на полупальцах, традиционное для танцев народов Кавказа.

Следует отметить, что среди зрителей на премьере были иностранные студенты. Дело в том, что одним из партнеров проекта «Безвизовая история» выступает Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета. С помощью его специалистов авторы проекта наладили работу со студентами из разных стран, которые приезжают учиться в Ставрополь. Музей-заповедник поставил цель – установить диалог с ними посредством знакомства с историко-культурным наследием нашего края. За время реализации проекта «Безвизовая история» студенты-иностранцы с интересом участвовали в программах и мероприятиях, подготовленных специально для них. А в рамках «Ночи музеев», перед началом спектакля, директор музея-заповедника Николай Охонько и менеджер проекта, методист отдела культурно-образовательной деятельности и приема посетителей Марина Чесняк вручили им на память сувениры и подарки с символикой проекта.

Что же касается дальнейшей судьбы спектакля, то в Ставропольском театре кукол планируют в новом сезоне показать зрителям его версию, созданную для стационарного зала, и включить его в репертуар.

Ночь музеев-2023, Ставропольский театр кукол, Ставропольский музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, культура

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление