Олимпиада – повод для благоустройства

Валерий Манин

Олимпиада – повод для благоустройства
 По мере того как Сочинская Олимпиада приближается, стихают стоны по поводу ее срыва. Даже самым заклятым врагам России уже абсолютно очевидно  – Игры в Сочи не только состоятся, но и, судя по всему, будут самыми организованными и массовыми. Для сравнения: в Сочи будет разыграно 98 комплектов наград – это на 12 больше, чем в Ванкувере. За них будут бороться спортсмены из 85 стран. Кроме судей и официального обслуживающего персонала олимпийцам будут помогать 25 тысяч волонтеров, большая часть из которых прошла обучение, а кое-кто и стажировку в Казани на Универсиаде.

В Сочи уже проведено более 70 тестовых соревнований, в том числе 21 – международного уровня. Это втрое больше, чем в Ванкувере! В этих соревнованиях приняли участие более трех тысяч спортсменов из 60 стран, а освещали их более 3800 журналистов. По всем турнирам получены только положительные отзывы от МОК, спортивных федераций, спортсменов и большей части журналистов. Все это вынудило недоброжелателей Олимпиады изменить вектор негатива. Теперь уже нытье идет не по поводу качества будущих Игр, а по поводу того, нужны ли они для России вообще. Учитывая широту посыла, легко можно спрогнозировать, что разговор на эту тему практически бесконечен. Побывав в течение последнего года несколько раз как в самом Сочи, так и на большинстве олимпийских объектов, причем добирался к олимпийской столице и по железной дороге, и на автомобиле, побеседовав и с гостями курорта, и с его жителями, решил высказаться по поводу увиденного и дискуссии о «нужности» Олимпиады для страны.

Не буду влезать в разговор о полезности Олимпийских игр с точки зрения политики и международного престижа России – я в этом вопросе не бог весть какой специалист. А вот промолчать о том, что увидел лично, не имею права.

Если отбросить те неудобства, что принесли сочинцам олимпийские стройки, то Олимпиада для города-курорта – благо! По сути, Игры были лишь поводом для коренной модернизации всей инфраструктуры Большого Сочи. Согласно Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта здесь должно быть возведено 206 объектов. Но только 30 из них непосредственно связаны с проведением соревнований. А оставшиеся 176 призваны работать на сам город-курорт и определенную часть Черноморского побережья.

Олимпиада – повод для благоустройства
 

Оппоненты могут спросить: а не лучше ли было, не строя массу уникальных спортивных объектов, далеко не все из которых найдут применение после Олимпиады, вложить деньги в возведение объектов инфраструктуры побережья? Думаю, лучше (если отбросить политический момент). Но такая у нас страна, что, для того чтобы сделать что-то очевидно необходимое, нужен совсем не очевидный для этого повод.

Понятно, что куча ледовых арен для совсем не конькобежно-хоккейного города – перебор. Не убежден, что 40-тысячный стадион «Фишт» после Олимпиады будет востребован в городе, где проживают примерно 400 тысяч человек. Но ведь уникальные санно-бобслейные и горнолыжные трассы, трамплинный и биатлонный комплексы, в которых в России большая необходимость, никуда не денутся. Теперь сборным страны по многим зимним видам спорта не надо будет большую часть года, ссылаясь на отсутствие надлежащих условий, проводить на европейских курортах. Трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова, протестировав лыжные и биатлонные трассы «Лауры», заявила, что в мире немного найдется мест, более пригодных для тренировок, чем эти. Думаю, это же можно отнести и к горнолыжному центру, и к экстрим-парку «Роза Хутор», и к прыжковому комплексу «Русские горки», и к центру санного спорта «Санки».

Не думаю, что, как предполагают чиновники разного уровня, что в Сочи хлынут зарубежные гости и город станет туристической Меккой. Но ведь то, что уже сделано для проведения Олимпиады, будет использоваться россиянами.

А сделано много. Месяца полтора назад, когда побывал в Сочи в последний раз, на автомобиле добирался до Красной Поляны по традиционной дороге через центр почти на два часа дольше, чем когда возвращался по новой трассе. В районе Большого Сочи построено 367 километров новых дорог и мостов, проложено почти семь километров тоннелей, действует автодорога «Дублер Курортного проспекта». А это, к сведению, более 16 км четырехполосной проезжей части, большая часть которой проходит по тоннелям и эстакадам.

А во что превратился аэровокзальный комплекс Адлера? Сказка! В силу различных технических новшеств пропускная способность аэровокзала возросла более чем в два раза. Я уже не говорю о комфорте – европейский сервис!

Кто бывал в Сочи, знает, как медленно ползут поезда вдоль моря. Кардинальным образом решить эту проблему весьма затруднительно. Но вот увеличить пропускную способность полотна можно. Уже сейчас сделано от Туапсе до Сочи девять двухпутных вставок, что позволяет на участке Туапсе–Сочи пропускать 127 пригородных поездов.

Олимпиада – повод для благоустройства
 

Кто раньше бывал в Сочи, знает, что здесь всегда были проблемы с энергоснабжением: то свет самопроизвольно отключался, то электричество подавалось по графику, то элементарно в сети не хватало напряжения.

А теперь под обслуживания олимпийских объектов проведена модернизация и укрупнение всей системы энергоснабжения Большого Сочи. Сочинская ТЭС расширена вдвое, Джубгинская ТЭС увеличила мощность до 180 мегаватт и теперь может обслуживать даже Новороссийск, а новая Адлерская ТЭС мощнее Джубгинской вдвое. Для ее питания проложен газопровод с производительностью без малого четыре миллиарда кубометров в год! Это позволило газифицировать многие населенные пункты.

Проложено более 700 км кабельных электросетей, причем большей частью в земле, что исключило вырубку леса для опор ЛЭП.

Кстати, Сочинская Олимпиада является одной из самых «зеленых» – ее система экологического менеджмента получила сертификат соответствия международным стандартам. Она предусматривает компенсационные мероприятия экосистемы, утилизацию отходов (в Хосте вместо мусоросжигательного завода введен в строй мусоросортировочный комплекс; в Красной Поляне построены очистные сооружения с применением нанотехнологий; в Адлере уже запущена в действие первая очередь новых очистных сооружений; твердые бытовые отходы не сваливаются на полигоне, который рекультивирован, а вывозятся за пределы Черноморского побережья; разработана целая система управления отходами на объектах Игр и так далее).

Само собой разумеется, значительно увеличилась приемная возможность гостиниц. Их построено почти на 20 тысяч номеров. А сколько реконструировано старых! По проекту большинство зданий Олимпийской деревни (как горной, так и приморской) будут проданы, что дает определенные возможности как самим сочинцам, так и жителям иных регионов улучшить свои жилищные условия. Ну это если хватит денег...

Кстати, наличие большого числа гостиничных мест, призванное снизить дефицит жилья в летнее время для отдыхающих, является одной из причин неоднозначного отношения к Олимпиаде самих сочинцев. Не секрет, что при отсутствии стабильной трудовой занятости жители Сочи основу своего бюджета закладывали в курортный сезон, сдавая приезжим под жилье все клетушки, обеспечивая их питанием и так далее. А вот теперь практически при том же объеме рынка труда у многих из них не будет возможности сдавать отдыхающим жилье, так как концептуально у тех имеется возможность жить в комфортабельных гостиницах. Почему лишь концептуально? Да потому, что нынешние цены в сочинских отелях, мягко говоря, кусаются. Не уверен, что много россиян готово выкладывать тысяч по пять в сутки за проживание. А питание? Совсем не дешево. То же и на рынке.

Хотя и коренные сочинцы виноваты, что цены в городе растут едва ли не в геометрической прогрессии. Привыкнув быть в качестве монополиста, они не хотят приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. А они таковы, что при наличии конкуренции надо держать ухо востро и оперативно реагировать на изменение рынка: когда поднять цену, а когда и сбросить. А то, что получается: поздняя осень на Черноморском побережье – благодатное время. Поспели фрукты, виноград, а хурмой завалены все придорожные рыночки. Решил я по дешевке купить хурмы, но, узнав цену, отказался от намерения. Оказалось, что в Ставрополе на рынке этот фрукт дешевле. Причем на протяжении всего пути от Красной Поляны до Джубги торговцы держат одинаковую цену. Но хурма – не картошка и даже не яблоки. Она – фрукт деликатный, долго не пролежит – неделя–другая, и выбрасывай. Продавцы готовы хурмой кормить свиней, но не уступят ни копейки.

И так почти во всем. На остановке такси, где я временно припарковал свой автомобиль, услышал торг таксиста с приезжим. Таксист остался без клиента, но от заданной таксы не отступил ни на грош. Что будет в курортный сезон...

Хотя, возможно, жизнь научит приспосабливаться к ее выкрутасам и сочинцев. И они поймут: что сделано для Олимпиады, сделано и для них, и для нас. Соревнования закончатся, а останутся отремонтированные дороги, новые тоннели и эстакады, надежное электроснабжение, газ в крохотных прибрежных поселках, обилие гостиниц... Важно с умом распорядиться этим олимпийским наследством.

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление