Общество русской культуры за сохранение русского языка

Лариса Ракитянская

В минувший вторник по инициативе Ставропольской краевой общественной организации «Общество русской культуры» (ОРК) в Ставрополе прошел круглый стол на тему «Сохраним русский язык».

Серьезный разговор о русском языке инициировало краевое Общество русской культуры (ОРК).
Серьезный разговор о русском языке инициировало краевое Общество русской культуры (ОРК).

Разговор шел о том, как изучаются русский язык и литература в школе, об истории нашего языка и письменности и о том, что нужно делать для улучшения ситуации с русским языком и литературой. К непростому разговору на весьма «заезженную» тему пригласили ученых и практиков, общественников, школьных учителей и педагогов-ветеранов, деятелей культуры и искусства. Открывая заседание круглого стола, руководитель Ставропольской краевой общественной организации «Общество русской культуры» Иван Должиков заявил: мы не будем говорить о спецоперации на Украине, не будем критиковать власть, мы будем говорить лишь о заявленной теме – «Сохраним русский язык».

 

Он один нам поддержка и опора...

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения СГПИ Александр Фокин начал свое выступление с того, что сообщил присутствующим: спорам о сохранении русского языка больше двух сотен лет, и о противостоянии «иностранщине» говорили до революции, после революции, в советские годы. Говорят и сейчас. Профессор привел пример того, как со временем менялось восприятие словосочетания «хорошо жить» – стоит вспомнить и нам об этом...

Так что тема круглого стола оказалась действительно горячей. Но на уровень серьезной научной дискуссии она явно «не потянула».

Почему я настаиваю на такой оценке прошедшего круглого стола? Потому что нет смысла в очередной раз констатировать, что «все пропало». Как нет смысла повторять расхожее мнение, что ЕГЭ по русскому языку «убивает» в детях желание изучать родную речь как культурный феномен.

На это обратила внимание Людмила Бронская, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Гуманитарного института СКФУ. И все же она в своем выступлении подчеркнула, что русская литература – транслятор нашей ментальности, а в школе уроков литературы действительно стало меньше. В результате наши дети не реализуют себя как читатели родной литературы – они ограничены рамками подготовки к ЕГЭ. Тем не менее Л. И. Бронская отметила и положительный результат работы над содержанием Единого госэкзамена: в 2014-2015 учебном году впервые допуском к ГИА по русскому языку стало итоговое (декабрьское) сочинение.

Должна заметить: мне показалось, что такая позитивная оценка вызвала у некоторых присутствующих удивление – люди впервые об этом узнали!

А вот филологи и школьные учителя, работая по Федеральным государственным образовательным стандартам, точно знают, что уже в 9-м классе школьники невольно задумываются о сохранении русского языка. Им, к примеру, предлагается (в содержании ОГЭ, задание 9.3) написать сочинение-рассуждение по тексту кандидата филологических наук И. Б. Левонтиной, в котором как раз речь и идет о сохранении русского языка, об извечном споре, связанном с заимствованиями. Автор словно примиряет желающих повоевать с «иностранщиной» и пишет: «То, что язык оказывается переменчивым и пугающе незнакомым, люди нередко воспринимают как утрату последнего прибежища и окончательный крах.

Между тем оснований для таких панических настроений, в общем-то, нет. Язык – организм очень живой и живучий. Он чрезвычайно чувствителен и восприимчив, но ему не так-то просто что-нибудь навязать. Если новое слово или новое значение слова прижилось, значит, это зачем-то языку нужно: в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого недостает словесной оболочки. А если нет потребности в такой оболочке – как новое слово ни насаждай, язык его либо отторгнет, либо переосмыслит и вложит в него то содержание, которое ему нужно».

К сожалению, на круглом столе такие мысли не прозвучали.

 

Кружки языковые и литературные

Галина Облогина, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель-словесник школы № 28, говорила о преимуществах ЕГЭ по русскому языку: она убеждена, что экзамен дает возможность выпускникам поступать в различные вузы страны, и в этом его плюс. Кроме того, учитель сочла необходимым подчеркнуть: школьники все же читают русскую литературу, и она интересна детям.

Перед началом заседания круглого стола всем присутствующим раздали проект его резолюции, где было написано, что участники «считают необходимым министерству образования принять меры по организации кружков и факультативов по русскому языку и литературе и доплате по ним учителям». Г. А. Облогина рассказала, что в 28-й школе она сама ведет для учащихся 7-11-х классов «Литературно-музыкальную гостиную», причем делает это бесплатно, по собственной инициативе, и считает такую работу необходимой воспитательной составляющей учебного процесса. Вообще же сейчас в школе огромное количество самых разных конкурсов, в которых «языковая составляющая» – один из важнейших критериев состязаний. Пример тому – только что закончившийся в нашем крае конкурс чтецов «Живая классика», в котором школьники принимали активное участие и приносили своим школам и себе победы. Похоже, и этот факт стал открытием для некоторых участников круглого стола.

 

Уроки русского

Круглый стол «Сохраним русский язык» продлился более двух часов. Вряд ли он что-то прибавил к содержанию самого призыва в заявленной теме обсуждения. Хотя некую «научно-общественную» дискуссию организаторы, по-видимому, предполагали. Не в обиду будь сказано, многие выступающие «распылились мыслию по древу». Впрочем, звучали в зале Греческой школы и пламенные речи, и даже стихи. Не обошлось и без конспирологических трактовок тех или иных фактов...

Думается, Ставропольская краевая общественная организация «Общество русской культуры» (ОРК) провела для нас еще один Урок русского, понимая: наступило время от слов к делу переходить.

Фото автора.

ОРК, сохранение русского языка, школа, круглый стол, Образование, краевое Общество русской культуры

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление