Оберег на вдохновение

Ольга Метёлкина
Ольга Васильевна Черничкина и её куклы, куклы, рукоделие
Александр ГололобовОльга Васильевна Черничкина и её куклы

В Ставрополе эту мастерицу знают очень многие. Наверняка и вы обращали внимание на её работы: редкая выставка декоративно-прикладного искусства или славянское подворье на городских и краевых праздниках обходится без её радующих глаз лоскутных панно и народных кукол-оберегов. Ольга Васильевна Черничкина обладает сказочным талантом, её работы не только притягивают взгляд своей насыщенной цветовой палитрой и совершенством исполнения, но к тому же обладают какой-то непостижимой позитивной аурой…

А ведь всё могло сложиться иначе. Есть такая поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Ольга Васильевна по образованию – инженер-проектировщик, до начала «лихих» 90-х трудилась по специальности в проектном институте. В то время, когда на предприятиях месяцами не платили зарплату, многим пришлось кардинально менять жизнь. Тогда-то Ольге Черничкиной пригодились рукодельные навыки. Ей всегда нравилось шить и вышивать. А умение ладить с детьми, учить их тому, что сама умела, привело во Дворец детского творчества. Говорят же, от судьбы не уйдёшь. Так и получилось. В 1994 году Ольга Васильевна попала на учёбу в Суздаль, куда по приглашению российской стороны приехали американские мастера, работающие в технике «пэчворк». Мастер-классы заморских специалистов дали импульс для её дальнейшего творческого развития. Ольга Васильевна усовершенствовала американскую технологию за счет особенностей нашего исконного лоскутного шитья и со временем довела своё мастерство до совершенства. Похоже, проявились не только врожденное чувство цвета и наработанные в проектном институте инженерные навыки, но и необыкновенная потребность в творчестве. Сегодня Ольга Черничкина – член Союза дизайнеров России, лауреат премии губернатора Ставропольского края, участница множества выставок и фестивалей.

Куклы Ольги Васильевны Черничкиной, куклы
Александр ГололобовКуклы Ольги Васильевны Черничкиной

Мастерская Ольги Васильевны похожа на сундучок с чудесами: маленькая, уютная и повсюду сюрпризы, которые можно подолгу рассматривать. Здесь же куклы, созданные мастерицей. В понимании современных детей, они, наверное, какие-то «неправильные»: на лицах нет ни глаз, ни рта, ни носа, а если изучить внимательнее, то выяснится, что сделаны они без применения иголки – всё у них на завязочках. Это ж вам не куклы-вуду, а совсем наоборот – добрые обереги: если не колоты булавками, то не испытывали боли, а значит, должны и свою владелицу защищать от страданий. Глаз нет? Стало быть, не сглазит. Рта нет? Не оговорит. Есть чему удивляться – такими куклы были на Руси ещё в дохристианские времена, и большинство из них являлись оберегами! Столько веков прошло, а традиции живы.

Ольга Васильевна признаётся, что много лет не могла решиться на создание своих кукол. Было какое-то опасение. Ещё в 90-е годы посещала мастер-классы, собирала подходящие лоскутки (для обереговых кукол не любая ткань подойдёт). И только четыре года назад решилась попробовать.

– Вот моя любимая кукла, называется Девка-Баба, – мастерица показывает чудесное создание высотой сантиметров пятнадцать: нарядная девица-красавица, яркие ленты в косе. Стоит её перевернуть и расправить юбку, и получается милая тётенька, другими словами – баба: повойник на голове, сверху аккуратно повязан платок, одежда уже совсем не девичья, а на руках крохотный младенец.

– Впервые я увидела такую куклу в Петербурге на выставке, и так захотелось её сделать, – рассказывает Ольга Васильевна. – Девка-Баба символизирует непрерывность жизни. Люди, которые брали её у меня, говорили, что такая кукла срабатывает на замужество и беременность. Я вложила в неё обереговые свойства, а люди вкладывают своё конкретное пожелание.

Ольга Черничкина создает свою Девку-Бабу по традиционным канонам: в наряде молодой девушки использует яркие ткани и ленты, одежда у взрослой женщины более темных тонов, да и «грудь» побольше. Считалось, что каждый образ куклы-перевёртыша выполняет собственную функцию. Когда она «баба», то помогает в домашних делах и оберегает семью. У «девки» свои задачи, она привносит в дом жизненную энергию. Устанет хозяйка, повернёт куклу в «девичью» сторону, и сразу сил прибавится. Так говорят.

Есть у мастерицы и другие чудесные творения. Например, очень популярная в былые времена кукла Желанница. Такая была у каждой деревенской девушки. Показывать её никому не следовало. Надо было загадать желание, пришить на платье куклы красивую бусинку, а затем поднести к её личику зеркальце со словами: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». После этого куклу прятали в укромное место, чтобы никто не увидел. Желание должно было непременно исполниться.

Всё это, конечно, больше всего подходит романтическим натурам. Но вот славянская кукла Кубышка-Травница – персонаж довольно утилитарный. Юбку такой куколки наполняли душистыми лекарственными травами, которые должны были отгонять болезни от домочадцев. На собственном опыте убедилась в действенности аналогичного оберега. В моём случае это был просто мешочек с валериановыми корешками, который я привязывала к кроватке маленького сына, и тот прекрасно спал.

В наше время довольно популярны конкретные обереговые куклы. К примеру, когда Ольга Черничкина выходит на выставки и ярмарки со своими работами, у неё часто спрашивают так называемую куклу «На удачное замужество». У такой куколки длинная шея и семь ярких воротничков – девушка загадывала на каждый из них то качество, которое хотела видеть в будущем супруге. Длинная шея, вероятно, иллюстрировала известную поговорку: «Муж голова, а жена – шея, куда нужно, туда и повернёт». По преданию, такой кукле следовало рассказать, какого жениха надо, и та помогала хозяйке найти его, «приводя» в дом будущего мужа. А вот после свадьбы молодухе впору было заводить куклу Десятиручку, чтобы та помогала ей справляться со всеми домашними делами. Есть и такая.

К трогательным семейным оберегам относится кукла Неразлучники. У Ольги Васильевны она висит в мастерской. На первый взгляд, это взявшиеся за руки муж и жена. На самом деле рука у них одна. Она сделана из скрученного лоскутка или палочки и символизирует неразрывность брачной связи. Это должно означать, что муж с женой будут неразлучно, рука об руку, идти по жизни. Такую куклу и теперь дарят на свадьбу молодоженам. А когда у них появляются дети, то к куклам-родителям присоединяют кукол-деток.

Ольга Васильевна показала и другие свои работы. И ведь что удивительно: глаз у кукол нет, а выражение лица есть – у каждой своё и всегда позитивное. Наверное, потому что созданы они с добрым сердцем и светлыми мыслями. Ольга Васильевна рассказывает, что садится за работу только с положительными эмоциями, если нет настроения – лучше не браться. Куклу, которая теперь живёт у меня, она тоже наделила своим добрым отношением к окружающему миру. Удивительное создание со светлым личиком и птицами на ладонях – это обереговая кукла Параскева-Пятница. Наши предки почитали её как берегиню женских ремёсел, а стало быть, и творчества тоже. Теперь не скажешь, что наступил творческий кризис, – у меня же помощница появилась…

По традиции, в День рождения Ставрополя ставропольские мастера и умельцы покажут свои произведения в Городе мастеров. Среди них я обязательно разыщу Ольгу Черничкину, чтобы еще раз посмотреть на её необыкновенных кукол и от этого стать немного счастливее.

славяне, люди, рукоделие, куклы

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление