Образовательный форум: неформально о…неформальном

Лариса Ракитянская

В Ставрополе продолжаются мероприятия в рамках Студенческой весны стран БРИКС и ШОС

Два дня – 5 и 6 июня – студенты и преподаватели разных стран содружества участвуют в образовательном форуме. Второй день (рассказ о первом дне читайте здесь) посвящен презентации разных международных практик в образовании. По теме его качества выступили представители России, Армении и Китая. А второй темой стало неформальное образование. В этой секции выступили участники от Беларуси, ЮАР, Пакистана, Таджикистана и других стран.

 

Когда не нужен синхронный переводчик

Только успевай конспектировать!
Только успевай конспектировать!

На образовательном форуме основной язык общения – русский. Но каждый участник имеет такое устройство – синхронный переводчик, который можно настроить на нужный язык, чтобы услышать и понять любое выступление. А если учесть, что сама атмосфера образовательного форума – доброжелательная, естественная, в чем-то привычная молодым людям, то остается только удивляться, как многие из них обходятся без электронного «толмача». Правда, почти каждый доклад или сообщение сопровождается слайд-презентацией, и картинка на большом экране помогает слушать и слышать коллег.

Вот пример: 6 июня в большой аудитории «звездочка» в СтГМУ говорили о неформальном образовании. Тема не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Но собравшиеся слушали заинтересованно и внимательно: дотошные китайцы даже что-то успевали конспектировать в блокноты – обычные и электронные. А кто-то спешно открывал записные книжки в телефонах, планшеты и ноутбуки…

 

«Доброе сердце»: научись не плакать!

Доклад по теме «Волонтерская работа как одна из форм неформального образования» представила Анжелика Решенок из Беларуси, магистр ГГУ им. Ф. Скорины (г. Гомель). Девушка - лучший в республике координатор волонтерского движения. Она работает заведующей отделом информационно-аналитической и организационно-кадровой работы Гомельского областного комитета БРСМ (Союза молодежи). Инициированные ею многочисленные творческие проекты узнаваемы в области и республике, отмечены многочисленными грамотами и благодарностями. В молодежной организации она работает три года и возглавляет волонтерское движение «Доброе сердце». Анжелика рассказала, по каким направлениям работают волонтеры: в частности, она говорила о социальном волонтерстве, которое направлено на помощь малообеспеченным семьям, детям-сиротам, престарелым и, конечно же, ветеранам Великой Отечественной войны. Есть еще спортивное волонтерство, оно сейчас очень актуально. 21 апреля около 300 волонтеров из числа студентов приняли участие в организации экомарафона — международного легкоатлетического пробега в Гомеле.

Анжелика Решенок, завотделом информационно-аналитической и организационно-кадровой работы Гомельского областного комитета БРСМ рассказывает о волонтерских проектах.
Анжелика Решенок, завотделом информационно-аналитической и организационно-кадровой работы Гомельского областного комитета БРСМ, рассказывает о волонтерских проектах.

- А совсем скоро в II Европейских играх тоже будут задействованы и наши волонтеры, - рассказывала Анжелика. - Мы подали почти 80 заявок, а из них осталось только 20 ребят и девушек, которые будут работать у Ледового дворца в Гомеле. Еще 150 волонтеров с факультета иностранных языков университета имени Франциска Скорины отправятся в Минск на Игры.

Еще одно направление, по которому работают ребята, называется «Все краски жизни для тебя». Это тоже о детях – больных, инвалидах – о тех, кому нужна самая простая помощь: сделать массаж, поиграть, погулять, обеспечить какие-то гигиенические процедуры. В этой работе главное – научиться не плакать, убеждена Анжелика. На финальной стадии проекта таких детей выводят в общество – в кино,  парк, кафе.

- Если все прошло удачно, значит, мы хорошо подготовили ребят - именно это дает силы работать дальше, - поделилась Анжелика.

Кстати, проект «Все краски жизни для тебя» можно назвать визитной карточкой волонтерского движения БРСМ. Здесь акцент делают на работу по международному сотрудничеству. Сама Анжелика выезжает в Италию и Францию, общается с фондами, которые занимаются благотворительностью…

 

Неформальное образование: общение прежде всего!  

Выступает Исполнительный председатель национального агентства по развитию молодежи ЮАР господин Сифисо Мтсвени.
Выступает исполнительный председатель национального агентства по развитию молодежи ЮАР господин Сифисо Мтсвени.

Вот эту мысль и повторил не раз в своем выступлении исполнительный председатель национального агентства по развитию молодежи ЮАР, выступая с докладом «Роль образования в странах БРИКС», господин Сифисо Мтсвени. Говоря об опыте своей страны в этой области, он подчеркнул: у нас это получается, потому что удается строить коммуникации на самом разном уровне. И главные партнеры тут – Россия и Китай…

О роли международного сотрудничества в неформальном образовании говорил и представитель Пакистана. Вступив во все тот же неформальный диалог на английском языке с предыдущим оратором, он подчеркнул: расширение коммуникации, безусловно, важно для распространения образования среди бедных молодых людей в каждой из этих стран. А еще представитель Пакистана рассказал о таком аспекте неформального образования, как эмоции.

Внимательно слушаем и запоминаем!
Внимательно слушаем и запоминаем!

В этой стране существуют две системы образования: частная и государственная. Считается, что «частник» - это хорошо, поскольку он дает своим студентам грамотный преподавательский состав. Да и программа, которую они преподают, также является удовлетворительной. А реальная проблема государственного сектора – как раз отсутствие эффективного преподавательского состава. В государственном секторе также нет внеклассных мероприятий. Существует и контраст в стиле преподавания и поведении учителя: преподаватели более дружелюбны со своими студентами в частных институтах. Там студенты могут узнать больше с большим комфортом. Вот почему так важна для пакистанцев та самая «эмоциональная составляющая» образования…

Кстати, чтобы подчеркнуть свою приверженность к неформальному и эмоциональному образованию, в начале своего выступления представитель Пакистана попросил всех встать и поднять руки, помахать ими, чтобы сбросить усталость…

 

Неформальное образование – это наставничество!

В Таджикском техническом университете им. академика М. С. Осими успешно проводится идеологическая, воспитательная и культурно-массовая работа, которая играет важную роль в формировании разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности будущего инженера. И представитель этого вуза как раз говорил об интересной и практически важной составляющей неформального образования – о наставничестве. Здесь интересуются и сами себе отвечают на вопросы: почему один руководитель более эффективно справляется с заданием, чем другой; почему руководителю так важно быть наставником; какими инструментами пользуется наставник и как построить на производстве партнерские и ответственные отношения. И успех этой работы  в том, что в тандеме «ученик – наставник» обсуждают поведение, а не личность, причем – через беседы с глазу на глаз, через рассказы о своей собственной истории становления в профессии. Интересно, что в Таджикском техническом университете им. академика М. С. Осими пристально изучают опыт Германии и СССР в области наставничества…

 

Качество образования – другая площадка образовательного форума

Эта тема важна потому, что в каждой из стран есть своя система оценки результатов обучения – повсюду разрабатываются и внедряются собственные проекты по подготовке и работе студенческих экспертов. Это вполне объяснимо: сегодня именно студент формирует запрос на знания, приходя в вуз. Он понимает, чего ему не хватает в образовательных программах, какие из них перегружены или,  наоборот, недостаточно загружены. В России обучено 85 студенческих экспертов по оценке качества образования в вузах.

На форуме китайский представитель, к примеру, как раз и говорил о «заказе» молодежи на современные формы обучения в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — смарт-аудитории, приложения с доступом к занятиям в любое удобное для него время, применение QR-кодов на занятиях.

Как итог форума можно назвать такой факт: многие иностранные спикеры озвучили в числе самых приоритетных задач обмен образовательными программами и проектами, повышение доступа студентов к качественному образованию.

Фото автора.

образовательный форум, Студенческая весна стран БРИКС и ШОС, молодежь

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление