Особый талант – быть педагогом
.Ровно 30 лет назад, 15 мая 1993 года, Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Международный день семьи. В России этот праздник известен не так широко, как национальный День семьи, любви и верности, который ежегодно отмечают 8 июля.
Учреждая праздник, его целью ООН ставила привлечение внимания к решению проблем семей во всем мире и укрепление семейных ценностей. Со временем стало очевидным, что в разных странах эти ценности значительно отличаются и даже вступают в противоречие. Для России самым главным для семьи были и остаются любовь, взаимопонимание, воспитание детей, сохранение духовных традиций. Особым уважением в нашей стране пользуются профессиональные династии.
В Год педагога и наставника, объявленный в России, особенно хочется рассказать об учительских династиях, отдать должное специалистам образовательной сферы. От них, без преувеличения, зависит будущее государства. Их талант и профессиональный опыт помогают личностному формированию молодого поколения.
С уважением к прошлому, с надеждой на будущее
Педагоги одной из таких династий носят фамилии Полухиных, Толоконниковых и Рехман.


Учитель русского языка и литературы ставропольской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 19 Анастасия Васильевна Рехман не понаслышке знает, что такое труд учителя. Ее мама, Татьяна Валерьевна Толоконникова, окончив в 1996 году филологический факультет Ставропольского педагогического института, вышла замуж и уехала жить и работать в станицу Расшеватскую Новоалександровского района. Татьяна Валерьевна начала свой путь учителем русского языка и литературы и уже через три года стала заместителем директора по воспитательной работе. С 2007-го она занимает должность директора. Человек творческий, потомственная казачка, Татьяна Валерьевна увлекла коллектив новыми формами патриотического воспитания, и с 2011 года средняя школа станицы Расшеватской стала казачьей. Татьяна Валерьевна имеет награды от руководства Новоалександровского района, Ставропольского края и министра обороны Российской Федерации.

Бабушка Анастасии Васильевны, Вера Николаевна Толоконникова, всю свою жизнь посвятила юным казачатам. Окончив Железноводское педагогическое училище в поселке Иноземцево, с 1969 по 1995 год работала в детском саду № 25 «Ромашка» станицы Расшеватской Новоалександровского городского округа. Вера Николаевна прошла путь от помощника воспитателя до заведующей. Повзрослевшие воспитанники до сих пор вспоминают ее самыми теплыми словами.

Прадедушка Анастасии Васильевны, Иван Петрович Полухин, встретил свою будущую жену, тогда студентку биологического факультета, Надежду Васильевну, в годы обучения в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. Поженившись, молодые педагоги поехали в станицу Старогладковскую Шелковского района (с 1938 по 1943 год эта территория входила в состав Орджоникидзевского края). Иван Петрович стал работать учителем математики, а Надежда Васильевна преподавала биологию. Грянула Великая Отечественная война, и Иван Петрович ушел на фронт. Получив ранение, он вернулся в станицу и продолжил преподавать. Иван Петрович 37 лет отдал делу воспитания детей, а его супруга – 31 год.
Общий педагогический стаж династии Полухиных – Толоконниковых – Рехман на сегодняшний день составляет 122 года. Учительская династия продолжается, и в ее истории точку ставить рано.
Фото из семейного архива династии Полухиных – Толоконниковых – Рехман
275 лет педагогического стажа династии Горбачевых – Грищенко – Жильниковых


Династия педагога-психолога детского сада № 4 Ставрополя Анастасии Алексеевны Жильниковой объединяет четыре поколения. Ее основателями стали прабабушка Мария Ивановна и прадедушка, Алексей Семенович Горбачевы. 65 лет назад они пришли преподавать физику и математику в Камбулатскую среднюю школу Туркменского района. Педагогический стаж Алексея Семеновича составил 45 лет, Марии Ивановны – 42 года.

Продолжили династию Анастасии Алексеевны дедушка и бабушка Грищенко. Оба они ветераны труда, отличники просвещения. Дедушка, Сергей Иванович, начал свой педагогический путь как учитель технологии, а бабушка, Лариса Анатольевна, учителем начальных классов.
В 1980 году Сергей Иванович возглавил родную школу, став преемником своего отца. На протяжении 20 лет он был бессменным руководителем, а бабушка – заведующей дошкольным учреждением в этом же селе. Педагогический стаж Сергея Ивановича – 40 лет, Ларисы Анатольевны – 38 лет.
Оба их сына, а впоследствии и обе невестки, окончив в 1980-х годах Армавирский педагогический институт, приняли педагогическую эстафету. Дядя и тетя Анастасии Алексеевны – супруги Грищенко: Сергей Сергеевич и Валентина Семеновна более 20 лет работали в Овощинской средней школе Туркменского района учителями технологии и русского языка.
«Особую гордость для меня представляют мои родители, – говорит Анастасия Алексеевна. – Мой папа, Алексей Сергеевич Грищенко, учитель информатики средней школы села Овощи Туркменского района, его профессиональный стаж более 25 лет. Мама, Наталья Егоровна Грищенко, уже 35 лет преподает ребятам математику в этой же школе и является заместителем начальника управления образования администрации Туркменского муниципального округа. На примере своих родителей я и узнала, что быть настоящим педагогом одновременно трудно, почетно и интересно».


Общий стаж педагогов династии Горбачевых – Грищенко – Жильниковых составляет 275 лет.
Анастасия Алексеевна признается, что на ее пути встречались понимающие, чуткие, любящие детей и свою профессию педагоги. Часами она наблюдала, как руководит бабушка, как трудятся отец и мать. Уже тогда она решила стать педагогом, чтобы передавать свои знания новым поколениям.
На сегодняшний день педагогический стаж правнучки основателя династии – Анастасии Алексеевны Жильниковой – более 10 лет. Она с гордостью может сказать, что является достойным продолжателем педагогической династии и с честью носит это звание.
Фото из семейного архива династии Горбачевых – Грищенко – Жильниковых