О перспективах новейших технологий на Восточном экономическом форуме

Владислав Секачев

В частности, в России планируют производство самолета SuperJet в стиле Aurus.

Восточный экономический форум – это не только обсуждение социально-экономического развития Дальнего Востока, но и презентация технологических достижений российской промышленности. Одно из таких – представленный здесь премиальный автомобиль Aurus, работающий на водороде. О самолетах на электрических и водородных двигателях, коллаборации Aurus и SSJ-100 и разработке отечественных вакцин в рамках ВЭФ-2021 рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

На этом форуме его участники увидели Aurus на водородном двигателе. В каком ещё направлении планируете развивать бренд?

– Что касается использования бренда Aurus, я думаю, что по мере его развития и узнаваемости мы продолжим коллаборации. Первую мы начали с «Вертолетами России, – подчеркнул Денис Мантуров. – Это было продемонстрировано еще в 2019 году: модификация вертолета «Ансат» есть в варианте Aurus. Я думаю, что не за горами решение SSJ-100 в коллаборации с Aurus. И у нас широкая линейка Aurus – это седан, стандартный, удлиненный и лимузин, это минивэн, и вот сейчас мы работаем над завершением сертификации внедорожника. Уже в следующем году мы запустим его серийное производство, также как и по седанам в Алабуге.

Из-за переноса Московского автосалона внедорожник Aurus так и не был представлен. Министр рассказал, что это будет сделано весной.

Также Денис Мантуров прокомментировал то, что в России и в мире продолжается дефицит электронных компонентов, что создает трудности для автопроизводителей: «Я думаю, что текущий год точно будет связан с такими перебоями. Боюсь, что в следующем году мы можем быть свидетелями периодических сбоев поставки. А в 2023 году, во-первых, мы сами должны выйти на объёмы собственного производства, и наладится ситуация по зарубежным поставкам, вернется производственный цикл, который был нарушен в пандемию.

Денис Мантуров в своё время анонсировал, что в перспективе министерство промышленности и торговли планирует расширить программу льготного автокредитования. Среди категорий потребителей, которые могут быть включены в неё дополнительно, в следующем году рассматриваются учителя.

На Международном авиационно-космическом салоне с Президентом России обсуждался вопрос создания самолетов на электро- и водородном двигателях. Уже прорабатывается «Байкал» на электродвигателе, а о том, какой самолет может получить водородный, поведал министр: «Во-первых, в рамках наших научно-исследовательских работ Центральный институт авиационного моторостроения отрабатывает на лётной лаборатории ЯК-40. Собственно, он был представлен как раз на МАКСе — решения по электрическому двигателю, но с охлаждением электрической системы водородом, это первый этап. Второй этап — будет уже использование водорода как топливных элементов для того, чтобы обеспечивать энергетикой электрические самолеты. Если мы говорим про водородный автомобиль, или про водородный самолет — источником для получения электричества является водород, водородные элементы, а движение — это электрические двигатели. Поэтому сначала нужно отработать до конца конструкцию с электрическими двигателями, а затем уже или параллельно двигаться с точки зрения использования водорода. Это такая длинная программа, которая должна дать результат по технологии, которую можно будет потом использовать в опытно-конструкторской работе, которая должна привести к разработке уже летательных аппаратов на электрических двигателях на водородных элементах».

Министр отметил, что на данный момент есть компании, которые заинтересованы в заключении специальных инвестиционных контрактов на производство водородных топливных элементов. Пока их не стоит называть, они должны озвучить это сами, а уже по результатам проведенного конкурса о них все и узнают. Возможно, это случится уже осенью текущего года.

Прокомментировал министр и срок, в который самолёт «Байкал» сможет подняться в воздух на электрическом двигателе: «Как экспериментальное судно подняться в воздух, я думаю, что он сможет в 2024 году. А о серийном производстве можно будет говорить после 2026-2027 года. На «Байкале» впервые в мире, как спасательное средство будет использован парашют, именно на таком размере. Есть легкие летательные аппараты, где уже применяются такие решения, но «Технодинамика» вместе с Уральским заводом гражданской авиации разработали парашютную систему, которую будут устанавливать и, таким образом, обеспечивать 100-процетную безопасность этого самолета. Для чего это делается? Потому что при сегодняшних сертификационных правилах воздушное судно такого размера с одним двигателем может перевозить только девять пассажиров, мы сможем там разместить абсолютно спокойно четырнадцать. Это будет коммерчески более эффективный самолет, но нам потребуется внести изменение в летные сертификационные правила, поэтому будем убеждать наших коллег из министерства транспорта и Росавиации».

– Это абсолютно не зависит от иностранных заказчиков, – ответил Денис Мантуров на вопрос о том, хватит ли у министерства промышленности и торговли и «Ростеха» средств, чтобы самостоятельно завершить реализацию проекта Checkmate, – Более того, у нас бюджет под проект полностью сверстан, как с участием программ минпромторга, так и внебюджетных средств «Ростеха» и Объединённой авиастроительной корпорации. Что касается иностранного участия — это не исключается. Для того, чтобы иметь более широкую линейку — потому что мы в основу закладываем одноместный самолет, а иностранные коллеги часто просят двухместное решение, например, в двухместную версию мы можем привлечь наших иностранных партнеров. Хотя, еще раз, мы можем это сделать сами — вопрос актуальности. Мы должны смотреть на рынок, в том числе на зарубежный, но не забывать о том, что у нас есть основной заказчик, который обязательно просматривает эту машину как один из легких истребителей, чтобы в каких-то войсковых частях поставить именно в такой версии. Но, еще раз, это в процессе принятия решения.

Кроме того, министр Денис Мантуров затронул вопрос производства в России совмещенной вакцины против гриппа и коронавируса. Первые результаты в этом направлении можно будет увидеть уже до конца текущего года. Дальше будут продолжены клинические испытания, чтобы запустить продукт в серию.

Также глава минпромторга рассказал о том, что с компаниями Enel и «Ренова» обсуждается с  производство солнечных батарей в России: «Коллеги общаются, находятся в процессе, так быстро проекты не начинаются. Тем более, что Enel является одним из крупных игроков и на российском рынке по альтернативной энергетике, в частности, по солнечным батареям, и «Ренова» является крупным производителем данной продукции. Надеюсь, что, по крайней мере, те солнечные парки, которые будет развивать Enel в России, будут использовать наши батареи «Хевел».

Читайте также: Генетические технологии будут развиваться

 

 

Россия, Восточный экономический форум, новые технологии, развитие

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление