Нужна ли России демократия?

Нужна ли России демократия?
12 декабря Россия отмечает День Конституции. В своё время она была признана одной из лучших в мире, всеми изучалась и цитировалась. В сегодняшнем «Спорном вопросе» журналисты Станислав Маслаков и Егор Иванов предлагают вспомнить не только о самом Основном Законе нашей страны, но и о тех принципах свободы и демократии, которые он утверждает. С 1993 года наша жизнь сильно изменилась, как и отношение к происходящему вокруг. Не самое ли время задуматься и решить для себя: какой мы хотим видеть завтрашнюю Россию? Будет это европейского образца демократия либо возродившаяся империя? Предлагаем читателям перечитать Конституцию и принять участие в нашей дискуссии.

Свобода, которой мы не хотим

В подобных разговорах самое бессмысленное – это жаловаться на происходящее вокруг. Мол, власти у нас плохие и свободу (слова, выборов и так далее) ущемляют. Никто ничего у нас насильно не забирает. Каждый говорит и думает, что хочет. Не на ТВ, так уж точно в интернете – тотальный плюрализм. Проблема в другом: русский человек сам изо всех сил старается избавиться от этой самой свободы. Замени нашу самую-демократичную-конституцию-в-мире на совокупность «Домостроя» и концепции «Православие, самодержавие, народность», так это, боюсь, стало бы самой успешной реформой в новейшей российской истории. Та ненависть, то пренебрежение, которое средний житель нашей страны испытывает к собственным правам, вот что повергает в ужас. Вот о том, как мы докатились до такой жизни и как нам всё-таки начать по капле выдавливать из себя раба, мне и хотелось бы порассуждать.

Вообще популярная мысль, что с демократией России никогда не везло, это всё же заблуждение. При желании можно вспомнить и древнерусских князей, которые назначались и смещались дружиной, и Новгородское вече и многовековую историю казачества. Причём каждый раз они были весьма успешными. Другой вопрос, что всё это были демократии достаточно локальные, местячковые. Потому, как только появлялась сила глобальная и жёсткая, она быстро подминала все эти демократии либо в лучшем случае встраивала их в свою вертикаль в качестве декоративных элементов.

Оно и неудивительно. Находясь на стыке Европы и Азии (впрочем, занимая по половине и той и другой) и как минимум четырёх цивилизаций, Россия на протяжении всей своей истории пытается определиться в выборе пути. Попытки строительства демократии европейского типа у нас закономерно приводят к анархии и тотальному беспределу на местах. Возмущённый народ отдаёт предпочтение азиатскому пути – и на некоторое время государство возрождается. Впрочем, потом страна устаёт от чрезмерно жёсткой власти, и всё скатывается к неопределённым «оттепелям» и «застоям».

Исторический провал «западников» и «азиатов» испокон веков взывает к появлению своего, собственно российского пути развития. Но ни один славянофил так и не смог внятно его сформулировать. Всё сводится к лапотничеству, лубочности, самоизоляции, когда слабость недототалитаризма сопровождается множеством свобод по недосмотру. Причём свобод совершенно деструктивных – где-то что-то украсть, устроить свои дела при помощи чиновника-коррупционера.

Но безвыходность положения, мне кажется, всё же иллюзорна. Живём мы не в средние века. Свобода выбора каждого ничем не ограничена кроме его желания. Да, пока мы, то есть каждый отдельно взятый житель, будем подстраиваться под систему, давать взятки, смотреть «Дом-2», слушать «Радио Ваня» и при этом говорить, что жизнь такова и ничего не переделаешь, – всё так и будет. Пока понятие «моё» - да и то с оговорками – будет заканчиваться порогом квартиры, а дальше – «общее», за которым не надо ухаживать (пусть государство заботится), которое можно лишь загаживать, бездумно эксплуатировать и понемногу разворовывать – жизнь не изменится.

Корень всех бед русского человека – в рабской психологии, а её суть – в безответственности. С этого и надо начинать. Решить для себя: я в ответе за своё жилище. Оно может быть небогатым, но я сделаю его уютным, чистым и достойным моей семьи. Я в ответе за своих детей. Пусть они не будут учиться в Кембридже, но они вырастут порядочными людьми. И ни на кого я не спихну эту ответственность – ни на школу, ни на улицу. Я несу всю полноту ответственности за свой город. Я не буду гадить где попало, ломать лавки, разбрасывать мусор, не сяду в разбитую «Газель» к хаму-маршрутчику и не дам на лапу подлецу чиновнику. Наоборот, я что-нибудь сделаю для этого города. Палисадник украшу, мусор уберу, качели на детской площадке починю…

Вы представляете, в каком бы городе мы жили, если бы каждый из нас так решил? Наберись у нас критическая масса ответственных за самих себя и происходящее вокруг людей – и порочный круг исторического недоразвития был бы прорван. Мы бы создали свою собственную, ни у кого не переписанную демократию. И наконец зажили бы по такой правильной Конституции.

Станислав Маслаков.

 

Особый путь

Современная мода - смотреть восторженным взглядом в западном направлении. Тамошний уровень жизни, демократия и свобода вызывают у нас неподдельный интерес, а то и восхищение. Но за ширмой благополучия мы теряем из виду другую сторону медали западного общества. Задумываясь о том, как им жить хорошо, люди забывают, скорее всего, просто не знают, во-первых, какой ценой все это было достигнуто, а во-вторых, какие мрачные перспективы сегодня у западной цивилизации.

На устах вращается фраза, что русские - многострадальный народ. Да, посмотрев в историю, мы едва ли найдем беззаботные моменты, когда всего было в достатке. Достаточно открыть учебник по истории, и мы увидим, что по своей сути жизнь русского народа - борьба за свое существование и будущее. При этом нам говорят, что мы, русские, дикари. Если наши предки были дикарями, как объяснить тот факт, что высшей честью для любого русского человека было, да и остается, отдать свою жизнь во имя спасения своего собрата по оружию, соплеменника. Говорят, что при царях людей считали за быдло, вешали, отправляли в ссылки, гноили в тюрьмах, в то время, как высоко развитая английская цивилизация пользовалась в решении проблем правосудия актом по названию Habeas Corpus. Но в то же время вплоть до XIX века существовало правило, по которому любой человек независимо от возраста за кражу предмета стоимостью в девять шиллингов мог угодить на виселицу. Почитайте Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Мы хаем свое, думаем, что где-то живется гораздо лучше. Но вот яркий пример того, что высокоразвитый на то время западноевропейский строй творил со своим народом. В современной и высокоразвитой стране, такой как США, казни заключенных транслируют по телевидению. Наверное, мы хотим себе такую же свободу. Хотим, чтобы по Красной площади прошествовали ребята нетрадиционной ориентации с высоко поднятыми лицами, на которых написано: мы, русские, извращенцы, новое поколение дегенератов. И они будут считать, что это и есть истинная свобода – демократия.

Мы привыкли говорить, что наша страна всегда не считалась со своим народом. И да, и нет одновременно. В истории не существует сослагательного наклонения, все же представим себе, что наш народ жил, не зная бед, страданий, потерь, не имел лишений, не терпел нужды. Кем мы были бы тогда? Мы бы просто ожирели и сожрали себя сами. Яркий тому пример Римская империя. Сытый и довольный народ жаждал хлеба и зрелищ. Итог известен, империя пала. И, наоборот, мы, русские, «бедные и забитые», «прозябающие» при царе, сумели создать самую могучую страну на планете. А нам упорно твердят, что русские грязные варвары, для которых Сибирь это роскошь. Мы пока не варвары, но можем ими стать.

С самого начала монархический строй был основой, на которой функционировал весь механизм государства. Затем пришли большевики, которые, подобрав никому не нужную власть, взяли бразды правления в свои руки. Все ждали перемен, лучшего. Теперь все будут равны, кричали с трибун. Но в природе нет равенства, и каким бы строй ни был, будут нищие и богатые, праведники и грешники, так устроена жизнь. На территории страны «воцарилась» советская власть, принесшая тоталитарную машину, коллективизацию и прочие прелести советского социализма. Просуществовав семьдесят пять лет, СССР погиб из-за того, что идейных не стало, к власти пришли ухари, смотрящие в свой глубокий пустой карман, и по большому счету им было наплевать, что происходит со страной.

Россия обновилась. Новый политический строй, новая Конституция. Бардак девяностых и эхо в начале двадцать первого века. А русский народ, все так же хочет спокойной размеренной жизни. Вы скажете, что быть русским это проклятье, нет — это честь! У нас есть Конституция, она основа нашего государственного строя. Но сама по себе Конституция лишь правовой документ, без нации он пустой звук. От нас зависит, как мы будем жить в будущем. Не нужно засматриваться, открыв рот, на вымирающую западную цивилизацию. У России свой путь. И куда эта дорожка выведет, зависит от нас.

Егор Иванов.



Последние новости

Все новости

Объявление