Очередь за ''льготными'' лекарствами поубавилась

Лариса Денежная
Федеральный закон по монетизации льгот действует без малого четыре месяца. Улеглись митинговые страсти его сторонников и противников. Но это вовсе не значит, что с реализацией реформы дела обстоят благополучно. По-прежнему уязвимым звеном в ней остается лекарственное обеспечение.

Есть ли положительная динамика в отпуске медикаментов? Какие сегодня существуют проблемы? На эти и другие вопросы отвечает заведующая МУП 'Социальная аптека'

Ирина Умаровна Борлакова.

- С отпуском лекарств федеральным льготникам ситуация улучшается. Если раньше поставщики могли нам обеспечить только около ста наименований препаратов из трехсот шестидесяти четырех, утвержденных в перечне, то сейчас – в полтора раза больше. Такого ассортимента лекарств для льготников у нас никогда не было. Раньше (до выхода ФЗ № 122) люди были рады даже бесплатной тетрациклиновой мази. Но дело в том, какое количество медикаментов 'закрыто' по той или иной позиции. Некоторые препараты мы получаем по две-три упаковки на всю аптеку и ее филиалы. Как их разделить на всех? Недавно получили препарат кардура… одну упаковку. Выглядит как издевательство. Зато региональный поставщик, наверное, отчитался по наличию этого препарата в ассортименте. Есть и такие лекарства, которые вообще к нам не поступали – а это порядка пятидесяти наименований.

На сегодня аптекой и ее филиалами не отоварено 1400 рецептов, они находятся на отсроченном обслуживании. Месяц назад их было около пяти тысяч. В начале апреля аптека получила лекарств на 8,5 млн рублей, в том числе и предуктал, на отсутствие которого раньше было больше всего нареканий, а также популярный мезим форте и кавинтон. В общем, ассортимент сейчас довольно-таки неплохой.

- Ирина Умаровна, часто к нам обращаются читатели с одним и тем же: мол, нужного лекарства в аптеке не оказалось и приходится переписывать рецепт, так как срок его действия истек. Людям приходится опять идти по кругу: выстоять очередь в регистратуре, где запись к участковым врачам идет порой за две недели, и пр. А ведь причина этого кроется зачастую в том, что медики не знают, есть ли тот или иной препарат в наличии…

- Сейчас эта проблема устранена. Каждую неделю мы информируем начмедов поликлиник не только о наличии тех или иных препаратов в аптеке, но и их остатках, те, в свою очередь, - врачей. В медучреждениях идет и внутренний контроль – сколько и каких лекарств выписано, входят ли они в перечень.

Система выписки льготных рецептов постепенно упорядочивается. Сейчас врач указывает 'химические' наименования лекарств, а не торговые. И если в аптеке нет какого-то препарата, пациенту предлагают равнозначную замену. Больному не нужно ехать в поликлинику, снова томиться в очередях, чтобы переписать рецепт. А в наших филиалах, которые находятся в лечебных учреждениях, еще проще. Если срок рецепта истек, фармацевт сам поднимается к врачу и переоформляет документ на месте.

Мы стараемся, чтобы 'отсроченных' рецептов было как можно меньше. Но иногда сами пациенты мешают нам в этом. К примеру, нет какого-то лекарства, выписанного врачом. Мы предлагаем синонимичный препарат, даже не аналог - он изготовлен из той же субстанции, что и назначенный. Больной категорически отказывается от замены: мол, врач назначил лекарство конкретной фирмы-изготовителя, и все. Вот сейчас наш водитель поехал на склад 'Ставропольфармации' за препаратом метотрексат австрийского производства. Пациент отказался от отечественного под таким же названием. Но ведь не секрет, что некоторые врачи лоббируют интересы конкретных фармацевтических предприятий.

Или вот раньше назначали многим 'сердечникам' предуктал. Мы предлагали замену – милдронат. Отказывались. Сейчас поступил предуктал (спасибо, город помог средствами) - требуют милдронат. Потому что врач выписал. Наверное, и доктора должны объяснять больным, что есть лекарства абсолютно равноценные, их разница – только в названии и изготовителе.

А так крайней получается аптека. Да еще и Роспотребнадзор стал наказывать наших сотрудников за нарушение срока отпуска лекарств – положено в течение десяти дней. Недавно вообще абсурдная ситуация произошла. Проверяющие увидели, что мазь фастумгель выдали по рецепту на шестнадцатый день после его выписки. Сотрудницу аптеки за это

оштрафовали на 500 рублей (при ее-то мизерной зарплате!). Но ведь пациент приходит в аптеку, когда ему удобно. И лекарство было выдано по рецепту в день его предъявления. В итоге сотрудница уволилась. У меня лежит еще шесть заявлений от работников головной аптеки и филиалов о предоставлении трудового отпуска с последующим увольнением. В общем, фармацевты оказались под двойным прессом: с одной стороны - контролирующие инстанции, с другой – больные. При том что никаких денег за работу в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников по ФЗ № 122 мы еще не получали. Компьютерную программу по обработке отпущенных лекарственных средств приобретали за свои средства – каждый месяц нужно отчет сдавать: кому, сколько и каких препаратов отпустили. Зарплату пяти операторам платим тоже из доходов аптеки.

А тут 1 апреля нам наконец-то поставили обещанный программный продукт. Формат его работы несколько другой. И сейчас практически без выходных с восьми утра и до восьми вечера операторы вносят все отчетные данные за четыре месяца по каждому льготнику – а их 42 тысячи! Вот так и работаем в режиме форс-мажора.

- Как помогает вам городская администрация?

- Поддержку местных властей мы ощущаем постоянно. Городская администрация в курсе всех наших проблем. Сейчас вот нам выделяют компьютер. Мы его установим прямо на прилавок – для учета рецептов отсроченного обслуживания, которые пока ставим на контроль в гроссбухе, записывая все вручную. Благодаря администрации мы смогли приобрести противосудорожные препараты для детей. Ведь, как правило, дети-инвалиды с ДЦП воспитываются только матерью – отцы бегут из семьи от проблем. Сейчас город дает нам беспроцентный кредит в размере 300 тысяч рублей для пополнения оборотных средств. Ну а заместитель начальника горздравуправления по лекарственному обеспечению Наталья Василенко, можно сказать, днюет и ночует у нас. Помогает нам и минздрав края. Спасибо всем за поддержку.

- Ирина Умаровна, недавно Минздравсоцразвития России приняли приказ о внесении изменений в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной медицинской помощи льготникам. Срок его введения – с 1 июня. В центральных СМИ прозвучало, что этот список расширен. Какие группы препаратов в него вошли?

- В новой редакции перечня содержится 457 препаратов по международным непатентованным наименованиям. А это более двух тысяч лекарственных средств по торговым названиям. Изменения в перечень были внесены на основе анализа потребности медикаментов в регионах. В него добавлен весь спектр препаратов для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний – ведущей причины смертности в России. Но, пожалуй, больше всего 'расширенного' перечня ждали онкологические больные. Теперь в нем представлено более 50 противоопухолевых лекарств, в том числе дорогостоящие препараты платины. Перечень также дополнен препаратами для лечения рассеянного склероза, гемофилии. В него внесли и такие популярные у пожилых пациентов лекарства, как валокордин, проноран, циннаризин, омник.

Но одно дело – лекарства на бумаге, другое – сможет ли обеспечить заявки региональный поставщик. Как бы аптека снова не оказалась крайней.



Последние новости

Все новости

Объявление