Новые стандарты для дорожных камер

Наталья Ардалина

Навести порядок в сфере фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения обещает новый стандарт, над которым сейчас работают в Госавтоинспекции.

В итоге должен появиться новый ГОСТ, который отрегулирует требования и к самим камерам, их программному обеспечению, и к материалам для вынесения штрафов.

Нет никаких сомнений в эффективности систем автоматической фиксации нарушений – она доказана временем и практикой. В местах, где устанавливаются камеры, уже спустя несколько дней водители прекращают нарушать правила и, как следствие, аварий становится в разы меньше. Однако есть масса вопросов к самому функционированию камер. Сейчас требования к ним прописаны в ГОСТ Р 57144, который был разработан еще в 2015–2016 годах. Это период самого начала активного внедрения системы автоматической фиксации нарушений на дорогах страны. После этого появилось огромное количество новых комплексов, программ, накопилась также богатая административная практика. Общее число дорожных камер всего за пять лет увеличилось вдвое и продолжает расти довольно быстрыми темпами. В связи с этим с 2021 года в ГИБДД начали готовить новый ГОСТ.

Координатором работы выступает Научный центр безопасности дорожного движения МВД России. Работа над новым стандартом уже завершается, есть вероятность, что примут его до конца текущего года. Что же изменится?

Во-первых, документ содержит детальное описание материалов, на основании которых можно вынести постановление о штрафе. Это имеет большое значение для защиты прав автовладельцев. Так, в случае превышения скорости для вынесения постановления понадобится два фото: обзорное и отдельно госномера машины в высоком разрешении, чтобы было четко видно категорию транспортного средства. Если водитель не пристегнулся ремнем безопасности, это также должно быть хорошо видно на отдельной увеличенной фотографии. Если автомобиль выехал на выделенную полосу или на дорогу с односторонним движением, в кадр должны попасть дорожные знаки, подтверждающие это. А при нарушениях ПДД на перекрестках вообще должно быть как минимум четыре снимка с разных ракурсов. Три кадра потребуется в случае, если водитель не уступил дорогу пешеходу. Причем на одном из них должны быть видны вместе приближающаяся машина и человек на «зебре», на втором – автомобиль и пешеход уже на переходе. Также потребуется видеозапись, подтверждающая, что человеку в результате действий водителя пришлось изменить траекторию движения или остановиться.

Еще один важный пункт будущего ГОСТа – обязательная синхронизация камер с цифровыми указателями или табло, информация на которых меняется в зависимости от погоды и общей обстановки на дороге. К примеру, скоростной режим во время тумана или ливня может измениться с 90 до 60 км/ч. В этом случае комплекс видеофиксации должен ориентироваться именно на эти ограничения, перенастраиваясь автоматически. Как только погода наладится и изменится информация на электронных табло – должна вернуться к прежним значениям и настройка камеры. Кроме того, если автомобилист превысил скорость в зоне действия электронного знака, он также должен быть виден на снимке.

Еще один нюанс, касающийся программного обеспечения дорожных комплексов: камеры должны уметь самостоятельно контролировать собственные внутренние параметры, влияющие на корректность данных. То есть, если, к примеру, из-за сильного порыва ветра сбились первоначальные настройки, скорость будет измеряться некорректно. Камера должна перестать ее фиксировать до приезда ремонтной бригады.

Также, согласно новому ГОСТу, вводится более понятная и логичная классификация комплексов: они теперь разделяются на стационарные, передвижные (камеры на треногах или крышах автомобилей) и мобильные (например, «парконы» для фиксации парковки).

При этом все камеры, установленные и введенные в эксплуатацию до принятия нового стандарта, будут работать до окончания сроков их эксплуатации. Это позволит избежать внезапных дополнительных затрат на замену оборудования. Но новые приборы должны будут соответствовать всем утвержденным требованиям.

Эксперты поддерживают новшества.

«Технические возможности средств фотовидеофиксации по контролю и профилактике ПДД активно расширяются, в связи с чем действительно появляется необходимость в развитии законодательства и регулирования,— отметили в ассоциации «Око», объединяющей операторов и производителей камер. – НЦ БДД МВД России и технический комитет проделали большую работу при подготовке проекта нового ГОСТа. Документ получился сбалансированным, учитывающим современные реалии, уровень развития технологий и возможности современных средств фотовидеофиксации».

фотовидеофиксация, Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, «парконы», дорожные камеры, нарушения ПДД

Другие статьи в рубрике «Автоклуб»

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»



Последние новости

Все новости

Ростелеком