Обыкновенное чудо: театральный Фавор

Зал стоял и бил в ладоши. Это была не дань традиции – аплодисменты очередной премьере в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова, а благодарность зрителей за то, что во время спектакля «Сотворившая чудо» биение их сердец совпадало, входило в резонанс с действием на сцене.

Обыкновенное чудо: театральный Фавор

Отбивая ладоши, я радовалась не только счастливому финалу. Тогда предчувствовала, а сейчас уверена: спектакль – не просто удача постановщиков и актёров, а духовный прорыв. Соучастие очищает, укрепляет в надежде, что в жизни всё ещё есть место добру. Эту вызревшую потребность времени остро ощутил театр; реализовал её в спектакле при участии известного московского режиссёра Ю. Ерёмина и молодого режиссёра-постановщика С. Гонзирковой.

Автор У. Гибсон на основе биографии удивительной женщины Элен Келлер написал пьесу о жизни реальных людей. В полуторагодовалом возрасте Элен лишилась слуха и зрения. Она была обречена на жалкое существование, а стала известным писателем, доктором философии, общественным деятелем. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос на протяжении всего спектакля ищут режиссёр и актёры Ставропольского театра драмы.

В Евангелии есть притча о Преображении Иисуса Христа на горе Фавор. После мучительной смерти Сына Божьего на кресте апостолы вновь видят Спасителя живым и ПРЕОБРАЖЁННЫМ: «его лицо и одежды сияют». Суд и мучительная кончина Учителя внесли в души апостолов смятение. Незадолго до страшного суда во время допроса апостол Пётр (Симон) трижды отрёкся от Христа, остальные разбежались. Для ВОСКРЕСШЕГО Иисуса Христа встреча с учениками после физической кончины – возможность доказать своё присутствие в жизни людей и после смерти.

Процесс рождения сознания и души в девочке Маугли – таинство и реальность одновременно. С. Гонзиркова прекрасно понимала, что показать сотворение чуда средствами театра можно, лишь отыскав объяснимые, понятные зрителю реалии. Практически ни разу в ходе действия не упоминается слово «Бог», но присутствие чистой силы, питающей героев, ощущается всё время. Поставлен спектакль с большим уважением к оригинальному тексту, но по-своему, с чётко выстроенной драматургической линией, когда напряжённая, на разрыв аорты, работа гувернантки-учителя со слепоглухонемой девочкой - жёсткое взаимодействие-противостояние героев перерастает в изнурительный труд уже не ума, а сердец. Важно, что для своей постановки Ставропольский театр выбрал не подробный текст пьесы Уильяма Гибсона, а созданный на этой основе сценарий Ю. Ерёмина. Режиссёр-постановщик как бы «свернула» авторские заметки, ностальгические воспоминания и диалоги в жёсткое экспрессивное действие; это не изменило сути, но добавило происходящему на сцене динамики. Уже первая встреча с героями спектакля набирает напряжённый, словно учащённое сердцебиение, ритм. Считанные минуты на залитой солнцем веранде в усадьбе капитана Келлера царит спокойствие. Всё вмиг меняется, когда на сцену на ощупь пробирается странное существо в испачканном платьишке с оборками. Это Элен - слепоглухонемая дочь супругов Келлеров. Актриса Ольга Буряк играет эту роль так, что зритель на второй минуте действия уже не сомневается: это действительно больной незрячий ребенок. У сшитой няней куклы ищет глаза, не находит - и от этого приходит в ярость. Наткнувшись на оставленную корзинку с шитьём, выдёргивает оттуда ножницы и с выражением бессмысленной радости начинает ими размахивать. Взрослые бросаются к Элен, та сопротивляется, бьётся в истерике. Первым решается высказать вслух предложение о приюте для неукротимого ребенка Джеймс, сын капитана Келлера от первого брака. В исполнении артиста
В. Таранова резонёр Джеймс - остроумный, во всех отношениях приятный молодой джентльмен. Но и одинокий, непонятый близкими. Именно из его язвительных реплик становится ясно, что далеко не все ладно в доме Келлеров.

Родственники, хоть и взволнованы очередной выходкой девочки, но не готовы к кардинальным переменам. Мать Элен, Кейт, настаивает на поисках учителя. Так в доме появляется гувернантка Анни Сюлливэн. С одной стороны - обычный, а с другой - почти мистический случай сводит в нужное время и в нужном месте два одиночества.

Упрямая Анни в исполнении И. Баранниковой – умная, по-мужски упорная особа. Размашисто-решительная в жестах и поступках, в минуты волнения она меряет сцену аршинными шагами. Для учительницы гувернантка не безукоризненна в манерах – со скоростью новобранца поглощает обед, озадачивает добропорядочное семейство резкостью суждений и действий. Сама ослепшая в раннем детстве, Анни перенесла множество операций, прозрела и стала самой способной ученицей доктора Хоу, автора науки о том, как работать со слепоглухонемыми детьми. Её «школа жизни» была жёсткой: девушка научилась держать удар, однако и ценить самую малую помощь. Хозяин дома взбешен несговорчивостью гувернантки. Тамерлан Коченов в роли шерифа округа Артура Келлера – классический представитель профессии, не предполагающей сантиментов. Согласиться на условия гувернантки – удар по его мужскому самолюбию. А для Кейт, матери Элен, – это последняя надежда на перемены в жизни дочери. Выбор на роль Кейт молодой актрисы Ю. Бескровной, что называется, - стопроцентное попадание. Ю. Бескровная - настоящая английская леди, безукоризненно одетая и причесанная, умеющая и вести себя, и достойно выглядеть. Именно эта, с виду хрупкая женщина держит на себе и дом, и порядок в нем. Кейт, а не брутальный Келлер принимает на себя груз окончательных решений. В решительный момент капитан спрашивает у Анни, чему та собирается научить Элен. «Речи, - отвечает гувернантка. - Речь для мозга значит больше, чем свет для глаз».

Условия гувернантки приняты. Уютная веранда превращается то ли в кладовую, то ли в клетку. Всё последующее действие происходит при тусклом мерцании свечей - как бы в темноте.

В притче о Воскресении Христа есть особо значимое место. Христос Преображённый показал людям, что каждый из нас, сотворённый по образу и подобию Божию, способен преобразиться сам и помочь преобразиться другому. Там же, на Фаворе, апостолы получают от Спасителя завет: отныне и навеки БЫТЬ ТВЁРДЫМИ в ЗВАНИИ и ПРИЗВАНИИ, ибо только так можно спасти душу, а с ней дарованную человечеству вечность.

В спектакле, основой которого являются реальные персонажи и события, всё время как бы подспудно существует второй - мистический план. Реальна солнечная веранда, машина, которая выкатывается на сцену; колонка с бьющим вверх фонтанчиком воды. В той же мере нереальна тёмная комната-клетка. В ней трудно, нервно, изнурительно проходит работа по «подготовке к чуду».

Во втором действии зрители становятся свидетелями борьбы Анни Сюлливэн за право реализовать своё Призвание, состоящее в спасении души несчастной девочки. Анни старается приучить Элен к дисциплине. Она уверена, что именно послушание будет теми воротами, через которые ЗНАНИЕ найдёт путь к СОЗНАНИЮ, так что УПОРСТВО в достижении цели – единственный путь к победе над инстинктами. Когда родители наконец-то получают возможность увидеть плоды трудов обучения, они не верят своим глазам: девочка, словно маленькая леди, заправляет за ворот салфетку, придвигает к себе чашку, неторопливо и аккуратно управляется с вилкой и ножом. Анни может уезжать. Довольны все, кроме самой Анни. «Послушание – это не дар. Послушание без сознания – та же слепота». А сознание Элен всё ещё спит. Но хозяева уже расплатились с гувернанткой. Её ждёт машина. На сцене появляется Элен. Ощупывает пустое место рядом с собой и, не обнаружив Анни, начинает метаться. Бросаясь из стороны в сторону, нечаянно оказывается рядом с колонкой. Струя воды бьёт ей в руки, она яростно отмахивается так, что брызги летят в стороны, и вдруг застывает на месте… В тишине замершего зала напряжённо, но вполне внятно звучит одно слово «ВОДА». Вот оно! Элен ВСПОМНИЛА и ПОНЯЛА ТО, к чему так упорно подводила ее Анни. Учительница бросается к ребёнку. Пальцами отстукивает слово на руке девочки. Они поняли друг друга. Эта встреча – момент объединения душ: не только проснувшееся Сознание девочки, но и проснувшаяся материнская любовь Анни к своей ученице – чувство, которое, пройдя через жестокие испытания сиротства, болезни, потерь, сама обрела впервые. В исполнении артистов Ставропольского театра это не хеппи-энд очередного спектакля, а настоящее, хоть и обыкновенное ЧУДО. Освобождение больной девочки от пут темноты, а её учительницы - от невзгод, злой судьбы, одиночества. И для всех – победа, чего тут скрывать, - со слезами на глазах. Катарсис, одним словом.

Тамара КУЛИКОВА, член Союза журналистов РФ, член СТД РФ. 

Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ.



Последние новости

Все новости

Объявление