Образование: константа перемен

Лариса Ракитянская

«Вечёрка» делает попытку обзора новаций, предстоящих в 2016-2017 году в школьном образовании.

«Веёрка» делает попытку обзора новаций, предстоящих в 2016-2017 году в школьном образовании.
«Веёрка» делает попытку обзора новаций, предстоящих в 2016-2017 году в школьном образовании.

Мало кто не знает изречения Конфуция «чтоб ты жил в эпоху перемен!». А все потому, что российское общество уж больше 20 лет сотрясают разного рода реформы. Пожалуй, нет ни одной сферы деятельности, которая может похвастаться хотя бы малой толикой стабильности.

Не миновала чаша сия и образование. Здесь новшества появляются на свет с завидной регулярностью. К одним общество привыкает долго и болезненно (как к ЕГЭ), другие – менее заметны и существенны.

Сегодня «Вечерка» делает попытку обзора новаций, предстоящих в 2016-2017 году в школьном образовании.

Воспитательный вектор «назад в будущее»

Понятие патриотизма как идеологии стало возвращаться в сферу философии, истории, политологии примерно с 2003 года. А два года назад мы, вслед за Президентом РФ, заговорили о патриотизме шире – как о национальной идее, как о векторе и стартовой точке развития страны. И к сегодняшнему дню патриотизм становится – ни больше ни меньше – обязанностью школы.

Этот факт подтверждается и в нашем городе: темой недавнего августовского педсовета стало «Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования города Ставрополя: вызовы времени, новые подходы».

Такой подход общество, кажется, поддерживает. Во всяком случае, по данным недавнего опроса «Левада-центра», почти 90 процентов россиян высказались за необходимость духовно-нравственного воспитания детей, которое и подразумевает реализацию главной задачи образования – растить патриотов страны.

Опыт советской школы показал успешность этой идеи. Но те, кто оканчивал школу в 70-е годы прошлого века, хорошо помнят, что не только на уроках истории и литературы говорили о любви к Родине, о подвиге народа. Тогда в школе был и курс начальной военной подготовки (НВП).

Тот же опрос «Левада-центра» показал, что свыше двух третей жителей страны считают: начальная военная подготовка также должна быть возвращена в школу.

Однако новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила: возвращать НВП в школу нет необходимости. Она считает, что «...те навыки, которые были у нас на этом предмете, успешно есть на предмете ОБЖ».

Желание общества возвратиться к традициям советской школы в части «предметной» составляющей тоже подтвердил опрос социологов: 70 процентов опрошенных уверены, что преподаванию русского языка в школе следует уделить наибольшее внимание. На втором месте среди наиболее важных предметов стоит математика (53 процента), третья строчка – у истории (33). В пятерку лидеров также вошли литература (32) и иностранные языки (27 процентов опрошенных). Меньшего внимания требует национальный язык и литература, половое воспитание, искусство, а также религия и светская этика.

Опрос проведен в конце по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны.

А вот финграмоте надо учить

В начале сентября Банк России и Министерство образования и науки РФ подписали Соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности школьников. Оно предполагает популяризацию образовательных программ среди педагогов, олимпиады и иные тематические соревнования для учащихся. Правда, образовательная программа основного и среднего общего образования уже содержит модули по основам финансовой грамотности. Но по решению школьной администрации курс может преподаваться в рамках обязательных предметов «Обществознание» и «Экономика» – по выбору учащихся.

А еще в содержании учебников обществознания для 7, 8, 11-х классов планируется актуализировать информацию о личном финансовом планировании, расходах и доходах семьи, разъяснения, как функционирует финансовый рынок, какие бывают банки, что такое депозит, кредит, его полная стоимость и переплата, в чем преимущества мобильного банкинга, как пользоваться банковской картой и как при этом защититься от мошенничества, как правильно рассчитать налоги и как позаботиться о своей будущей пенсии, как застраховать риски, что такое инфляция и многие другие моменты. Уже в 2017 году появятся учебники обществознания, в которых материал будет систематизирован и облечен в понятную для ребенка форму, сообщает «Учительская газета».

А вот в нашем городе такого рода программы уже есть. Напомним, что еще на втором (городском) этапе конкурса «Учитель года России – 2016» молодой педагог А. А. Архакова (учитель математики из 22-й школы) представила свой проект внеурочной деятельности «Серия практико-ориентированных занятий по формированию финансово-экономической грамотности в условиях современного информационного пространства». Она поставила себе цель научить школьников грамотно владеть денежными ресурсами. В содержание внеурочных занятий учитель включила рассказ о банковских продуктах, о том, как не попасть в «кредитную яму». А еще темы – «Секреты составляющих заработной платы», «ЖКХ. За что и кому платим?», «Startup» – технологии организации своего дела».

В первый класс – по возрасту

Есть еще одно новшество, которое проявит себя в 2017 году: Минобрнауки РФ изменит сроки подачи заявлений на прием детей в 1-й класс, а также установит возрастные ограничения. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже размещен соответствующий документ.

Родителям будущих первоклассников надо знать, что прием заявлений в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории, будет проходить с 1 февраля по 24 апреля. В этом году заявления принимались до 30 июня. Для граждан, чьи дети не проживают на закрепленной территории, при наличии свободных мест прием будет начинаться 25 апреля и заканчиваться 5 сентября.

Законопроектом также уточняется возраст детей, которых берут в первый класс, – начиная с 6,5 и не позднее 8 лет.

Этап общественного обсуждения документа на портале проектов нормативных правовых актов завершается 28 сентября, сообщает «Учительская газета».

Все о звездах и... ЕГЭ

Астрономия как отдельный предмет вернется в школьную программу. Об этом заявила на недавней пресс-конференции министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Напомним: астрономия из базисного плана школьной программы ушла в 1991 году, однако остались астрономические кружки, а многие школы включают раздел астрономии в рамках уроков по физике.

Что же касается новшеств в сфере ЕГЭ, то министр образования и науки РФ отмечает: во многих европейских странах экзамен проходил длительную апробацию, а у нас фактически за какое-то десятилетие он «прижился». А коли так, то и «мы будем идти по пути ЕГЭ», сказала О. Васильева. И при этом подчеркнула: предела совершенству быть не может, но и каких-то кардинальных изменений не предвидится – будет отшлифовываться то, что уже есть: в частности, сокращение тестовой части.

Завершая обзор, можно сказать: российская школа, как и общество, продолжает жить в режиме «константы перемен» – то есть реформы были, есть и будут. И это нормально, потому что как раз школа – организм живой, а главное – молодой и бойкий. Он и сам новинок просит, стремится к ним. А уж жизнь расставляет все по своим местам, следуя в потоке времени то «назад в будущее», то вперед – в завтра.

ЕГЭ, школа, Васильева, реформа образования

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление