Оружие, как и пальцы, оставляет уникальные следы

Наталья Ардалина

На недавнем совещании экспертов в Иркутске Ставропольский ЭКЦ отметили в числе лучших

Если на сцене висит ружье — в последнем акте оно выстрелит. Если же оружие выстрелило на территории Северо-Кавказского федерального округа, весь его путь отследят в Экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Именно здесь находится единая региональная пулегильзотека по СКФО.

День создания единой региональной пулегильзотеки легко запомнить: 11.11.2011 года. Этот проект стал пилотным для страны, сегодня по его примеру начинают создаваться пулегильзотеки по другим округам. Но на самом деле, эксперты признаются, такого объема работы, как на Северном Кавказе, больше нет ни в одном регионе. Только за первые полгода 2016-го ставропольские баллисты отработали более тысячи материалов.

На недавнем совещании экспертов в Иркутске Ставропольский ЭКЦ отметили в числе лучших. Благодаря именно единой системе раскрываемость преступлений с использованием огнестрельного оружия повысилась в полтора раза.

Сегодня в отделе баллистики трудится десять экспертов, у всех приличный опыт по этой специальности, от 5 до 20 лет, рассказывает начальник отдела традиционных экспертиз и баллистических учетов ЭКЦ ГУ МВД России по СК майор полиции Анатолий Лябухов. Именно сюда стекается все оружие (или же стреляные гильзы от него) из семи субъектов страны — наш край, республики Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, РСО - Алания.

Необходимость создания единой пулегильзотеки стала очевидной, когда оружие, особенно незаконно находящееся на руках у людей, начало перемещаться между регионами. Сегодня пистолет выстрелил где-то в КЧР, завтра — уже в Дагестане. Теперь эксперты могут с легкостью проследить весь его путь. Недавний случай: при ликвидации боевиков в Дагестане был изъят пистолет ТТ. Эксперты из отдела баллистики быстро установили, что именно при помощи этого оружия было совершено убийство в Новоселицком районе Ставрополья еще в 2012 году.

Видов учета у баллистов несколько: отдельно по «травматике» (огнестрельное оружие ограниченного поражения), отдельно по нарезному. Один вид учета — контрольный отстрел, другой — с мест происшествий. «Травматика» сегодня в крае стала звучать гораздо реже - это результат контрольного отстрела, который проводится в добровольном, но сильно рекомендуемом порядке. Понимая, что данные об оружии занесены в пулегильзотеку, человек десять раз подумает, прежде чем применить его.

«Почту» же с мест происшествий эксперты получают практически каждый день, больше всего из Дагестана. Бывает затишье — два-три дня, больше недели ни разу не было. Иногда к ним поступает оружие, которое сначала нужно отстрелять и только затем работать с гильзами. Для этих целей есть тир со специальными пулеулавливателями, приборы для измерения скорости выпущенной пули — это нужно, чтобы определить ее поражающую способность. Пару раз привозили совсем уж «экзотику» — пулемет или снайперскую винтовку. Чаще всего на Северном Кавказе стреляют автоматы Калашникова, пистолеты Тульского-Токарева, Макарова, Стечкина и переделанные из травматического или гладкоствольного оружия стволы. К сожалению, для «умельцев» проделать такую операцию не составляет большого труда.

Чаще же с мест происшествия привозят уже стреляные гильзы. Задача эксперта — сказать, из какого оружия они выпущены, «засветился» ли этот «ствол» на других происшествиях. Казалось бы, несколько автоматов, изготовленных на заводе по одному и тому же шаблону, должны оставлять на пулях и гильзах совершенно одинаковые следы. Ан нет, они, как отпечатки пальцев, совершенно уникальные, двух одинаковых не найдешь. При этом, как и пальцы, оружие сохраняет свою индивидуальность всю жизнь, были случаи, когда эксперты устанавливали совпадения спустя десятки лет после первого попадания в базу данных.

Сама пулегильзотека — это не только файлы, хранящиеся в памяти компьютера, но и кабинет с множеством стеллажей, до упора заполненных специальными «кассетами», каждая из которых вмещает сотню гильз. Строгая система учета позволяет быстро найти нужную гильзу из десятков тысяч экземпляров. Кстати, пулегильзотека по СКФО составляет примерно 60-65 % от всей российской базы данных...

После многочисленных фильмов и сериалов на телевидении нам кажется, что эксперту, по сути, ничего не надо делать, просто нажать кнопочку, и машина сама выдаст ему все необходимые результаты. Действительно, у ставропольских экспертов, как они сами отмечают, одна из лучших в мире систем «POISC». Но в реальности машина только выдает рекомендации по совпадению, а последнее слово все равно остается за человеком. Эксперт обязан лично сравнить гильзы и убедиться, что они действительно выпущены из одного и того же оружия. «От нашего заключения зависит чья-то судьба, - отмечает Анатолий Лябухов, - поэтому права на ошибку в этом вопросе мы не имеем».

У каждого эксперта на столе — флакончик из-под лака для ногтей. Удивляюсь — вы все тут ногти красите? Оказывается, перед работой гильзу нужно тщательно очистить от всевозможных загрязнений, и удобнее всего это делать при помощи кисточки для лака. Система «POISC» сканирует гильзу или пулю и выдает на экран картинку, которую можно увеличить в сотни раз, чтобы изучить характерные особенности следов, оставленных оружием. Можно даже «покрутить» картинку в 3D-формате, внимательно рассмотреть ее со всех сторон...

Но машина — машиной, а без микроскопа никак. Особого внимания заслуживает большой аппарат, который используют для визуального сравнения. Он позволяет одновременно рассмотреть сразу две гильзы или пули, определить, совпадают ли следы от выстрела на них.

Все материалы у баллистов — срочные. Даже если они делаются в рабочем порядке, стараются уложиться в одни сутки. Если же материал доставлен с места происшествия, эксперт, понимая, что по «горячим следам» оперативникам легче раскрыть преступление, приедет на работу в любое время суток. 

баллистика, пули, эксперты

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление