Обязательный ассортимент для аптек

Лариса Денежная

Обязательный  ассортимент  для аптек
В сентябре Минздравсоцразвития России утвердил минимальный ассортимент лекарств, которые должны быть в каждой аптеке. Этот список сократился в два с половиной раза. Первые комментарии в СМИ вышли с заголовками типа «Дешевые лекарства заменят на дорогие». Некоторые усмотрели в новом перечне лоббирование препаратов конкретных производителей.
Не оскудеют ли аптечные прилавки? Насколько доступны будут лекарства для людей? На эти и другие вопросы отвечает заместитель министра здравоохранения края Ольга Дроздецкая.

Ольга Алексеевна, давайте разложим все по полочкам. Сначала – по поводу списка «обязательных» лекарств, который сократился в два с половиной раза. Не слишком ли переусердствовали чиновники, облегчив жизнь аптекам?
— Хочу сразу пояснить, что минимальный ассортимент для аптек пересматривается раз в пять лет. Последний был утвержден в 2005 году. Он состоял из 149 препаратов, которые представляли более двадцати лекарственных групп. Перечень был очень громоздкий. Около половины препаратов в нем — стационарного применения, для инъекций. Они не пользовались популярностью у населения. Но аптечные учреждения обязаны были их иметь. Некоторые препараты лежали на полках длительное время невостребованными. После истечения срока годности их приходилось утилизировать – то есть уничтожать. Но аптеки вынуждены были держать неходовой для них товар под угрозой штрафов.
Сейчас в перечень попали 63 международных непатентованных наименования (МНН) лекарств, это около 300 торговых наименований, с учетом разных форм. 50 наименований из них относятся к жизненно важным лекарственным средствам, в том числе 45 препаратов входят в льготный перечень.
Проект этого минимального ассортимента был размещен на сайте Минздравсоцразвития для обсуждения. Мы тоже принимали в нем участие. Направили свои предложения, в частности, по исключению из списка инъекционных лекарственных средств, которые используются в стационаре. Кроме того – наркотических препаратов, требующих особых условий хранения. Маленькие аптеки и аптечные пункты просто не могли выполнить это требование и платили штрафы во время проверок. Новый перечень устранил для аптечных учреждений много барьеров.
Из списка ассортиментного минимума также убрали устаревшие и малоэффективные лекарства. Правда, некоторые, к которым люди привыкли, оставили. Это касается того же
корвалола.
— Как насчет обвинения о «дороговизне» списка и «вымывании» из аптек дешевых лекарств?
— Я не согласна с теми, кто утверждает, будто в перечне присутствуют дорогие препараты. Перечень состоит из препаратов по международным непатентованным наименованиям. Например, сегодня на рынке представлен амоксициллин, который выпускают порядка 12 производителей, причем в разных формах – и в капсулах, и в таблетках, и в порошках. И цены разные.
С одной стороны, конечно, аптекам действительно невыгодна реализация дешевых препаратов. Но у каждой аптеки есть свой контингент больных. И, чтобы привлечь к себе покупателей, фармучреждение будет вынуждено продавать дешевые лекарства.
Недавно, 13 — 14 октября, в Пятигорске совместно с ассоциацией российских фарм-производителей мы проводили форум «Здравоохранение и развитие фарминдустрии». Когда я выступала на пленарном заседании, то привела такую цифру: максимальным спросом у населения в нашем крае пользуются препараты ценового диапазона до 300 рублей. 60 процентов из них – отечественного производства. Это говорит о том, что у нас в крае нет тенденции к вымыванию дешевых лекарств.
Вообще, нынешний минимальный перечень реальный для исполнения. Есть вопросы по отдельным позициям.
— Давайте по «отдельным» и поговорим. Конкретно — об активированном угле. Аптечные работники недовольны тем, что список «прописал» его обязательную лекарственную форму — капсулы, которые по сравнению с упаковкой обычных таблеток дороже раз в 50. Мало того, как озвучила директор Аптечной гильдии Елена Неволина, его не отыскать на рынке ни у одного дистрибьютора. Препарат в капсулах выпускают только два производителя. Один – в России и один — в Испании.
— Я разделяю эту позицию. Капсулы активированного угля можно было не включать в этот перечень, поскольку для аптек такая форма действительно будет экономически невыгодна, особенно для сельских. То же самое касается препарата тамифлю, он же по МНН — осельтамивир. Его применяют в период эпидемии гриппа. В перечне тамифлю включен в нескольких формах выпуска, в том числе и сиропа, который, как показала практика, оказался мало востребованным у населения.
— Вот мы и подошли к «противогриппозным» препаратам, которые вызвали немало нареканий. Перечень ругают за то, что эта группа объемная. При этом два препарата – тамифлю и реленза — стоят дорого, около 1,4 – 1,7 тысячи рублей за упаковку. Их может купить не каждая аптека. К тому же они нужны только в период эпидемии.
— На наш взгляд, включение этих препаратов связано с прошлогодним опытом, когда фармацевтический рынок России оказался неготовым к эпидемии. Возникли проблемы с обеспеченностью лекарствами.
Наверное, таким образом минздрав пытается обязать все аптеки иметь достаточное количество противогриппозных лекарств разных спектров действия. Препараты от ОРВИ и гриппа, включенные в список, отличаются друг от друга. Ни одного нет одинакового. В зависимости от степени заболевания врач подбирает те или иные противовирусные препараты, они обычно назначаются в комплексе. Если взять тамифлю, то это – комбинированный препарат. Кроме противовирусного эффекта у него есть и иммуностимулирующий.
Реленза – более новый препарат по сравнению с арбидолом. И, хочу сказать, в прошлом году были проблемы с его приобретением. С введением в список ряда «противогриппозных» средств производители будут обязаны обеспечить их в необходимом объеме. В старом перечне эту группу представляли только ремантадин и арбидол. Сейчас — пять наименований. То есть список противовирусных расширен. У них разный ценовой диапазон. Ремантадин стоит около ста рублей. Что касается стоимости тамифлю, я недавно покупала по 1200 рублей в капсулах. Детская форма стоит дешевле.
Кстати, из пяти противовирусных препаратов четыре – отечественные, за исключением тамифлю. Видимо, минздрав хотел таким образом поддержать отечественных производителей. Буквально на днях президент Дмитрий Медведев говорил о вытеснении импортными лекарствами отечественной фармацевтической продукции, призвав исправить ситуацию. Потому что мы становимся заложниками иностранных поставщиков. Он сделал акцент на том, чтобы фармацевтический рынок России заполнить отечественными лекарствами.
— На ваш взгляд, новый минимальный перечень лекарств достаточный? Не получится ли так, что с рецептом в руках людям придется бегать по аптекам?
Перечень вполне приемлемый. Основная цель, которую преследует правительство, — уйти от вопросов самолечения, включив многие препараты в рецептурный отпуск. Сегодня же львиная доля лекарств находится в свободной продаже. Что касается рецептурных препаратов, то они все равно будут в аптеках, несмотря на то, что не входят в обязательный ассортимент.
Один из пунктов приказа Минздравсоцразвития определяет: если гражданин обратился в аптеку с рецептом, а такого лекарства нет, то в течение 5 дней препарат должен быть в нее доставлен. Этот момент был оговорен приказом №85 еще в 2005 году. Просто в нынешнем документе на этом пункте сделали особый акцент.
Хочу отметить, что отпуск лекарств по рецептам имеет разную срочность. Этот регламент никто не отменял. Кроме пятидневного срока для препаратов из «обязательного» перечня существуют и другие: «cito» — «быстро», при отсутствии лекарства его должны доставить в течение двух дней, «statim» — «немедленно», в срок, не превышающий 1 дня.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление