Ну оч-ч-Чень смешно!

Ольга Токмакова
"Говори громче, проедешь - будешь орать". "Хлопнешь дверью – будешь льготником". "Проходи, садись, пристегнись и заткнись". "Место для удара головой". "Говори громче, водитель глухой!"… Верю, что глухой и слепой, если речь идет об отношении к людям. Нас упрямо не хотят уважать. Нас не принимают всерьез. Мы, пассажиры, не вызываем уважения. Иначе как объяснить, что рука водителя маршрутки лепит в салоне эту гадость? Не так давно поразила одна из газет. Малоопытный, судя по качеству публикации, автор от души посмеялся над этими "шедеврами" и похвалил маршруточников: вот, мол, какое чувство юмора у наших водителей. Над кем смеемся? Над собой?

Опубликованный в нашей газете на днях отчет о "прямой линии", посвященной проблемам транспорта, вызвал множество читательских откликов. Что, впрочем, вполне объяснимо, если учесть, что городскими троллейбусами, автобусами и маршрутками пользуется ежедневно подавляющее большинство жителей краевого центра. Звонки в редакцию были исключительно негативного характера: все дружно ругали городской общественный транспорт. И это тоже можно было бы с натяжкой объяснить: чаще звонят, чтобы пожаловаться. Если всем доволен – чего звонить? В общем, при желании разумное объяснение можно найти всегда. Когда ищешь причину, а не способ решения проблемы.

Открою страшную тайну: главная проблема городского общественного транспорта – не только и не столько в отсутствии финансов, изношенности парка, отсутствии запчастей, дороговизне бензина, газа и электроэнергии. Главную проблему можно решить, не затратив ни копейки. Потому что она состоит в отсутствии такого подзабытого нами явления, как высокая культура обслуживания. Но если потребителя услуг сегодня не хотят уважать, нужно просто ЗАСТАВИТЬ это сделать тех, кто буквально живет за наш счет и при этом "плюет в колодец".

Нет, конечно, порой мы умеем, мы пользуемся. В элитный магазин, ресторан заходишь - к тебе подбегают. Почувствуют запах денег – оближут. Иной раз видишь, как официант или продавец-консультант с блаженной улыбкой выслушивает массу замечаний от притязательного клиента – ну прямо пять звезд! Проезд в транспорте – другие масштабы. Водитель смотрит на тебя, как олигарх на бедноту. Кто ты такой, если не ездишь на собственном лимузине? А ведь из этих несчастных восьми рублей и складывается зарплата маршруточника, причем зарплата по нынешним меркам весьма неплохая…

Еду в маршрутном такси с годовалым сыном. Водитель затягивается, дым идет в салон. На замечание реагирует весело, сигарету тушит: "Что не предупредил, брат, что ты с ребенком, я бы не стал курить". Во-первых, я тебе не брат. Во-вторых, у тебя голова, чтобы думать. В-третьих, разве взрослые пассажиры должны дышать дымом, который ты выпускаешь из своих легких? Кури на стоянках, не можешь не курить - не лезь вообще в водители ОБЩЕСТВЕННОГО транспорта.

В другой раз вижу, как женщина с ребенком на руках сидит спиной к курящему водителю-маршруточнику. Пытаюсь достучаться до совести водилы, начинается перепалка. Получаю удар с неожиданной стороны: вы мне дочку разбудили! Салон молчит. Так и будем молчать? Когда мы наконец поймем, что Покупатель в диалоге с Продавцом – первый номер, а не наоборот? Они ведь, продавцы, первыми не уступят. И я не сгущаю краски. Да, у нас много порядочных, вежливых водителей, кондукторов. Особенно на троллейбусах. Много настоящих трудяг. Безусловно, работа на транспорте - сложная работа. Но никакие трудности хамства не оправдывают. А в троллейбусах водители тоже курят, даже не утруждая себя закрывать дверь в кабину.

Скажете: пассажиры разве не хамят? Еще как! Не буду платить, и все! Икнет и дышит перегаром. Такого не жалко вытолкать взашей. Но законопослушный горожанин, честно заплативший деньги за проезд, имеет право добраться до пункта назначения без грубости и хамства со стороны окружающих людей, в том числе водителя и кондуктора. Иметь эту очевидную гарантию должен каждый житель города Ставрополя. Общественный транспорт, в конце концов, и ЕГО транспорт тоже. Если водитель дымит сигаретой на пассажиров, если швыряет им назад медные деньги, если выталкивает из автобуса ветерана войны, если у него по салону развешаны оскорбительные "шутки" - от такого водителя нужно просто избавиться. Есть такая возможность у наших транспортников? Есть – это специальная межведомственная комиссия.

Сколько водителей наказано в этом, прошлом году? Наша газета готова регулярно публиковать результаты работы комиссии и даже открыть для этого специальную рубрику. Заставить снять все наклейки, задевающие достоинство пассажиров, через неделю проверить и у тех, кто не снял, - отобрать право возить людей. Ну чего проще?

В идеале, работать нужно не за страх, а за совесть. Но если на совесть не получается, - тогда за страх. Часто можно услышать: ну что мы сделаем с недобросовестным водителем (продавцом, официантом, приемщиком стеклопосуды, чиновником)? Да вы дайте ему почувствовать реальную угрозу лишиться куска хлеба. Результат не заставит себя ждать.

Вадим БАКАНОВ.



Последние новости

Все новости

Объявление